СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность - эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность - эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка

Концепция школы нацелена на формирование всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией. Становление такой личности может происходить, если поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его субъектом деятельности учения, придать учебному процессу практическую и творческую направленность. Метод проектов, который рассматривается в данной работе, во многом помогает осуществлению данной задачи.

Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте:

  • потеря интереса учащихся к предмету, пассивность

  • использование языка в прямой функции – функции общения

  • формирование механизма самореализации личности

  • возможность интеграции знаний по предмету.

Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих обучающихся и давали ясные ориентиры педагогам.

Традиционные цели образования были ориентированы на усвоение знаний. Учитель выступал основным носителем общеобразовательных знаний. Сегодня мы живем в другое время, изменилась ситуация, школа перестает быть единственным источником и передатчиком знаний. Основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникационная, информационная и т.п., чтобы выпускник школы мог всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.

Обучение через деятельность ведет к овладению искусством коммуникации. Особую значимость в решении коммуникативных задач приобретает метод проектов. Интеграция знаний через творчество учащихся в процессе проектной деятельности позволяет успешно поддерживать мотивацию, интерес к языку.

Использование метода проектов в учебной деятельности на уроках иностранного языка позволяет решить следующие задачи:

  • приобщение к культуре страны изучаемого языка;

  • реализация процесса своей собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны, усвоения ее ценностей;

  • расширение и углубление своих интересов, лексического запаса, обнаружение определенных пробелов в тех или иных областях знаний, развитие языковой догадки, но, прежде всего, расширение знаний в различных областях науки;

  • обучение навыкам совместного труда в коллективе (воспитание терпимости к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы);

  • развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации.

Любой проект представляет собой законченный продукт в виде выставки, плаката, журнала, газеты, книги, радиопередачи, телепрограммы, фильма, компьютерной презентации.

Знания детей мной рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их памяти, чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности к получению знаний.

Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Наряду с такими методами, как обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, “Портфель ученика”, метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. Использование метода проектов при обучении иностранному языку позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу действия социокультурной компетенции.

Новизна работы состоит в более четком определении каждого этапа работы на уроке или изучения темы, обеспечивающего формирование и повышение мотивации. Применяемая мной проектная технология для повышения мотивации в учебной деятельности состоит из семи этапов, каждый из которых имеет свое место в структуре урока или системе уроков по теме:

  • Этап целеполагания.

  • Этап актуализации мотивов предыдущей деятельности.

  • Этап усиления возникшей мотиваци.

  • Этап аргументированного выбора организационных форм работы.

  • Деятельностно-операционный этап.

  • Этап оценивания деятельности учащихся.

  • Этап рефлексии.

В процессе работы по данной технологии у ребят формируется четкий алгоритм действий, обеспечивающий положительный результат учебной деятельности, который они используют как на уроке, так и при самообразовании, а наличие положительного результата способствует формированию и повышению мотивации у учащихся, к саморазвитию и самосовершенствованию.

При работе над проектами важно учитывать следующие основные принципы деятельности:

Вариативность.

Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.

Решение проблем.

Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем ИЯ для решения проблем. Проблема заставляет детей думать, а, думая, они учатся.

Когнитивный подход к грамматике.

Не все ученики легко усваивают правила или структуры. Можно предложить учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у ребят исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему. Но так как главная задача – научиться пользоваться ИЯ, школьникам предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления.

Учение с увлечением.

Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствие – это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.

Личностный фактор.

Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах и увлечениях и т.д.

Адаптация заданий.

Нельзя предлагать ученику задание, которое он не сможет выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.

Таким образом, на основе всего изложенного можно утверждать, что проектная работа придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения ИЯ по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.

Организация учебно-воспитательного процесса на занятии

Организационная сторона обучения в проектной технологии складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:  – постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); – инструктаж о последовательности работы; – раздача дидактического материала по группам.

2. Работа в подгруппах: – знакомство с материалом, планирование работы в подгруппах; – распределение заданий внутри подгруппы; – индивидуальное выполнение задания; – обсуждение индивидуальных результатов работы в подгруппе; – обсуждение общего результата выполнения работы подгруппы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); – подведение итогов выполнения задания в подгруппе.

3. Заключительная часть: – сообщения о результатах работы в подгруппах; – анализ познавательной задачи, рефлексия; – общий вывод групповой работы при достижении поставленной задачи.

Функции учителя:

  • помогает ученикам в поиске нужных информационных источников;

  • сам является источником информации;

  • координирует весь процесс;

  • поощряет учеников;

  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность - эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка»

Проектная деятельность - эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка

Концепция школы нацелена на формирование всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией. Становление такой личности может происходить, если поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его субъектом деятельности учения, придать учебному процессу практическую и творческую направленность. Метод проектов, который рассматривается в данной работе, во многом помогает осуществлению данной задачи.

Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте:

  • потеря интереса учащихся к предмету, пассивность

  • использование языка в прямой функции – функции общения

  • формирование механизма самореализации личности

  • возможность интеграции знаний по предмету.

Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих обучающихся и давали ясные ориентиры педагогам.

Традиционные цели образования были ориентированы на усвоение знаний. Учитель выступал основным носителем общеобразовательных знаний. Сегодня мы живем в другое время, изменилась ситуация, школа перестает быть единственным источником и передатчиком знаний. Основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникационная, информационная и т.п., чтобы выпускник школы мог всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.

Обучение через деятельность ведет к овладению искусством коммуникации. Особую значимость в решении коммуникативных задач приобретает метод проектов. Интеграция знаний через творчество учащихся в процессе проектной деятельности позволяет успешно поддерживать мотивацию, интерес к языку.

Использование метода проектов в учебной деятельности на уроках иностранного языка позволяет решить следующие задачи:

  • приобщение к культуре страны изучаемого языка;

  • реализация процесса своей собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны, усвоения ее ценностей;

  • расширение и углубление своих интересов, лексического запаса, обнаружение определенных пробелов в тех или иных областях знаний, развитие языковой догадки, но, прежде всего, расширение знаний в различных областях науки;

  • обучение навыкам совместного труда в коллективе (воспитание терпимости к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы);

  • развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации.

Любой проект представляет собой законченный продукт в виде выставки, плаката, журнала, газеты, книги, радиопередачи, телепрограммы, фильма, компьютерной презентации.

Знания детей мной рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их памяти, чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности к получению знаний.

Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Наряду с такими методами, как обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, “Портфель ученика”, метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. Использование метода проектов при обучении иностранному языку позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу действия социокультурной компетенции.

Новизна работы состоит в более четком определении каждого этапа работы на уроке или изучения темы, обеспечивающего формирование и повышение мотивации. Применяемая мной проектная технология для повышения мотивации в учебной деятельности состоит из семи этапов, каждый из которых имеет свое место в структуре урока или системе уроков по теме:

  • Этап целеполагания.

  • Этап актуализации мотивов предыдущей деятельности.

  • Этап усиления возникшей мотиваци.

  • Этап аргументированного выбора организационных форм работы.

  • Деятельностно-операционный этап.

  • Этап оценивания деятельности учащихся.

  • Этап рефлексии.

В процессе работы по данной технологии у ребят формируется четкий алгоритм действий, обеспечивающий положительный результат учебной деятельности, который они используют как на уроке, так и при самообразовании, а наличие положительного результата способствует формированию и повышению мотивации у учащихся, к саморазвитию и самосовершенствованию.

При работе над проектами важно учитывать следующие основные принципы деятельности:

Вариативность.

Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.

Решение проблем.

Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем ИЯ для решения проблем. Проблема заставляет детей думать, а, думая, они учатся.

Когнитивный подход к грамматике.

Не все ученики легко усваивают правила или структуры. Можно предложить учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у ребят исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему. Но так как главная задача – научиться пользоваться ИЯ, школьникам предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления.

Учение с увлечением.

Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствие – это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.

Личностный фактор.

Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах и увлечениях и т.д.

Адаптация заданий.

Нельзя предлагать ученику задание, которое он не сможет выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.

Таким образом, на основе всего изложенного можно утверждать, что проектная работа придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения ИЯ по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.

Организация учебно-воспитательного процесса на занятии

Организационная сторона обучения в проектной технологии складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания: 
– постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
– инструктаж о последовательности работы;
– раздача дидактического материала по группам.

2. Работа в подгруппах:
– знакомство с материалом, планирование работы в подгруппах;
– распределение заданий внутри подгруппы;
– индивидуальное выполнение задания;
– обсуждение индивидуальных результатов работы в подгруппе;
– обсуждение общего результата выполнения работы подгруппы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
– подведение итогов выполнения задания в подгруппе.

3. Заключительная часть:
– сообщения о результатах работы в подгруппах;
– анализ познавательной задачи, рефлексия;
– общий вывод групповой работы при достижении поставленной задачи.

Функции учителя:

  • помогает ученикам в поиске нужных информационных источников;

  • сам является источником информации;

  • координирует весь процесс;

  • поощряет учеников;

  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей