СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повышение мотивации учащихся к обучению посредством использования компьютерных программ»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе представлена классификация компьютерных программ и их использование на урока музыки.

Просмотр содержимого документа
««Повышение мотивации учащихся к обучению посредством использования компьютерных программ»»

«Повышение мотивации учащихся к обучению посредством использования компьютерных программ»


Подготовила: Н. Зейналова

преподаватель по классу фортепиано



Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит себя ждать.

В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерами. В каждой школе есть компьютер или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.

Попытки использования компьютера в музыкальном обучении специалистами многих стран начались еще в 80 – е годы прошлого столетия. С усовершенствованием компьютера совершенствовались и создаваемые ими обучающие и творческие музыкально-компьютерные программы.

В настоящее время задачей музыкально – компьютерного образования в целом является не только овладение учащимися самыми разными уровнями обучения музыкальной грамотности, но и всесторонняя профессионально-педагогическая подготовка будущих специалистов-педагогов нового поколения. Освоение компьютерных программ дает совершенно иной уровень восприятия и дальнейшего развития всего учебного и творческого материала по внедрению компьютерной технологии обучения музыке.

К преимуществам компьютерных технологий обучения можно отнести следующее:

  1. Индивидуальный характер обучения. Программы эффективнее всего работают при возможности их ориентации на конкретного ученика, с учетом его индивидуальных особенностей.

  2. Немедленная реакция. Обучающие программы могут оценивать действия обучаемого, корректировать результаты учебной деятельности.

Не следует забывать, что компьютер - это лишь один из инструментов, способствующих повышению эффективности учебного процесса. Во многих ситуациях в процессе обучения применение компьютерной технологии оправдана и может быть организована совершенно новая система трансформации знаний и умений обучаемых. В некоторых ситуациях, где вполне подходят традиционные методы обучения, сочетание их с компьютерной технологией дает самые неожиданные, весьма перспективные результаты. Применение информационных технологий повышает активность ребят, насыщенность и результативность урока.

Для всех компьютерных программ характерно широкое использование ассоциативно – образных связей, повышающих реакцию и заинтересованность в обучении, имеющих большое значение для приобретения ребенком необходимых, иногда достаточно сложных, для данного возраста умений и навыков.

Компьютерные программы применяются также в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактировании инструментального текста.

Принципы построения обучающих программ и подходы к их внедрению на занятиях:

  1. Компьютер не должен заменять учителя. Основную часть материала ученики должны изучать под непосредственным руководством преподавателя.

  2. Компьютерные программы не должны дублировать весь учебный и практический материал курса – они направлены на экстенсивное освоение учениками узловых логико – смысловых аспектов изучаемых тем.

  3. Обучение с помощью машин существенно активизирует абстрактно – логическое мышление ребенка. Это связано с комплексом знако – выразительных средств воздействия (рисунок, цвет, свет, звук, знаковые обозначения) на него.

  4. Использование музыкально – компьютерных программ значительно стимулирует и формирует способности творческого музицирования, подбору по слуху и импровизации, в том числе при использовании национального материала.

  5. Большое значение в процессе обучения имеет индивидуальный характер общения учащихся с компьютером и управления его работой, а также субъективный фактор нормативов времени, необходимое для выполнения различного рода учебных заданий.

  6. Музыкально - компьютерные программы не создают совершенно новую технологию в противовес традиционному обучению. Они, органично объединяя и соединяя методические принципы, применяемые ранее с новейшими технологиями и существенно развивая отдельные методические разделы типа импровизации и подбора по слуху, выводят процесс обучения на качественно иной уровень, помогающий получить эффективные результаты.

В зависимости от решаемых задач и технологии организации учебного процесса, обучающие компьютерные программы могут быть разделены на следующие виды:

- обучающие;

- линейно – обучающие;

- разветвлено – обучающие;

- имитационно – обучающие.

Обучающие программы на компьютере не очень существенно отличаются от таковых без компьютера. Цель упражнений в любом случае – это закрепление какого – то навыка путем многократных повторений и контроля правильности использования. С помощью компьютерных программ легче придать упражнениям игровой характер, что может быть дополнительным мотивирующим фактором обучаемого.

Линейно-обучающие программы представляют собой уже не только средство обработки некоторого навыка у обучаемых путем повторения, но и сообщения новых знаний, как правило, на понятийном уровне. Они используются для первоначального знакомства с каким – либо разделом учебного предмета с приведением для усвоения понятий, на которые в дальнейшем опирается учебный предмет. Усвоенные понятия используются в дальнейшем для проверки правильности применения всего изученного материала. Целесообразно использовать такие программы для проверки знаний, полученных не обязательно с помощью компьютерного обучения.

Разветвленные программы более сложны, чем линейные, они обладают огромным потенциалом и поэтому могут пользоваться большим спросом. Обычно применение программ такого типа могут сочетать и традиционные формы обучения, предваряя их проверкой имеющихся знаний.

Имитационно - обучающие программы становятся необходимыми, если обучение на реальной системе по каким – либо причинам затруднено или невозможно. Они относятся к более сложным видам обучающих программ и могут быть составлены с учетом использования обучающих установок, систем оборудования, где могут быть отработаны не только полученные знания и умения, но и проверен уровень усвоения необходимых знаний.

Урок с использованием компьютера подразумевает несколько иную организацию: в работе делается акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребенка, на связь с жизнью. Время работы, также ограничено. Задания носят конкретный характер. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объеме информации, анализировать ее, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.

Отдельного серьезного обсуждения заслуживают вопросы преподавания музыки в общеобразовательных школах. Психологами доказано, что освоение компьютерных технологий начинается со второго класса, к третьему классу дети хорошо овладевают навыками работы на компьютере и готовы к проведению интегрированных уроков по школьным предметам. Строго в соответствии с учебным расписанием и графиком работы компьютерного кабинета предоставляется дополнительный час в неделю работы для проведения уроков с использованием компьютерной техники.

С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту.

При разучивании песен на уроках музыки в школе, так называемые минитусовки намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, включение компьютеров в программу общеобразовательной школы способствует лучшему освоению материала, позволяет детям выявлять и развивать свои творческие способности.

Например, изучая тему "Музыкальные инструменты" в контексте симфонической сказки "Петя и волк" С.Прокофьева, дети находят историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенности. Все энциклопедические статьи сопровождаются видео - звукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации. Выразительно и ярко проходят уроки по теме "Природа в музыке" (изобразительность музыки). При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Дети работают в микрогруппах, затем делятся полученной информацией. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребенок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение.

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

  • Музыкальные проигрыватели

  • Программы для пения караоке

  • Музыкальные конструкторы

  • Музыкальные энциклопедии

  • Обучающие программы

  • Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

Первая группа программ знаком любому пользователю ПК – это Windows Media Player, WinAmp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах.

Если вы хотите привлечь внимание детей, направить их мышление в абстрактную, образную сторону, воспользуйтесь возможностью – сделайте музыку ярче. Для этого откройте зрительный образ в Windows Media Player или в WinAmp. Вашему вниманию откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы.

Огромную помощь на уроках музыки дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний зайдите в раздел Викторина, где вам предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты.

На уроках музыки можно использовать такую программу, как «Шедевры музыки». В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой.


Не менее интересна программа «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для учащихся младших классов.

Компьютерный программа "Музыкальный класс" предполагает самое первое знакомство малыша с музыкальными инструментами, с нотной грамотой, с понятием "музыкальная гармония". Музыкальные игры, которые построены на запоминании и повторении простых детских мелодий, помогут начать формировать у ребенка музыкальный слух и музыкальную память.
Но, помимо обучающих задач есть и развлекающие, занимательные задания. При этом, несмотря на занимательность, задания не утратили воспитательное и обучающее содержание. Игра в «Кубики». На каждом кубике записан фрагмент песенки, несколько кубиков выпадают и нужно восстановить запись, правильно определив место выпавших кубиков. При этом у ребенка будет возможность прослушать мелодию полностью и каждый фрагмент отдельно.

Какой ребенок не любит игры? Дети готовы весь урок сидеть и работать в музыкальной игре «Музыкальные кубики», где они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков.



«История музыкальных инструментов» и «Электронное пианино». В первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как дети не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них.


В своей практике я также использую компьютерные программы. Это «Музыкальные ребусы», программа «Keynote». В программе «Музыкальные ребусы» в увлекательной форме закрепляются знания о расположении нот. Предназначена для детей младшего школьного возраста (показ и объяснение). Программа «Keynote» предназначена для закрепления расположения нот на нотном стане и на клавиатуре, а также для знания тональностей и количества знаков в них (показ и объяснение).

«Охота за нотами»



Развитие навыка чтения партитур - цель игры “Охота за нотами”. Обучение достигается путем установления прямой связи между клавишами на клавиатуре пианино и нотами на нотном стане. Эта аркадная игра превращает чтение нот в забаву: Вы сбиваете ноты, когда они проплывают по экрану, нажатием правильной клавиши на экранной клавиатуре (или подключенной к компьютеру внешней MIDI клавиатуре) и получаете очки.
В программу входит набор песен разных жанров – детские, народные, классические и популярные. Вы также можете добавить свои MIDI файлы, чтобы практиковаться в сбивании нот на своих любимых песнях.



Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к вашим урокам.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!