СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме "Союз"

Категория: Русский язык
Тема: Союз

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел "Союз". Повторение изученного материала, систематизация знаний учащихся. Урок - игра (путешествие).

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме "Союз"»

Тема. Повторение по теме «Союзы»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Задачи урока:

Обучающие:

  • повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении.

  • совершенствовать умения и навыки: обнаруживать союзы, определять вид сложного предложения, различать ССП и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них; правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике.

Развивающие:

  • развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы.

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать.



ХОД УРОКА

1. Орг.момент.

2.Объявление темы урока, постановка цели.


Ребята, путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие — в страну русского языка. Мы отправляемся в долину Союзов. Чтобы проехать через все станции, остановки и получить заветные «4» и «5», нам нужно, ребята, вспомнить всё о союзах.

3. Работа по теме урока.



И первая остановка — ► деревня Теоретическая.

Фронтальный опрос.

1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.

2.Служебные части речи это………

3. Союз – это……………………..

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………

5. Союзы не являются………………………

6. Союзы связывают………………………………….

7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….

8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....

9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы .........

10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………


2. Следующая остановка – станция «Лексическая»

Ребята, как вы думаете, слово союз имеет одно значение?

1.
Тесное соединение, связь (отдельных лиц, групп, классов и т.п.). Дружеский, братский, родственный семейный с. * За твоё Здоровье, друг, за искренний союз, связующий Моцарта и Сальери (Пушкин). /
О супружестве. Наш с. нельзя назвать счастливым.
2.
Объединение, соглашение для каких-л. совместных целей, действий. Заключить с. Цели союза. Военный, оборонительный с. Тайный с. С. каких-л. государств. Войти, вступить в с.
3.
Государственное объединение, состоящее из нескольких государств, земель и т.п., с общей верховной властью. Союз Советских Социалистических Республик. Австралийский Союз.
4. кого, какой.
Общественная организация, объединение. С. писателей. С. художников. Профессиональный с. Председатель, секретарь союза.
5. Грамм.
Служебное неизменяемое слово, служащее для соединения слов и предложений. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Условные союзы. Причинно-следственные союзы. юзный (см.).

Название космических кораблей.


Подберите синонимы к слову союз, но используя только первые значения (альянс
ассоциация, объединение, союз)


Обратимся к этимологии слова.

Само слово "союз" - древне-русское по происхождению: съвузъ "связь, узы", съузъ, а также соузъ "путы, узы, союз, общество".


Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нём выделялась приставка СО-, имеющая значение «вместе», и корень - ЮЗ- со значением «связь», близким по значению к словам УЗЫ, УЗЕЛ.

Приставка СО- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: СОтрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; СОавтор – « тот, кто вместе с кем-то создаёт произведения» и т.д.

Однако основа слова «союз» в настоящее время не делится на морфемы: всё слово состоит из одного корня и нулевого окончания.

Посмотрите в толковом словаре, каково лексическое значение этого слова? Прочитайте вслух ( обращение к конкретному ученику)



  1. Следующая остановка – Станция «Фразеология» .

Ребята, как вы думаете, могут ли союзы встречаться во фразеологизмах. Можете привести примеры?


Объясните значение фразеологизмов.

Как белка в колесе крутиться
Как в воду канул
Как снег на голову
Как воды в рот набрал
Как две капли воды
Беречь (хранить) как зеницу ока
Как из рога изобилия
Как манны небесной

Носиться как с писаной торбой (очень бережно к чему-либо относиться)
Ни бе ни ме (в чем-либо ) - некомпетентен в данном вопросе
Ни Богу свечка ни черту кочерга - что-то никому негодное
Ни гроша за душой Очень беден
Ни души Никого
Ни к селу ни к городу Неуместно
Ни на йоту Ни на сколько
Ни рыба ни мясо Никак, никакой
Ни свет ни заря Очень рано
Ни себе ни людям Никому
Ни слуху ни духу Пропасть бесследно
Ни стыда ни совести О том, кто сделал что-либо пошлое, предосудительное

И стар и млад

И смех и горе

Между Сциллой и Харибдой

Вагон и маленькая тележка очень много; более чем достаточно


4. Следующая остановка — «Литературная»

Слово учителя.

— Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — строки из его произведений:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

(сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)


Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (Зимнее утро)

— На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием.

Многосою́зие (также полисиндетон, от др.-греч. πολυσύνδετον «многосоюзие») — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.


— А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина

Швед, русский колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет

— Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»). Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте?


Бессоюзие - стилистический приём, при котором отсутствуют союзы, вследствие чего речь приобретает большую сжатость.

— Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)


5. Следующая станция « Сортировочная»

Выборочно-распределительный диктант

(цель: закрепить умение определять разряды союзов)

Задание: Выпишите в 1 колонку номера предложений с сочинительными союзами, а во 2 колонку — с подчинительными.

1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной. 6. Вдалеке спокойная гладь синей воды, а около берега с тихим плеском накатывают зеленоватые волны 7. Как прекрасна наша родная матушка-Волга, когда она предстаёт перед нами во всей красе!



6. Следующая остановка « Творческая»

Работа по развитию речи.

— Действительно, мы очень часто употребляем союзы в речи, потому что они помогают нам соединить однородные члены и части сложного предложения. Это делает нашу речь выразительнее, богаче, но иногда мы допускаем ошибки.

Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимичными конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.

1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному краю.

2. А.К.Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

  1. Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.

  2. Открывая дверь, она тихонько скрипнула.

  3. Принимая участие в олимпиаде, перед тобою открываются огромные возможности.


7. Следующая станция «Графическая».

Составьте схемы этих предложений (проверка, работа у доски).Объясните постановку знаков препинания.


1.Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.

2. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами, и сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами

3.Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.

4.Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.

5.Толя мощно разгонялся и, не меняя ритма шагов, не семеня, наносил удар сходу.

6.Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.


8. Следующая станция: «Конструирование».


Продолжите предложения дважды: сначала добавьте однородные члены, а затем запишите сложносочиненное предложение. Союзы обозначьте, укажите разряд.

1.Пришла весна и …

2.Солнце все ярче светит и…

3.Деревья вновь зазеленели и…

4.Настроение у всех веселое и…


  1. Рефлексия. Итог урока. Выставление оценок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!