СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательная игра : "Наши имена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: углубить знания детей об именах.

 

Задачи:

 - познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами;

- развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности;

-  способствовать сплочению ребят в коллективе;

- воспитывать уважение к имени.

Просмотр содержимого документа
«Познавательная игра : "Наши имена"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Чеботарская специальная школа-интернат»












Познавательная игра:

«Наши имена»








Подготовила и провела:

Бобылёва В.А.
















20 июля 2022 г.




Цель: углубить знания детей об именах;


Задачи:

- познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами;

- развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности;

- способствовать сплочению ребят в коллективе;

- воспитывать уважение к имени.

Ход мероприятия


l. Орrанизационный момент.

Звучит спокойная музыка.

- Давайте друг другу улыбнемся. От наших улыбок станет светлее!

2.Вступительное слово.

Сейчас я загадаю вам загадку, угадайте её и поймёте о чём сегодня мы с вами будем говорить.

Нас не было – оно было

Нас не будет – оно будет.

Никто ни у кого его не видел

А у каждого оно есть.

(Если дети не могут отгадать загадку, то педагог задаёт наводящие вопросы:

- Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?

- Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?

- Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга?»

Ну конечно же это-имя. У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. Итак, начинаем!

3. Из истории имён.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

Имя – это и судьба, и характер, и помощник на добрые слова, и защитник небесный. Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени.

В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвуч ным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.

В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Храбрый и умелый воин звался Ратибором (борющим рать), опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.

Были в древности имена: Волк, Медведь, Орёл, Лиса. Люди стремились быть похожими на то или иное животное, хотели перенять у зверя или птицы силу, выносливость, быстроту. Одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай.

Задание. Внимательно послушайте и запомните древние славянские имена: Любим, Несмеяна, Кудряш, Волк, Добрыня, Ждан, Нечай, Метелица, Друган. Попробуйте объяснить значение имен.

Кто-то может не поверить, что были такие имена, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков.

Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В конце X века под руководством киевского князя Владимира произошло «Крещение Руси». Обряд “крещения” состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Имена были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему. Даже в наши дни многие родители дают имена детям в честь святого- чаще всего того, чья память отмечается в этот день. День памяти святого называли именинами или днём ангела.

Мария- 8,19 и 25 февраля, 5 и 17 июня, 25 июля, 4 и 22 августа

Екатерина – 7 декабря

Дарья- 1 апреля

Большинство самых обычных наших имён, к которым мы привыкли и считаем своими, русскими, на самом деле являются иностранными. В нашем детском объединении есть греческие, латинские, еврейские и персидские имена.

4. Что же означают наши имена?

Сообщения учащихся по плану:

Меня зовут…

Моё имя означает…

Краткая характеристика имени. ( Дает педагог. )

5. Конкурсная программа


Дети делятся на 2 команды, дают название командам.

1 задание. Разминка — вопросы задаются поочередно первой и второй командам.

2. Кем из трех богатырей побежден Тугарин Змей? (Алешей Поповичем.)

3. Когда отмечается День святого Валентина? (14 февраля.)

4. Есть во ржи такой цветок,

Синеглазый паренек.

Так зовут ребят девчонки,


С нежной лаской... (Василек.)

5. Кто, скажи, всем панам - пан?

Ну, конечно же... (Степан.)

6. Премудрая, прекрасная,

Нежна, как зорька ясная.

Красива, как актриса,

Ты, наша... (Василиса.)

7. Ты - зорька долгожданная,

Любимая, желанная,

Ты - к жизни воскресение,

Что солнышко весеннее,

Твой дом - страна Россия,

Ведь ты... (Анастасия.)

8. Жемчужиной в море,

Цветочком в саду

Встречаешь ты зори

С природой в ладу,

Вся жизнь твоя

счастью открыта,

Родная моя... (Маргарита.)


9. Как звали человека, совершившего первый космический полёт? (Юрий Гагарин)

10. Как зовут Президента Российской Федерации (Владимир Владимирович)

Педагог. Молодцы, ребятки! Однако викторина - всего лишь разминка для ума. Следующий конкурс потребует от участников гораздо больших интеллектуальных усилий. (Приглашаются желающие (по 5 человек), им выдаются карточки с заданиями.)

2 задание . Филворд «Найди 26 имён»

3 задание. Конкурс «Аукцион знаменитых тезок».

Вспомним знаменитых Александров. (Александр Пушкин, Македонский, Невский, Радищев, Грибоедов, Блок, Грин, Дюма, Фадеев, Твардовский, Галич, Розенбаум, Малинин, Буйнов).

Назовите знаменитых Валентинов и Валентин. (Валентин Серов (художник; показать его картину “Стригуны на водопое”). Валентин Катаев (писатель; показать его книгу),Валентина Толкунова (певица), Валентина Легкоступова (эстрадная певица), Валентина Терешкова (летчик - космонавт; показать портрет).

4 задание.А что за события обозначают эти даты:

25 января (Татьянин день, День студентов).

14 февраля (День Святого Валентина, День всех влюбленных).

5 задание. Блиц - турнир.


В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

1 .Кто принёс куклу из магазина?

Ответ: Зина (магаЗИНА).

Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

6 задание. Придумайте к данному имени разные формы,

например, Лена, Елена, Ленок, Ленуся, Ленчик и так далее.

Кто сможет составить больше всего форм имени?

На уроках русского языка вы проходили правило про наши имена. Давайте вспомним, какое?

Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей,

И Сережа, и Андрей.

Никогда не забывайте –

Имя буквой выделяйте. Молодцы! А теперь вам предстоит очень сложное задание.

Педагог. Ну что ж, друзья, наш разговор об именах подходит к концу... Мне очень хочется, чтобы вы бережно относились к именам - своим и чужим, чтобы вы понимали, какая сила таится в каждом имени, и умели уважать и ценить её.

НАШИ ИМЕНА

Ещё с незапамятных давних времён

Мы носим немало прекрасных имён.

Всё самое светлое, доброе в них

Вложил человек, словно в песню и в стих.

В них - вера, надежда, святая любовь,

Стучит в них живая истории кровь.

И нам не даёт она право забыть

Того, кто мы есть, и того, как нам жить.

У имени есть и значенье, и цвет,

Оно и с природою держит совет,

Симфонией дивных созвучий своих

Нас имя пленяет, как песня и стих.

Но в нём есть и тайная сила своя,

Не помнить об этом нам тоже нельзя.

А тот, кто сумеет её разгадать,

Тот сможет и счастье своё отыскать.

От разных народов, из разных времён

Пришло к нам немало любимых имён.

И долг наш - в согласии с именем жить,

Как честь, его свято беречь и хранить.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!