СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение качества образования на основе использования метода " Карт понятий"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества образования на основе использования метода " Карт понятий"»

Повышение качества образования на основе использования метода « Карт понятий».


Перед практикой  обучения и воспитания в современной школе стоят задачи реализации личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов в образовании. Обновляющейся школе требуются технологии обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы исследовательские, рефлексивные умения, формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Одной из таких технологий, на мой взгляд, является технология «Карта понятий». Карты понятий - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Этот метод эффективен при конспектировании текстов, что позволяет детям успешно оперировать сложными терминами и понятиями, а учителю дает ясное и объективное представление о знаниях обучающихся.

Современные дети все меньше читают книги, а уж параграфы учебника практически не читают. Использование метода карт понятий позволит обучающимся больше запомнить информации, так как им потребуется неоднократное прочтение текста. Составление карты понятий исключает бездумные механические процессы запоминания, активизируя операции логического мышления.
Обучение методу «Карт понятий» начинаю с простых логических цепочек. Например, установите соответствие между планетами и группой, к которой они относятся.

Юпитер, Уран планеты-гиганты

Марс, Земля планеты земной группы

После того как обучающиеся научились выражать одиночные факты в графической форме, то можно переходить к обучению построению карт понятий. Первые задания для обучающихся должны содержать небольшое число понятий. Легче всего дети справляются с заданиями на построение простых классификаций. Обучающимся предъявляется список понятий, которые они должны связать между собой в процессе построения карты, т.е должны построить классификационную схему этих понятий.

Карты составляем вместе со всем классом в ходе нескольких уроков. Например, при изучении темы «Население России» составляем карту понятий. Постепенно расширяется круг входящих в карту понятий и пристраиваются новые связи между понятиями.



  Можно сделать карту и убрать часть понятий из рамок. Например, при изучении темы «Природные зоны России» учащиеся работают с текстом учебника и дополняют карту понятий.


Карты понятий по­зволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую карти­ну» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал. Карты понятий создают условия для развития сложных мыслительных навыков, они служат своеобразным органайзером, как для предварительного просмотра материала курса, так и для обзора уже изученного. Преподаватель может постоянно ссылаться на эту карту, показывая классу, как разрастается сеть понятий.  Также карты понятий можно использовать для проведения разных видов мониторинга. Они позволяют легко обнаруживать ошибки . Таким образом, можно сделать вывод, что технология карты понятий способствует формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!