СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы роста качества профессионального образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы роста качества профессионального образования в  условиях модернизации образовательного процесса

В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена государствен­ная политика предусматривает опережающее развитие си­стемы среднего профессионального образования. На об­щегосударственном уровне заявлено о его приоритетнос­ти и значимости в обеспечении развития экономики и об­щества в целом. Необходимо иметь в виду, что опережаю­щее развитие – это не только наращивание масштабов под­готовки специалистов, но и, прежде всего, коренное изме­нение качества образования. Не случайно эпиграфом к до­кладу «Образовательная политика России на современном этапе» на заседании Государственного Совета Российской Федерации стали слова «доступность–качество–эффек­тивность». Повышение качества образования выступает как основное содержание его модернизации.

Качество  профессионального образования оп­ределяется его социально-экономической адекватностью, то есть способностью удовлетворять вполне конкретные по­требности общества и экономики в специалистах средне­го звена.

Понятие качества образования с трудом поддаётся оп­ределению. И дело не только в том, что оно является мно­гомерным. Надо также иметь в виду, что качество образо­вания обладает сложной динамикой развития, которая обус­ловлена как изменениями в деятельности учебных заведе­ний, так и трансформацией окружающей их социальной, экономической, технологической и политической среды.

Качество образования зависит от значительного коли­чества взаимодействующих факторов. При этом основным аспектом ка­чества образования является адекватность результата об­разования существующим потребностям. В соответствии с этим под обеспечением качества профессионального образования предлагается понимать любую полити­ку, систему или процесс, направленные на сохранение и по­вышение качества образовательного продукта, создаваемо­го профессиональным образовательным учреждением.

Сходное определение понятия «качество образования» дано в проекте Кодекса Российской Федерации об обра­зовании: «Качество образования – это способность обра­зовательного процесса удовлетворять потребности органи­заций, учреждений, общества и государства в квалифици­рованных кадрах, а также удовлетворять потребности обу­чающихся в таком уровне знаний, умений и навыков, ко­торый позволит им быть востребованными профессиональ­ной средой, успешно адаптироваться в социальной жизни, быть полезными обществу и государству».1

Качество образования – это прежде всего совокупность ка­честв составных частей всей образовательной системы. В этом смысле можно считать, что система обеспечения качества является совокупностью средств и технологий, используемых для создания условий, гарантирующих достижение такого уровня подготовки спе­циалистов, который отвечает заданным обществом норма­тивам, критериям или стандартам.

В целом в обеспечении качества профессио­нального образования можно выделить следующие аспек­ты, или подсистемы:

– первое – политика в области профессиональ­ного образования, направленная на повышение его каче­ства;

– второе – установленные и признанные обществом и го­сударством критерии, нормативы, стандарты качества об­разования;

– третье – объективные условия, способствующие дости­жению определённого качества образования, то есть высокий уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учеб­ных программ, дидактических и методических материалов, развитие современной материально-технической, социаль­но-бытовой и информационной инфраструктуры профессиональной образовательной организации;

– четвёртое – инновационные технологии организации учеб­ного и воспитательного процессов, а также методы оцен­ки качества обучения на различных этапах;

– пятое – механизмы и инструменты управления и само­управления профессиональными образовательными организациями с позиций качества.

Первый аспект обеспечения качества образования – го­сударственная политика в области профессиональ­ного образования. Она отражена в Федеральной програм­ме развития образования, в Концепции модернизации рос­сийского образования, в Программе развития профессиональ­ного образования. В этих документах задача по­вышения качества образования поставлена во всей её пол­ноте и значимости.

Второй аспект обеспечения качества образования – критерии, нормативы, стандарты.

В настоящее время важнейшим средством обеспечения качества образования в содержательном аспекте является го­сударственный образовательный стандартпрофессиональ­ного образования. Он представляет собой комплекс нор­мативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образовательных программ, и является основой формирования единого об­разовательного пространства. Введение образовательного стандарта создало условия для сбалансированного отраже­ния интересов всех субъектов образования в условиях рас­ширения академических свобод образовательных учрежде­ний, развития вариативности и гибкости содержания обра­зования, повышения требований к уровню образованнос­ти, профессиональной мобильности и конкурентоспособ­ности выпускников. Образовательный стандарт как новый тип педагогического мировоззрения отражает основные це­левые, ценностные, культурно-исторические параметры со­временного образования, устанавливает государственные га­рантии прав граждан на качественное образование.

В историческом плане стандарт по своему существу представляет собой новый этап в эволюции способов про­ектирования и нормирования содержания образования. Ес­ли все предшествующие способы этого нормирования жёстко фиксировали состав и объём преподаваемого матери­ала, то стандарт принципиально меняет сам объект нор­мирования. Прежде всего он выдвигает требования к ре­зультатам образования. Акцентируя результаты, которые должны быть достигнуты в процессе обучения, стандарт ос­тавляет образовательному учреждению, педагогу, студен­ту свободу в выборе способов, средств их достижения. Это тем более значимо, поскольку, как отмечается в Докладе между­народной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI ве­ке, главной задачей образования на современном этапе должны стать «создание условий для самостоятельного вы­бора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение вы­ходить из ситуации выбора без стрессов».

Введение государственных образовательных стандар­тов сыграло заметную роль в обеспечении качества про­фессионального образования. Государственные требования к ми­нимуму содержания и уровню подготовки выпускников и предоставленные ими образовательному учреждению ака­демические свободы должны обеспечивать достижение со­временного качества подготовки специалистов среднего звена и позволять учитывать запросы развития экономи­ки, федерального и регионального рынка труда.

Третий, четвёртый и пятый аспекты обеспечения качест­ва образования – объективные условия организации обра­зовательного процесса в учебных заведениях, технологии, методы оценки качества, механизмы и инструменты управ­ления и самоуправления – находятся в тесной взаимосвя­зи, представляют собой многоаспектную подси­стему и характеризуют качество деятельности каждого учеб­ного заведения и системы в целом.

Качество деятельности профессионального образовательного учреждения напрямую зависит от качества каждого из аспектов этой деятельности:

– учебно-методического обеспечения, образовательных программ, учебной литературы, пособий;

– кадрового обеспечения;

– инфраструктуры учебного заведения: информацион­ной, материально-технической, социально-бытовой.

В условиях модернизации российского образования, введения нового образовательного стандарта имеет место существенный рост творческой активности преподавате­лей. Это заметно отражается на совершенствовании методической работы, ка­честве подготовки специалистов.

С целью развития в учебных заведениях методической работы методические советы преобразуются в научно-ме­тодические, вводятся должности заместителей директоров по научно-методической работе, методистов-специалистов по компьютерным средствам обучения, профессионально решающих вопросы компьютеризации образовательного процесса, повышения информационной культуры педаго­гов.

Однако далеко не во всех  профессиональных образовательных учреждениях методическая работа ведётся на должном уров­не. Это объясняется прежде всего недостаточным внима­нием к ней, слабым обеспечением учебно-воспитательно­го процесса как традиционными, так и современными средствами обучения и эффективным контролем уровня образованности выпускников.

Одной из основных задач, которые стоят сегодня перед системой профессионального образования, безусловно, является ориентация на подготовку человека, способного само­стоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в посто­янно меняющемся мире. Такими способно­стями может обладать только сформировавшаяся личность. Образованный чело­век тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование недостаточным.

Самостоятельностьже, как ответственное, инициативное, независимое поведение, – это ос­новной вектор взросления. Это означает, что направленность образовательного про­цесса, а следовательно, и содержание профессионального образования должны быть ориентирова­ны прежде всего на формирование учебной самостоятельности обучающегося и студента.

     Управление качеством в рамках образовательной сис­темы в целом направлено на обеспечение единой государ­ственной политики в области образования, сохранение еди­ного образовательного пространства, защиту интересов граждан в получении образования, со­ответствующего требованиям, установленным государст­венными образовательными стандартами. Такое управле­ние на общегосударственном уровне обеспечивается прежде всего путём оценки качества деятельности обра­зовательных учреждений на этапе их аттестации и государ­ственной аккредитации.

Создание и развитие современных си­стем управления качеством образования является важней­шей задачей каждого учреждения профессионального образования. Такие системы призваны обеспечить предоставление ру­ководителям информации о состоянии различных сторон деятельности учебного заведения. Данная информация не­обходима для выбора оптимальной схемы построения об­разовательного процесса, анализа, принятия решений, вы­работки и реализации мер по наиболее важным позициям не только текущего функционирования, но, прежде всего, – перспективного развития образовательного учреждения как автономной образовательной подсистемы, самостоя­тельного субъекта образовательной деятельности, и, в то же время, действующего в неразрывном взаимодействии с другими субъектами, в контексте региона, отрасли, обще­ства в целом.

 

 
  1. Кодекс Российской Федерации об обра­зовании (проект). – М.: ИПР СПО, 2003. – 23 с.

 

Просмотр содержимого документа
«Проблемы роста качества профессионального образования»



Проблемы роста качества профессионального образования в условиях модернизации образовательного процесса

В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена государствен­ная политика предусматривает опережающее развитие си­стемы среднего профессионального образования. На об­щегосударственном уровне заявлено о его приоритетнос­ти и значимости в обеспечении развития экономики и об­щества в целом. Необходимо иметь в виду, что опережаю­щее развитие – это не только наращивание масштабов под­готовки специалистов, но и, прежде всего, коренное изме­нение качества образования. Не случайно эпиграфом к до­кладу «Образовательная политика России на современном этапе» на заседании Государственного Совета Российской Федерации стали слова «доступность–качество–эффек­тивность». Повышение качества образования выступает как основное содержание его модернизации.

Качество профессионального образования оп­ределяется его социально-экономической адекватностью, то есть способностью удовлетворять вполне конкретные по­требности общества и экономики в специалистах средне­го звена.

Понятие качества образования с трудом поддаётся оп­ределению. И дело не только в том, что оно является мно­гомерным. Надо также иметь в виду, что качество образо­вания обладает сложной динамикой развития, которая обус­ловлена как изменениями в деятельности учебных заведе­ний, так и трансформацией окружающей их социальной, экономической, технологической и политической среды.

Качество образования зависит от значительного коли­чества взаимодействующих факторов. При этом основным аспектом ка­чества образования является адекватность результата об­разования существующим потребностям. В соответствии с этим под обеспечением качества профессионального образования предлагается понимать любую полити­ку, систему или процесс, направленные на сохранение и по­вышение качества образовательного продукта, создаваемо­го профессиональным образовательным учреждением.

Сходное определение понятия «качество образования» дано в проекте Кодекса Российской Федерации об обра­зовании: «Качество образования – это способность обра­зовательного процесса удовлетворять потребности органи­заций, учреждений, общества и государства в квалифици­рованных кадрах, а также удовлетворять потребности обу­чающихся в таком уровне знаний, умений и навыков, ко­торый позволит им быть востребованными профессиональ­ной средой, успешно адаптироваться в социальной жизни, быть полезными обществу и государству».1

Качество образования – это прежде всего совокупность ка­честв составных частей всей образовательной системы. В этом смысле можно считать, что система обеспечения качества является совокупностью средств и технологий, используемых для создания условий, гарантирующих достижение такого уровня подготовки спе­циалистов, который отвечает заданным обществом норма­тивам, критериям или стандартам.

В целом в обеспечении качества профессио­нального образования можно выделить следующие аспек­ты, или подсистемы:

– первое – политика в области профессиональ­ного образования, направленная на повышение его каче­ства;

– второе – установленные и признанные обществом и го­сударством критерии, нормативы, стандарты качества об­разования;

– третье – объективные условия, способствующие дости­жению определённого качества образования, то есть высокий уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учеб­ных программ, дидактических и методических материалов, развитие современной материально-технической, социаль­но-бытовой и информационной инфраструктуры профессиональной образовательной организации;

– четвёртое – инновационные технологии организации учеб­ного и воспитательного процессов, а также методы оцен­ки качества обучения на различных этапах;

– пятое – механизмы и инструменты управления и само­управления профессиональными образовательными организациями с позиций качества.

Первый аспект обеспечения качества образования – го­сударственная политика в области профессиональ­ного образования. Она отражена в Федеральной програм­ме развития образования, в Концепции модернизации рос­сийского образования, в Программе развития профессиональ­ного образования. В этих документах задача по­вышения качества образования поставлена во всей её пол­ноте и значимости.

Второй аспект обеспечения качества образования – критерии, нормативы, стандарты.

В настоящее время важнейшим средством обеспечения качества образования в содержательном аспекте является го­сударственный образовательный стандартпрофессиональ­ного образования. Он представляет собой комплекс нор­мативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образовательных программ, и является основой формирования единого об­разовательного пространства. Введение образовательного стандарта создало условия для сбалансированного отраже­ния интересов всех субъектов образования в условиях рас­ширения академических свобод образовательных учрежде­ний, развития вариативности и гибкости содержания обра­зования, повышения требований к уровню образованнос­ти, профессиональной мобильности и конкурентоспособ­ности выпускников. Образовательный стандарт как новый тип педагогического мировоззрения отражает основные це­левые, ценностные, культурно-исторические параметры со­временного образования, устанавливает государственные га­рантии прав граждан на качественное образование.

В историческом плане стандарт по своему существу представляет собой новый этап в эволюции способов про­ектирования и нормирования содержания образования. Ес­ли все предшествующие способы этого нормирования жёстко фиксировали состав и объём преподаваемого матери­ала, то стандарт принципиально меняет сам объект нор­мирования. Прежде всего он выдвигает требования к ре­зультатам образования. Акцентируя результаты, которые должны быть достигнуты в процессе обучения, стандарт ос­тавляет образовательному учреждению, педагогу, студен­ту свободу в выборе способов, средств их достижения. Это тем более значимо, поскольку, как отмечается в Докладе между­народной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI ве­ке, главной задачей образования на современном этапе должны стать «создание условий для самостоятельного вы­бора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение вы­ходить из ситуации выбора без стрессов».

Введение государственных образовательных стандар­тов сыграло заметную роль в обеспечении качества про­фессионального образования. Государственные требования к ми­нимуму содержания и уровню подготовки выпускников и предоставленные ими образовательному учреждению ака­демические свободы должны обеспечивать достижение со­временного качества подготовки специалистов среднего звена и позволять учитывать запросы развития экономи­ки, федерального и регионального рынка труда.

Третий, четвёртый и пятый аспекты обеспечения качест­ва образования – объективные условия организации обра­зовательного процесса в учебных заведениях, технологии, методы оценки качества, механизмы и инструменты управ­ления и самоуправления – находятся в тесной взаимосвя­зи, представляют собой многоаспектную подси­стему и характеризуют качество деятельности каждого учеб­ного заведения и системы в целом.

Качество деятельности профессионального образовательного учреждения напрямую зависит от качества каждого из аспектов этой деятельности:

– учебно-методического обеспечения, образовательных программ, учебной литературы, пособий;

– кадрового обеспечения;

– инфраструктуры учебного заведения: информацион­ной, материально-технической, социально-бытовой.

В условиях модернизации российского образования, введения нового образовательного стандарта имеет место существенный рост творческой активности преподавате­лей. Это заметно отражается на совершенствовании методической работы, ка­честве подготовки специалистов.

С целью развития в учебных заведениях методической работы методические советы преобразуются в научно-ме­тодические, вводятся должности заместителей директоров по научно-методической работе, методистов-специалистов по компьютерным средствам обучения, профессионально решающих вопросы компьютеризации образовательного процесса, повышения информационной культуры педаго­гов.

Однако далеко не во всех профессиональных образовательных учреждениях методическая работа ведётся на должном уров­не. Это объясняется прежде всего недостаточным внима­нием к ней, слабым обеспечением учебно-воспитательно­го процесса как традиционными, так и современными средствами обучения и эффективным контролем уровня образованности выпускников.

Одной из основных задач, которые стоят сегодня перед системой профессионального образования, безусловно, является ориентация на подготовку человека, способного само­стоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в посто­янно меняющемся мире. Такими способно­стями может обладать только сформировавшаяся личность. Образованный чело­век тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование недостаточным.

Самостоятельностьже, как ответственное, инициативное, независимое поведение, – это ос­новной вектор взросления. Это означает, что направленность образовательного про­цесса, а следовательно, и содержание профессионального образования должны быть ориентирова­ны прежде всего на формирование учебной самостоятельности обучающегося и студента.

Управление качеством в рамках образовательной сис­темы в целом направлено на обеспечение единой государ­ственной политики в области образования, сохранение еди­ного образовательного пространства, защиту интересов граждан в получении образования, со­ответствующего требованиям, установленным государст­венными образовательными стандартами. Такое управле­ние на общегосударственном уровне обеспечивается прежде всего путём оценки качества деятельности обра­зовательных учреждений на этапе их аттестации и государ­ственной аккредитации.

Создание и развитие современных си­стем управления качеством образования является важней­шей задачей каждого учреждения профессионального образования. Такие системы призваны обеспечить предоставление ру­ководителям информации о состоянии различных сторон деятельности учебного заведения. Данная информация не­обходима для выбора оптимальной схемы построения об­разовательного процесса, анализа, принятия решений, вы­работки и реализации мер по наиболее важным позициям не только текущего функционирования, но, прежде всего, – перспективного развития образовательного учреждения как автономной образовательной подсистемы, самостоя­тельного субъекта образовательной деятельности, и, в то же время, действующего в неразрывном взаимодействии с другими субъектами, в контексте региона, отрасли, обще­ства в целом.


  1. 1Кодекс Российской Федерации об обра­зовании (проект). – М.: ИПР СПО, 2003. – 23 с.


70


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!