Повышение качества образования – основная задача учебного заведения.
Никитина А.В.
учитель истории и обществознания
Качество образования – это соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Качество образования определяется, прежде всего, качеством носителя знаний, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью после окончания обучения. Основные показатели качества образования это профессионализм и мотивация преподавательского состава, качество учебных программ, качество самих учащихся, качество материальной и методической базы, внедрение необходимых технических и методических инноваций, востребованность и конкурентоспособность выпускников и достижения учеников.
Качество преподавателя – это
уровень компетентности — знания и опыт в определенной области науки и практики;
потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;
наблюдательность — способность подмечать существенные, характерные особенности учеников и правильно их использовать;
способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой и овладевать эффективными методиками и средствами преподавания;
В наше время образовательный процесс становится высокотехнологичным, в нем используются достижения информационных и телекоммуникационных технологий. Владение этими технологиями и разумное их использование тоже является важной составляющей качества педагога. Преподаватель должен уметь координировать учебный процесс, консультировать, руководить учебными проектами, совершенствовать учебный курс и повышать свою квалификацию.
Каждая из составляющих понятия «качество преподавателя» не поддается количественной оценке. Например, уровень компетентности определяется базовым образованием, последующим самообразованием, стажем и спецификой педагогической работы, опытом практической работы в конкретной области. Качество образования зависит от мотивации персонала.
Качество учебных программ проявляется в соответствии образовательным стандартам, в наличии инновационной составляющей, а также в учете особенностей учебного заведения. Инновационная составляющая должна быть обоснованной и эффективной.
В центре образовательного процесса стоит обучающийся. Именно для него проводятся уроки, составляются контрольные материалы, пишутся учебники, разрабатываются новые образовательные технологии.
Качество обучающегося можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:
знания, полученные ранее;
желание учиться;
интеллект, память, кругозор, творческие способности;
владение современными средствами обучения и коммуникации;
дисциплинированность, работоспособность, целеполагание;
нравственные качества.
Какие направления по повышению качества знаний мы используем в своей работе.
развитие творческого потенциала обучающихся: проведение конкурсов, участие в олимпиадах;
применение информационных технологий;
создание проблемной ситуации при объяснении нового материала;
для повышения мотивации обучения применяется мультимедиа, что позволяет представить знания в различных формах.
используется метод проектов, который позволяет формировать навыки поиска отбора нужной информации, обучать работать в группе, развивать коммуникативные умения общения, способствовать совершенствованию мыслительных операций.
Учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками, каждый обладает индивидуальными особенностями. Использование дифференциации на уроках позволяет осуществлять индивидуальный подход.
Важной частью обучения является контроль и проверка знаний. Это стимул к к добросовестной работе со стороны учащихся и возможность использовать принцип здоровой конкуренции. Правильно организованный контроль всегда ведет к повышению качества обучения и стимулирует познавательную активность.
Пути совершенствования учебного процесса:
уделять больше внимания организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке:
шире использовать групповые методы изучения;
совершенствовать формы и методы оценивания процесса и результата обучения;
формировать положительную мотивацию к обучению, интерес к приобретению знаний и ценностей:
шире использовать мотив достижения как стимул к приобретению новых знаний и навыков.
шире использовать доступные в условиях нашей школы эффективные педагогические технологии.
искать возможности для использования творческого потенциала учащихся в учебном процессе.
практическая направленность предмета должна осознаваться учениками.
Качество образования — востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.
Учитель должен быть мастером своего дела, совершенствовать умения развивать и закреплять познавательные возможности учащихся, добиваться положительной динамики, уметь помочь ученику поверить в себя и овладеть знаниями, которые помогут ему приобрести профессию, ориентироваться в социальном окружении и добиваться успеха.