Проектная деятельность - эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка
Концепция школы нацелена на формирование всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией. Становление такой личности может происходить, если поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его субъектом деятельности учения, придать учебному процессу практическую и творческую направленность. Метод проектов, который рассматривается в данной работе, во многом помогает осуществлению данной задачи.
Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте:
-
потеря интереса учащихся к предмету, пассивность
-
использование языка в прямой функции – функции общения
-
формирование механизма самореализации личности
-
возможность интеграции знаний по предмету.
Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих обучающихся и давали ясные ориентиры педагогам.
Традиционные цели образования были ориентированы на усвоение знаний. Учитель выступал основным носителем общеобразовательных знаний. Сегодня мы живем в другое время, изменилась ситуация, школа перестает быть единственным источником и передатчиком знаний. Основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникационная, информационная и т.п., чтобы выпускник школы мог всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.
Обучение через деятельность ведет к овладению искусством коммуникации. Особую значимость в решении коммуникативных задач приобретает метод проектов. Интеграция знаний через творчество учащихся в процессе проектной деятельности позволяет успешно поддерживать мотивацию, интерес к языку.
Использование метода проектов в учебной деятельности на уроках иностранного языка позволяет решить следующие задачи:
-
приобщение к культуре страны изучаемого языка;
-
реализация процесса своей собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны, усвоения ее ценностей;
-
расширение и углубление своих интересов, лексического запаса, обнаружение определенных пробелов в тех или иных областях знаний, развитие языковой догадки, но, прежде всего, расширение знаний в различных областях науки;
-
обучение навыкам совместного труда в коллективе (воспитание терпимости к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы);
-
развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации.
Любой проект представляет собой законченный продукт в виде выставки, плаката, журнала, газеты, книги, радиопередачи, телепрограммы, фильма, компьютерной презентации.
Знания детей мной рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их памяти, чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности к получению знаний.
Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Наряду с такими методами, как обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, “Портфель ученика”, метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. Использование метода проектов при обучении иностранному языку позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу действия социокультурной компетенции.
Новизна работы состоит в более четком определении каждого этапа работы на уроке или изучения темы, обеспечивающего формирование и повышение мотивации. Применяемая мной проектная технология для повышения мотивации в учебной деятельности состоит из семи этапов, каждый из которых имеет свое место в структуре урока или системе уроков по теме:
-
Этап целеполагания.
-
Этап актуализации мотивов предыдущей деятельности.
-
Этап усиления возникшей мотиваци.
-
Этап аргументированного выбора организационных форм работы.
-
Деятельностно-операционный этап.
-
Этап оценивания деятельности учащихся.
-
Этап рефлексии.
В процессе работы по данной технологии у ребят формируется четкий алгоритм действий, обеспечивающий положительный результат учебной деятельности, который они используют как на уроке, так и при самообразовании, а наличие положительного результата способствует формированию и повышению мотивации у учащихся, к саморазвитию и самосовершенствованию.
При работе над проектами важно учитывать следующие основные принципы деятельности:
Вариативность.
Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.
Решение проблем.
Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем ИЯ для решения проблем. Проблема заставляет детей думать, а, думая, они учатся.
Когнитивный подход к грамматике.
Не все ученики легко усваивают правила или структуры. Можно предложить учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у ребят исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему. Но так как главная задача – научиться пользоваться ИЯ, школьникам предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления.
Учение с увлечением.
Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствие – это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.
Личностный фактор.
Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах и увлечениях и т.д.
Адаптация заданий.
Нельзя предлагать ученику задание, которое он не сможет выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.
Таким образом, на основе всего изложенного можно утверждать, что проектная работа придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения ИЯ по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.
Организация учебно-воспитательного процесса на занятии
Организационная сторона обучения в проектной технологии складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
– постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
– инструктаж о последовательности работы;
– раздача дидактического материала по группам.
2. Работа в подгруппах:
– знакомство с материалом, планирование работы в подгруппах;
– распределение заданий внутри подгруппы;
– индивидуальное выполнение задания;
– обсуждение индивидуальных результатов работы в подгруппе;
– обсуждение общего результата выполнения работы подгруппы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
– подведение итогов выполнения задания в подгруппе.
3. Заключительная часть:
– сообщения о результатах работы в подгруппах;
– анализ познавательной задачи, рефлексия;
– общий вывод групповой работы при достижении поставленной задачи.
Функции учителя:
-
помогает ученикам в поиске нужных информационных источников;
-
сам является источником информации;
-
координирует весь процесс;
-
поощряет учеников;
-
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность - эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка»
Проектная деятельность - эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка
Концепция школы нацелена на формирование всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией. Становление такой личности может происходить, если поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его субъектом деятельности учения, придать учебному процессу практическую и творческую направленность. Метод проектов, который рассматривается в данной работе, во многом помогает осуществлению данной задачи.
Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте:
потеря интереса учащихся к предмету, пассивность
использование языка в прямой функции – функции общения
формирование механизма самореализации личности
возможность интеграции знаний по предмету.
Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих обучающихся и давали ясные ориентиры педагогам.
Традиционные цели образования были ориентированы на усвоение знаний. Учитель выступал основным носителем общеобразовательных знаний. Сегодня мы живем в другое время, изменилась ситуация, школа перестает быть единственным источником и передатчиком знаний. Основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникационная, информационная и т.п., чтобы выпускник школы мог всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.
Обучение через деятельность ведет к овладению искусством коммуникации. Особую значимость в решении коммуникативных задач приобретает метод проектов. Интеграция знаний через творчество учащихся в процессе проектной деятельности позволяет успешно поддерживать мотивацию, интерес к языку.
Использование метода проектов в учебной деятельности на уроках иностранного языка позволяет решить следующие задачи:
приобщение к культуре страны изучаемого языка;
реализация процесса своей собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны, усвоения ее ценностей;
расширение и углубление своих интересов, лексического запаса, обнаружение определенных пробелов в тех или иных областях знаний, развитие языковой догадки, но, прежде всего, расширение знаний в различных областях науки;
обучение навыкам совместного труда в коллективе (воспитание терпимости к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы);
развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации.
Любой проект представляет собой законченный продукт в виде выставки, плаката, журнала, газеты, книги, радиопередачи, телепрограммы, фильма, компьютерной презентации.
Знания детей мной рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их памяти, чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности к получению знаний.
Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Наряду с такими методами, как обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, “Портфель ученика”, метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. Использование метода проектов при обучении иностранному языку позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу действия социокультурной компетенции.
Новизна работы состоит в более четком определении каждого этапа работы на уроке или изучения темы, обеспечивающего формирование и повышение мотивации. Применяемая мной проектная технология для повышения мотивации в учебной деятельности состоит из семи этапов, каждый из которых имеет свое место в структуре урока или системе уроков по теме:
Этап целеполагания.
Этап актуализации мотивов предыдущей деятельности.
Этап усиления возникшей мотиваци.
Этап аргументированного выбора организационных форм работы.
Деятельностно-операционный этап.
Этап оценивания деятельности учащихся.
Этап рефлексии.
В процессе работы по данной технологии у ребят формируется четкий алгоритм действий, обеспечивающий положительный результат учебной деятельности, который они используют как на уроке, так и при самообразовании, а наличие положительного результата способствует формированию и повышению мотивации у учащихся, к саморазвитию и самосовершенствованию.
При работе над проектами важно учитывать следующие основные принципы деятельности:
Вариативность.
Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.
Решение проблем.
Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем ИЯ для решения проблем. Проблема заставляет детей думать, а, думая, они учатся.
Когнитивный подход к грамматике.
Не все ученики легко усваивают правила или структуры. Можно предложить учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у ребят исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему. Но так как главная задача – научиться пользоваться ИЯ, школьникам предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления.
Учение с увлечением.
Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствие – это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.
Личностный фактор.
Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах и увлечениях и т.д.
Адаптация заданий.
Нельзя предлагать ученику задание, которое он не сможет выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.
Таким образом, на основе всего изложенного можно утверждать, что проектная работа придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения ИЯ по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.
Организация учебно-воспитательного процесса на занятии
Организационная сторона обучения в проектной технологии складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
– постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
– инструктаж о последовательности работы;
– раздача дидактического материала по группам.
2. Работа в подгруппах:
– знакомство с материалом, планирование работы в подгруппах;
– распределение заданий внутри подгруппы;
– индивидуальное выполнение задания;
– обсуждение индивидуальных результатов работы в подгруппе;
– обсуждение общего результата выполнения работы подгруппы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
– подведение итогов выполнения задания в подгруппе.
3. Заключительная часть:
– сообщения о результатах работы в подгруппах;
– анализ познавательной задачи, рефлексия;
– общий вывод групповой работы при достижении поставленной задачи.
Функции учителя:
помогает ученикам в поиске нужных информационных источников;
сам является источником информации;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.