СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение мотивации к изучению английского языка в условиях общеобразовательной школы в сельской местности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:  формирование условий для создания положительной мотивации к изучению английского  языка в условиях сельской общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«ЁрховаЕВ-сценарий.doc»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательная школа»

Педагогический проект

Автор: Ёрхова Елена Викторовна, учитель английского языка

Место работы: МБОУ «ЗСОШ», с Зырянское, Томской области



Повышение мотивации к изучению английского языка в условиях общеобразовательной школы в сельской местности

«Все наши замыслы,

все поиски и построения

превращаются в прах,

если у ученика

нет желания учиться».

В. А. Сухомлинский. 

1. Актуальность


Более столетия иностранный язык является обязательным предметом в школах, колледжах, университетах. За этот период менялись методы и приемы обучения и требования к уровню подготовки выпускника. В наши дни модернизация российского образования, а также требования современной жизни требуют нового подхода в преподавании иностранного языка и особенно английского языка, как международного. Эти требования являются абсолютно естественными, т.к. продиктованы процессами глобализации и заказом общества. Любой учащийся школы имеет возможности не только изучения английского языка, но и реального использования его в общении с представителями других стран (туристические поездки, международные программы обмена студентами, общение через Интернет). Кроме того, важным моментом является введение обязательного ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку. Однако формирование мотивации учения в сельской школе можно назвать одной из центральных проблем для педагога, так как при изучении английского языка учащиеся сталкиваются со значительными трудностями, обусловленными различными причинами:

  1. неспособность и нежелание родителей помочь своим детям с выполнением домашнего задания в начальных классах;

  2. 10-15% учащихся происходят из малообеспеченных семей, они не имеют перспективы продолжить обучение за пределами родного села и считают, что иностранный язык бесполезен для их будущей профессии;

  3. 45-60% учащихся при изучении английского языка сталкиваются с трудностями  в усвоении материала, особенно грамматических правил по причине неспособности концентрировать свое внимание, особенностей памяти, восприятия и мышления;

  4. большой объём учебного материала (в том числе и по другим школьным предметам);

  5. не имеют возможности применения знаний на практике.

Все вышеизложенное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.



2. Определение предмета исследования



Объект исследования: мотивация учащихся к изучению английского языка в сельской школе. 
Предмет исследования: процесс формирования учебной мотивации и познавательной активности через использование современных педагогических технологий на уроках английского языка. 


3. Формулировка проблемы



В ходе моей педагогической деятельности я обратила внимание на следующие противоречия:

  1. между необходимостью формирования прочных знаний и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках английского языка;

  2. между требованиями социального заказа и недостаточно сформированными УУД;

  3. между возрастающей значимостью школьного курса иностранного языка и отсутствием возможностей применения английского языка на практике в сельской местности;

  4. между требованиями к уровню качества усвоения предмета и дефицитом учебного времени;

  5. между требованиями к результатам обучения и низким уровнем обучаемости школьников.



Педагогическая целесообразность проекта обеспечивается необходимостью устранения сложившихся противоречий путем исследования процесса и поиска эффективных технологий, методов и приёмов формирования положительной мотивации к изучению английского языка



Цель проекта:  формирование условий для создания положительной мотивации к изучению английского языка в условиях сельской общеобразовательной школы.



Задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения иностранному языку.

  • Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.

  • Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению иностранного языка.

  • Проверить эффективность предложенных средств на практике.

  • Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.



4. Гипотеза:



Процесс повышения мотивации учащихся к изучению английского языка будет эффективным, если:

- определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся;

- выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся;

- разработана методика развития позитивной мотивации к обучению иностранным языкам через использование современных технологий, методов и приёмов;

- применены разнообразные формы занятий;

- обеспечено педагогическое сопровождение.



5. Методы достижения поставленной цели:



1) Методы эмпирического исследования (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, описание, измерение).

2) Методы теоретического познания (изучение литературы, документов, гипотетико-дедуктивный)

3) Общелогические методы и приёмы исследования ( анализ, обобщение, системный подход, моделирование)



Основные формы занятий с учащимися:

  • нетрадиционные уроки;

  • факультативы;

  • научно-практические конференции;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах;

  • конкурсы и викторины;

  • предметные недели;

  • языковые кружки ;

  • индивидуальные творческие задания;

  • составление презентаций.


Приемы и методы


  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;

  • дополнительные занятия с одарёнными  и слабыми детьми;

  • проектная деятельность учащихся;

  • широкое использование информационно-коммуникационных технологий и интернет- ресурсов;

  • метод диалогового общения и критического мышления;

  • решение задач проблемного характера;

  • связь изучаемого материала с жизнью;

  • обучение от простого к более сложному;

  • создание ситуации успеха для ребенка.

  • участие в олимпиадах и конкурсах.



Риски проекта

Меры для их минимизации

Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний

Стимуляция учащихся (грамоты,

призы, оценки)

Неверное направление исследований, ошибка в постановке задачи детьми при подготовке своей работы 

Коррекция работы учителем на

раннем этапе подготовки работы,

 и необходимая методическая

помощь

Нежелание учащихся участвовать в групповой или парной работе ввиду отсутствия требуемых навыков

Применение индивидуального и дифференцированного  подхода

 к каждому ребенку



Проект имеет следующие характеристики:



    1. проект реализуется в урочной и внеурочной деятельности в пределах школы и является внутренним проектом;

    2. целевой аудиторией проекта являются учащиеся 3-11-х классов;

    3. по продолжительности проект является долгосрочным



Ресурсное обеспечение процесса обучения иностранному языку, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации: 
- кабинет иностранного языка снабжен комплектами дидактических материалов, в достаточном объеме дополнительная литература (учебники, словари, учебно-познавательная, занимательная литература);

- осуществлён переход на новый УМК “Rainbow English”, О.В. Афанасьвой, И.В. Михеевой. По оценкам практикующих педагогов уровень других линий рассчитан на сильного учащегося с высоким уровнем подготовки, в то время как УМК «Rainbow English» дает возможность работать с учениками любого уровня, что способствует формированию положительной мотивации учения, формирует чувство успешности;. Данный УМК построен на базовых методических принципах: принцип развивающего обучения; принцип доступности и посильности; принцип опоры на родной язык; принцип социокультурной направленности;

- рабочие программы учебного курса по английскому языку разработаны в соответствии с требованиями ФГОС, обеспечивают преемственность курса английский язык между начальной и основной, основной и средней школой;

- компьютер, электронные пособия по иностранному языку, компьютерные презентации, видеоролики.

- имеется выход в Интернет.



Партнеры:



Партнерами являются учителя иностранныхязыков, учащиеся и родители.



Предполагаемый результат:



-увеличение количества учащихся с устойчивой внутренней мотивацией к изучению английского языка;

- повышение результативности обучения;

- научатся самостоятельно ставить и решать личностно-значимые коммуникативные задачи, в соответствующих их жизненному опыту ситуациях;

-умение создавать обучающимися исследовательские и проектные  работы, презентации;

-участие  большего количества учащихся в олимпиадах, конкурсах, проектных мероприятиях (школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней). 

 

Этапы реализации проекта:

Подготовительный: 2014-1015 уч. год ,

Практико-экспериментальный: 2015-2016 уч.год

Обобщающий: 2016-2017 уч.год



6.  Описание процесса и показателей достижения результатов.



Для того, чтобы привить интерес учащихся к изучению английского языка, а также повысить качество обучения я использую разными методы, приемы и технологии: метод проектов, интерактивная методика, ИКТ, игровые технологии. Внедрение этих технологий помогает сделать урок более интересным, живым, насыщенным, а как следствие - эффективнее.

На первой ступени обучения очень актуальной является игровая технология, так как игровая технология имеет ряд преимуществ. Она создает благоприятную психологическую обстановку, снижает тревожность, и располагает обучающегося к усвоению материала. В процессе игры обучающиеся получают большую мотивацию для выражения своих мнений и чувств, а застенчивые более охотно вступают в диалог с учителем. Игра заставляет думать, искать нестандартные решения, предлагать новые идеи. В непринужденной и легкой обстановке игры обучающиеся легче запоминают новый материал. Иногда игра предполагает смену позы, что благотворно сказывается на работоспособности учащихся. Игра способствует положительной эмоциональной настроенности учащихся на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Я считаю, что всё это важные здоровьесберегающие моменты. На уроках я использую лексические, грамматические, фонетические и ролевые игры.

Используя проектную методику я сделала для себя вывод, что применение данной технологии активизирует деятельность ребят, соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности. Кроме того, проектная методика реализует принцип личностно - ориентированного подхода, то есть каждый выполняет задание, соответствующее уровню его знаний, способностей и умений. В процессе работы над проектом совершенствуется иноязычная речевая подготовка учащихся и их познавательная деятельность. Учащиеся ищут информацию в Интернет-ресурсах, в печатных источниках, делают презентацию своего проекта. Она происходит с использованием мультимедийных проекторов и не оставляет равнодушным ни одного ученика. Темы проектных работ определены в конце каждого раздела учебника. Иногда для проектов учащимся я предлагаю проблемы из реальной жизни. Таким образом, английский язык вводится естественным образом и отрабатывается в непосредственном общении, что очень важно при обучению языку.

Роль учителя в процессе подготовки проекта очень важна. О предстоящем проекте я говорю в начале изучения темы. Я объявляю детям название проекта и иногда показываю образец будущей работы. Затем устанавливаю правила выполнения работы, рассказываю, где можно найти необходимую информацию. В заключение сообщаю время проведения проекта или его этапов. В ходе изучения темы акцентирую внимание ребят на важных моментах, которые могут пригодиться в работе. Я считаю, что применять метод проектов на уроках английского языка более удачно можно для обобщения материала и подведения итогов изученной темы. Работа над проектной методикой дала мне возможность повысить мотивацию к изучению языка и качество обучения. По результатам анкетирования, которое я провела в 11-х классах, выяснилось, что 78% учащихся с удовольствием участвуют в проектной деятельности.

Работу над проектами я начала уже в начальной школе. Учащиеся создавали свои мини-проекты: «Моя семья», «Моё любимое животное», «Необычный дом», «Комнаты в доме», «Мебель в доме». Работа над проектом строится поэтапно. Например, для проекта “Unusual House” нужно было подобрать рассказы о необычных домах, в которых живут люди. После прочтения этих рассказов учащиеся подобрали иллюстрации самых необычных домов в мире, наклеили их на постер и описали их. Затем изготовили макеты домов из бумаги и картона, выполняя следующие задачи: продумать размер и цвет дома, количество окон дверей, балконов, из какого материала вы полнены стены, наличие лавочек и цветов возле дома, придумать название домику. Каждая группа выступила с рассказом о своем доме. В среднем и старшем звене были уже более серьёзные работы, такие как «День Святого Валентина», «День Святого Патрика», «Путеводитель по Англии», «Мое село», « Проблемы молодежи в моем селе», «Проблемы Российского телевидения», «История Америки», «Традиции англо-язычных стран», «Кино в моей жизни» и др. Очень интересной была работа 11 класса «Римейк старого фильма». Группа предложила новую версию фильма «Титаник». Они написали новый сценарий, определили актеров на главные роли, нарисовали афишу, сделали инсценировку одной из сцен своего «фильма». Работа над проектом - это творческая работа, иногда требующая оригинального подхода, нестандартности мышления. И в презентации своих работ ребята часто для меня раскрываются совершенно с другой стороны. Я считаю, что применение проектной методики позволило повысить личную уверенность учащихся, формировать навыки публичного выступления, осуществить индивидуальный подход в обучении, повысить внутреннюю мотивацию учения.

Также я считаю, что ИКТ способствует повышению активности учащихся, мотивации учащихся, создает комфортную среду обучения. Применяя в своей работе эту технологию, я ставила для себя цель: создать коллекцию аудиозаписей, видео и коллекцию презентаций. Аудиозаписи являются неотъемлемой частью урока с первого дня знакомства учащихся с языком. Презентации я использую для разных видов речевой деятельности, для обучения грамматике, лексики, для предъявления и закрепления материала. С особым интересом ребята ждут демонстрации нового видео ( сегодня в Интернете можно найти видеоролик на любую тему). Использование на уроках ИКТ, позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися. Любая схема, иллюстрация, анимация, звукозапись, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным и более «живым».

Следующая технология, которую я использую в своей работе – это интерактивная методика. Я считаю, что методы интерактивного обучения направлены на усиление роли активности учащихся и как следствие - на повышение эффективности урока. В настоящее время существует противоречие между потребностью общества в социально активной, творческой, самостоятельной личности и реальным состоянием учебного процесса в отечественной школе. Поэтому применение интерактивного метода обучения в школе является сегодня очень актуальным. Я пришла к выводу, что применение интерактивных форм урока обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, заставляет его идти в ногу со временем. Целью применения интерактивного метода обучения является формирование мотивированного интереса к английскому языку, создание условия для развития речевой компетенции учащихся в различных видах речевой деятельности, которая ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих вопросов. Моя задача состоит в том, чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиваться того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе. Итак, существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве, которые я применяю в своей работе.

I. «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения заданий определенной культуры общения. Роль учителя – контроль за ходом работы групп. Этот вариант я использую при изучении грамматики, при работе с текстом.

II. Исследовательская работа учащихся в группах - следующий вариант вовлечения учащихся в интерактивную деятельность. Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают индивидуально или в группах. Они выбирают подтему общей темы. Совместно составляется доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще я использую этот вариант в проектной технологии. Например, в 10 классе по теме "Легко ли быть молодым?” учащиеся выполняли проекты. Первая группа назвала свой проект "Teens problems in Zyryanskoye Village”. Группа состояла из 5 учащихся. Перед ними стояла задача - выяснить, какие молодежные проблемы существуют в нашем селе. Они ходили к наркологу и узнали, сколько подростков состоит у них на учете. В РОВД они выяснили, какие правонарушения совершены подростками. В детском доме им сообщили, сколько всего детей там живут и сколько из них являются сиротами. Учащиеся пришли к выводу, что причиной всех этих бед является алкоголизм как среди подростков, так и среди взрослых. Проект оформили в виде буклета. Вторая группа работала над проектом, который назывался "Легко ли быть молодым?” Ребята выясняли, с какими проблемами сталкиваются подростки: давление сверстников, непонимание взрослых, курение, употребление алкоголя, проблемы в школе. Они выразили свое отношение к этим проблемам и предложили свои пути решения их. Для выполнения этих проектов учащиеся должны были не просто овладеть языковым материалом по данной теме, но и применить его на практике. Ведь основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Совместная работа над подготовкой проекта давала также каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его важному жизненному навыку: умению работать в команде, активно сотрудничая друг с другом. Они еще раз убедились в пагубном влиянии алкоголя на человека. Как видим, работа над этими проектами имела еще и воспитательное значение. Интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность учащихся при обучении иностранному языку. И на вопрос «стоит ли прибегать к интерактивным формам обучения на уроках иностранного языка?» можно смело и утвердительно ответить, что «стоит», так как изучение иностранного языка должно привести обучаемого к овладению речевыми умениями (понимании речи на слух, разговору, чтению и письму), реализующими коммуникативную сущность языка. Конечно, есть и проблемы, связанные с грамотностью письменной и устной речи. В основном трудности базируются на понимании и применении грамматических правил. Поэтому основной задачей я ставлю работу с учащимися по формированию устойчивых грамматических навыков.

Внеклассная работа своими увлекательными формами вызывает определенный эмоциональный настрой, облегчает достижение целей обучения. Я со своими учениками активно принимаю участие в проведении предметной недели по иностранному языку, проводимой традиционно в канун католического Рождества. Мы познаем все таинства Рождества, проводим инсценировки сказок, рождественские утренники. Мои ученики принимают участие в ежегодном Фестивале «Диалог культур», и Конкурсе чтецов где могут проявить свои таланты: рассказывают стихи, поют песни на английском языке, инсценируют сказки. Детям очень нравится праздник “Halloween”. Хотя подготовка этого вечера требует много сил и времени, ребята с удовольствием включаются в работу. На праздник “Mothers Day” всегда приходят мамы, где их ждут приятные сюрпризы.

Также мои ученики включаются в учебно- исследовательскую деятельность, и уже есть первые победы. Учащиеся 10 класса в своей работе «Английские заимствования в русском языке как результат межкультурного взаимодействия» определили причины и этапы, процессы освоения, внешние приметы заимствований из английского языка. Провели сравнительный анализ словарей иностранных слов 1955г и 2005г. Провели эксперимент, в котором участвовали люди разных возрастов. Провели соцопрос, в результате которого выяснилось, что только 28 % опрошенных относятся негативно к заимствованным словам. Сами ребята были удивлены тому, что в своем словарном запасе они используют такое количество англицизмов. Кроме того, они представляют свои работы на уроках, из которых учащиеся узнают интересные факты. Во внеурочной деятельности, работая с детьми, стараюсь добиться хороших результатов. Мои ученики принимают участие в очных муниципальных и областных олимпиадах и в заочных всероссийских олимпиадах по английскому языку и получают дипломы призеров и победителей. Учащиеся с удовольствием участвуют в «Молодежном предметном чемпионате», в международной игре «Британский бульдог».

Я считаю, что число участников и призеров было бы гораздо выше, если бы предметные конкурсы были бесплатными, т.к. многие дети из малообеспеченных семей. И второй момент - это проведение конкурсов по другим школьным предметам, которые интересны детям, но на все им просто не хватает времени.

Результаты

На данный момент проект ещё не завершен, однако можно посмотреть на первые успехи.

Результаты внутреннего мониторинга


ОУ %

КУ %

Сроки проведения

5А класс

94


44

Декабрь, 2015г

6А класс

100


53

Май, 2016г

7А класс

100


71

Декабрь, 2016г

Участие учащихся в предметной неделе по иностранным языкам





Участие учащихся в муниципальном мероприятии «Диалог культур»



2014-2015

2015-2016

Команда - победитель 7 муниципального конкурса по иностранным языкам «Диалог культур»

Команда-призёр 8 муниципального конкурса по иностранным языкам «Диалог культур»



Муниципальный Конкурс чтецов





Молодежный предметный чемпионат





Международная игра «Британский бульдог»

















Международный проект olimp.org





Областная заочная олимпиада школьников





Муниципальная научно-практическая конференция «Юные дарования»

2014 -2015г - Геларова Дельфина -победитель



Областная учебно-исследовательская конференция «Юный исследователь»



2015-2016г – Гейларова Дельфина, Рыжков Андрей – победители



Всероссийская муниципальная олимпиада школьников (очный этап)





Всероссийская школьная олимпиада школьников (очный этап)















Литература и информационные ресурсы 

Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык . – М.: АРКТИ, 2009. – 176 с.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.-М.: Просвещение, 1991-221с

Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2010, № 5.

Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205

 Казарепов В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников // Педагогика. 1993. № 3. С.25.

Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 176 с.

Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка.- 2006. № 6. – С. 49-54

Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205 
Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с. 
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. 
Клейменова Н.М. Использование активных приемов обучения на занятиях  // Иностр. языки в школе. – 2011. – № 1.

http://www.google.com/url?q=http%3A%2F%2Fwww.pandia.ru%2Ftext%2F77%2F251%2F86389.php&sa=D&sntz=1&usg=AFQjCNFsN58yx9fWrK0820zsornQ0BiJag

http://www.google.com/url?q=http%3A%2F%2Fwww.center-yf.ru%2Fdata%2Fstat%2FInnovacionnye-tehnologii.php&sa=D&sntz=1&usg=AFQjCNH3ug8JMtr7_ULWbe42wjhHzUstQA

http://www.google.com/url?q=http%3A%2F%2Fknowledge.allbest.ru%2Fpedagogics%2F3c0b65625a3ac68b4d53a89521216c36_0.html&sa=D&sntz=1&usg=AFQjCNFBVETNj0P34lGVF1zNpL1lDg64NA

http://www.google.com/url?q=http%3A%2F%2Fpedagogland.ru%2F1251.html&sa=D&sntz=1&usg=AFQjCNHEtdg8sAm1oKUnytmdoh3qr9_vdg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!