Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №31 «Дюймовочка»
Познавательный проект
«В мире профессий»
Руководитель проекта:
Дмитриева С.А.
.
г. Майкоп 2023 г.
Образовательная область: познавательное развитие детей.
Интеграция: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид проекта: краткосрочный.
Актуальность проекта:
Все профессии прекрасны,
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши дети
Будут городу нужны.
В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
«Билет в будущее» - проект ранней профессиональной ориентации для дошкольников. Работа с мотивацией дошкольников, их предварительное знакомство с рынком труда, где в скором времени им предстоит стать полноправными участниками - это в первую очередь, влияет на их социализацию, которая поможет им быстрее адаптироваться в современном обществе, а также самостоятельно определиться с профессией в будущем.
Цель: формирование познавательного интереса к профессиональной деятельности человека.
Задачи:
Образовательные: расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей;
учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх;
помочь понять детям о важности, необходимости каждой профессии.
Развивающие: развивать коммуникативные способности, обогащать словарный запас
детей;
способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора, развитию активного словаря детей.
Воспитательные: воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых;
воспитывать положительное отношение и уважение к труду, к людям разных профессий.
Участники: воспитанники подготовительной группы, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: 2 недели (23.10.2023-03.11.2023)
Основные формы реализации проекта: беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, творческая мастерская, мастер-классы, виртуальные экскурсии, экскурсии, фотовыставка, консультации для родителей.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать:
- Название и назначение разных профессий;
- Понимание значения слова «профессия» - это дело, работа, основной род занятий;
- Атрибуты, особенности профессиональной фирменной одежды разных профессий;
- Профессии своих родителей.
Дети должны уметь:
- Понимать значение труда людей разных профессий;
- Ценить результаты труда людей разных профессий;
- Самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.
Продукт проекта: лэпбук «Профессии»
Этапы реализации проекта:
Этапы | Содержание |
1.Подготовительный | Разработка проекта. Выявление первоначальных знаний детей о профессиях. Сбор методического материала по теме проекта. Подбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы. Подбор наглядных пособий (фотографии, иллюстрации для рассматривания, дидактические и настольно-печатные игры). Подготовка и организация экскурсий. |
2.Практический | Проведение с детьми бесед о профессиях. Проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр, мастер-классов. Творческая мастерская. Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов). Рассматривание иллюстраций. Проведение экскурсий. Просмотр виртуальных экскурсий. Консультации для родителей. Проведение фотовыставок. |
3.Контрольно-коррекционный | Опрос детей на заключительном этапе проекта. Анализ проведённой работы с детьми и родителями. |
4.Заключительный | Изготовление лэпбука «Профессии», показ презентации. |
Механизмы реализации проекта:
Задачи | Образовательные: расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей; учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх; помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии. Развивающие: развивать коммуникативные способности, обогащать словарный запас детей; способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора, развитию активного словаря детей. Воспитательные: воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых; воспитывать положительное отношение и уважение к труду, к людям разных профессий. |
Развивающая среда | Фотовыставки: «Профессии родителей», « Кем работали наши бабушки и дедушки» Произведения художественной литературы по теме проекта. |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание иллюстраций в различных книгах. Самостоятельная изобразительная деятельность (рисование, раскраски). Сюжетно-ролевые игры. |
Совместная деятельность | Чтение рассказов, заучивание стихотворений. Рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях. Творческая мастерская. Дидактические игры. Проведение мастер-классов. Виртуальные экскурсии. Экскурсии. |
Работа с родителями | Помощь в организации фотовыставок «Профессии родителей», «Кем работали наши бабушки и дедушки». Помощь в проведении экскурсий, мастер-классов. Помощь в изготовлении лэпбука «Профессии». Консультации: «Как знакомить ребёнка с профессиями»; «Галерея профессий». Памятка «Дошкольник в мире профессий». |
Планирование и организация деятельности:
№ п/п | Мероприятия | Цели | Ответственные (Участники) | Сроки реализации |
1 этап – подготовительный |
1 | Опрос детей на выявление знаний о профессиях. | Выявить знания по теме проекта. | Воспитатели, воспитанники. | 23.10.2023г. |
2 | Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме. Продумывание творческих заданий для детей и родителей. | Создать условия для реализации проекта. | Воспитатели Дмитриева С.А., Фалько Е.Б. | 23.10.2023г.-24.10.2023г. |
2 этап – практический |
3 | Беседа «Что такое профессии?» | Выявить знания детей о всевозможных профессиях, о важности труда в жизни общества. | Воспитатель Фалько Е.Б. | 25.10.2023г. |
4 | Беседа « Профессии на стройке» | Расширять и уточнять знания детей о профессиях на стройке. | Воспитатель Дмитриева С.А. | 26.10.2023г |
5 | Беседа «Медицинский работник» | Формировать системные представления о труде мед. работников. | Воспитатель Фалько Е.Б. | 30.10.2023г. |
6 | Беседа « Кто работает в детском саду» | Закреплять знания детей о работе прачки, повара, помощника воспитателя и других работниках детского сада; воспитывать интерес и уважение к их труду. | Воспитатель Дмитриева С.А. | 31.10.2023г. |
7 | Беседа «Профессии наших родителей». | Закрепить знания детей о профессиях родителей; формировать представления детей о трудовой деятельности - её цели, планировании, общественном значении. | Воспитатель Фалько Е.Б. | 01.11.2023г. |
8 | Беседа «Кем ты станешь, когда вырастешь?» | Расширить познавательный интерес к профессиям, активизировать словарный запас; развивать логическое мышление; упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий. | Воспитатель Дмитриева С.А. | 03.11.2023г. |
9 | Дидактическая игра «Профессии» | Уточнить представления детей о труде взрослого, опираясь на «модели труда». Научить классифицировать предметы по способу использования. | Воспитатель Фалько Е.Б. | 25.10.2023г. |
10 | Дидактическая игра «Кто,чем занимается » | Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими. | Воспитатель Дмитриева С.А. | 26.10.2023г. |
11 | Дидактическая игра «Кому что нужно?» | Учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение. | Воспитатель Фалько Е.Б. | 30.10. 2023г. |
12 | Дидактическая игра «Кто это знает и умеет?» | Расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий. | Воспитатель Дмитриева С.А. | 31.10.2023г. |
13 | Дидактическая игра «Отгадай профессию» | Закрепить знания о профессиях, формировать представления о разделении профессий на мужские и женские. | Воспитатель Фалько Е.Б. | 01.11.2023г. |
14 | Дидактическая игра «Кем я хочу стать» | Формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями. | Воспитатели Дмитриева С.А. | 03.11.2023г. |
15 | Творческая мастерская (аппликация) «Повар» | Продолжать закреплять знания детей о профессиях, формировать представление детей о работе повара и для чего она нужна. Развивать умения детей создавать целостное изображение из готовых деталей. | Воспитатель Фалько Е.Б. | 27.10.2023г. |
16 | Творческая мастерская (рисование) «Кем я буду, когда вырасту» | Продолжать закреплять знания детей о видах профессий. Развивать композиционные умения. | Воспитатели Дмитриева С.А. | 02.11.2023г. |
17 | Виртуальные экскурсии: «Как делают шоколад», «Как пекут хлеб», «Поход к врачу» | Расширять знания дошкольников о реальной работе предприятий, воспитывать интерес к разным профессиям. | Воспитатели Дмитриева С.А., Фалько Е.Б. | в течение проекта |
18 | Экскурсии: аптека, почта, парикмахерская, библиотека, национальный музей, детский центр творчества. | Формировать у детей конкретные представления и впечатления об окружающей жизни. | Воспитатели Дмитриева С.А., Фалько Е.Б. | в течение проекта |
19 | Мастер-классы: «Профессия кондитер», «Профессия парикмахер», «Профессия медсестра». | Формировать представление детей о профессиях через познавательно - экспериментальную деятельность. | Воспитатели Дмитриева С.А., Фалько Е.Б. Кривулько А.С. | в течение проекта |
20 | Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» С. Маршак «Почта» В. В. Маяковский «Кем быть?» А.Богдарин«Знакомые профессии» Б.Заходер«Строители» «Шофер»,«Портниха» В.Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом» С. Михалков «Дядя Стёпа - милиционер» Р. Скарри «Город добрых дел» И.Карпова «Кем быть?» Н.Носов «Незнайка в солнечном городе» К.Чуковский «Доктор Айболит» | Закреплять знания детей о профессиях, обогатить словарь детей, формировать нравственные эмоции детей Развивать творческую активность детей, речь, память, внимание, любознательность. | Воспитатели Дмитриева С.А., Фалько Е.Б. | ежедневно |
21 | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Строители», «Пожарные», «Салон красоты», «Аптека», «Скорая помощь», «Детский сад», «Поварята». | Вызвать у детей интерес к профессиям, формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, воспитывать уважение к труду людей. | Воспитатели Дмитриева С.А., Фалько Е.Б. | ежедневно |
22 | Фотовыставки: «Профессии родителей»; «Кем работали наши бабушки и дедушки». | Совершенствовать знания детей о профессиях их родителей, развивать интерес к окружающему миру. | Воспитатели, родители, воспитанники. | 01.11.2023г. |
23 | Консультации: «Как знакомить ребёнка с профессиями»; «Галерея профессий». | Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей, помощь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций. | Воспитатели, родители. | в течение проекта |
24 | Памятка «Дошкольник в мире профессий» | Помочь родителям выстраивать общение с ребенком. | Воспитатели, родители. | в течение проекта |
3 этап – контрольно-коррекционный |
25 | Опрос детей на заключительном этапе проекта. | Выявить знания детей на заключительном этапе проекта. | Воспитатели, воспитанники. | 02.11.2023г. |
4 этап – заключительный |
26 | Лэпбук «Профессии» | Сoздание условий для закрепления знаний детей о многообразии профессий. | Воспитатели Дмитриева С.А., Фалько Е.Б., родители. | 03.11.2023г. |
27 | Презентация «Билет в будущее» | Подведение итогов реализации проекта. | Воспитатели Дмитриева С.А., Фалько Е.Б. | 03.11.2023г. |
Результат проекта:
1. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
2. Дети знают и называют большое количество профессий, правильно говорят названия этих профессий.
3. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии орудиях труда, трудовых действиях.
4. Дети более ответственно относятся к выполнению поручений, дежурствам, хозяйственно-бытовому труду.
5. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях: врач, фармацевт, строитель, продавец, парикмахер и др.
Использованная литература:
1. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера, 2005. – 64с.
2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Р. С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.
3. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых [Текст] / Н. А. Баранова [и др.] // Молодой ученый. – 2015. – №7.
4. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 90 с.
5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.
6. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Л. В. Куцакова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
7. Маханева, М. Д., Скворцова, О. В. Учим детей трудиться [Текст] / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64с.
8. Шорыгина, Т. А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 93с.
Ресурсы сети интернет.