СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Повторение и обобщение изученного материала по теме "Союз"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Повторение и обобщение по теме "Союз"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Повторение и обобщение изученного материала по теме "Союз"»

Тема: «Повторение и обобщение по теме «Союз»

Класс: 7

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2010;

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Союз»: общее значение союза, его морфологические признаки, роль в предложении и речи.

Задачи урока:

образовательные: дать определение союзу как части речи, пополнить практический опыт употребления союзов в речи;

развивающие:  совершенствовать орфографические, пунктуационные и коммуникативные навыки, умения определять морфологические признаки союза, роль союза в предложении, развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей, совершенствовать работу с опорными схемами для систематизации знаний, умений и навыков по теме урока;

воспитательные: способствовать воспитанию у детей нравственных  качеств, коммуникативных навыков и умений, обеспечивающих успешность их  в будущем,  воспитывать любовь к родному языку и культуре, уважение к окружающим.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация в формате Power Point по теме урока),  карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Каждый урок – это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

2. Объявление темы урока.

Сегодня мы проводим урок обобщения и систематизации знаний в рамках темы «Повторение и обобщение по теме «Союз» (запись темы урока в тетрадь).

3. Совместная формулировка целей.

Каковы цели урока? (учащиеся формулируют, учитель дополняет)

Сегодня вы должны показать все свои знания, полученные при изучении темы. Если вы будете работать дружно, активно, то вершина знаний вам покорится.

4. Актуализация знаний.

-Из истории слова СОЮЗ.

Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близкий по значению к словам «узы», «узел». Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник, соавтор  и т.д.  Значит, союз – это еще и то, что нас соединяет, объединяет, скрепляет.

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление; часть речи, связующая слова».

Союз в лингвистике – служебная часть речи, служащая для соединения однородных членов и предложений.

-Приём “Мозговая атака”. А теперь вспомните всё, что вы уже знаете о союзе как части речи. Для того, чтобы полученные знания привести в систему, по  ходу работы будем составлять схему.

(ответы детей)

Итак, союз – это служебная часть речи. Союзы служат для связи простых предложений в составе сложного и однородных членов предложения.


Выполните тест

Тест  

1. В каждом столбике укажи союз:

а) то же;      г) и так;

б) так что;   д) также;

в) что же;    е) так же;

2. В каждом ряду выдели сочинительный союз:

а) также, так как, что;

б) если, то…то, будто;

в) едва, потому что, но;

3. Определи причинный союз: как будто, словно, потому что

временной: чтобы, пока, точно

изъяснительный: как скоро, что, оттого что

4. Части какого предложения связаны сочинительным союзом?

а) Что легко достается, то дёшево ценится.

б) В комнате было тихо, во всем доме тоже не было звуков.

в) Необходимо выйти рано, чтобы вовремя достичь перевала.

г) Учитель похвалил ученика за то, что он хорошо подготовился к зачёту.

5. Выпиши номера, где необходимо поставить запятые.

а) Мы очень поздно вышли из дома(1) вследствие чего(2)не успели к открытию спартакиады.

б) Слышится(1)то шёпот(2)то осторожный шелест.

в) Отряд остановился(1)так(2)как впереди была отвесная скала.

г) Для того(1)чтобы добраться до озера(2) потребовалось немало времени.

Ключ к тесту: 

1) б, д

2) тоже, то..то, но

3) потому что, пока, что

4) б

5) а)-1; б)-2; в)-1; г)-1; д)-2;

Оцените по шкале:

«5» – нет ошибок 

«4» – одна ошибка

«3» – две ошибки

«2» – более двух ошибок

Выполните полный синтаксический разбор предложения (один обучающийся у доски)

Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).

– Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?

5. Самостоятельная работа

- Поработаем немного самостоятельно (самостоятельно работают с карточками)

– Раскройте скобки, укажите разряды союзов, их роль в предложении.

1. Поднимается солнце, и разогревается воздух;  капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега, поля и холмы, то(же) прекрасное небо. 3. Учиться и жить есть одно и то(же).

– Найти союзы, указать их разряд.

1. Марьяна улыбалась редко, но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы отдохнуть, собрать ягод  и грибов, позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но  там тоже колыхались и дрожали звёзды.

6. Закрепление материала.

-Графический диктант (обучающийся у доски)

1) Звезды меркнут и гаснут.

2) Огонь то разгорался, то угасал.

3) Оденьтесь теплее, чтобы не простудиться.

4) Солнце пригревает все сильнее, и на пригорках появились первые проталины.

5) Я сказал мальчикам, что заблудился.


7. Домашнее задание. Подобрать 10 предложение с союзами, указать их разряд.

8. Подведение итогов.

На сегодняшнем уроке мы постарались привести в систему теоретические знания по теме «Союз».

- Как вы думаете, после сегодняшнего урока вы сможете сказать, что знаете, что  такое союз. Обоснуйте свой ответ.

Продолжите высказывания по уроку

-сегодня  я почувствовал, что…

-я выполнял задания…

-у меня получилось …

-я понял, что теперь могу…

-я научился…

-я попробую…

-меня удивило…

-урок дал мне для жизни…

-мне захотелось…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!