СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме Имя существительное"»

Тема урока:

«Повторение изученного об имени существительном в 6 классе».

Цели урока:

Обобщить и закрепить знания и умения по теме «Имя существительное».

Развивать умение: правильного написания имён существительных;

правильного употребления имён существительных в речи.

Воспитать: высокую познавательную активность учащихся; Ответственное отношение к учёбе; ответственное отношение к коллективной работе.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения.

Каждый урок русского языка- это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь и этот урок станет для вас открытием.

-Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число, классная работа.Слайд 1

-Сейчас мы с вами напишем небольшой словарный диктант:(в ТЕТРАДЯХ)

Словарный диктант

Рейс, рейка

Непоседа, спортсме

Академия, окно

Зерно,профессор

Нелепость, Москва

Автомобиль, пальто

Слайд 2

-Давайте проверим правильность написания вами словарного диктанта, (экран проектора)

-А теперь, ответьте, пожалуйста, из каких частей речи состоит наш словарный диктант?

(из имён существительных)

-А какую часть речи мы с вами изучали на предыдущих уроках?

(имя существительное)

-Узнали ли вы что-то новое об имени существительном на этих уроках? (да)

-Как вы думаете, какой будет сегодня наша тема урока?

(Повторение изученного об имени существительном) Слайд 3

-Молодцы!

-Запишите, тему нашего урока в тетрадь, (запись на доске) №3

Слайд №4.

Фронтальный опрос:

1) Какая часть речи называется именем существительным?

2) Перечислите постоянные морфологические признаки существительного.

3) Какой род могут иметь существительные?

4) Какая морфема является показателем рода у имён существительных?

5) Какие окончания имеют существительные мужского, женского и среднего родов?

6) Сколько склонений у существительного? А что нового о склонении существительных мы узнали в 6 классе? (В русском языке существуют разносклоняемые существительные – 10 существительных среднего рода на – мя

- бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя – и сущ путь – м.рода)

7) Как изменяются существительные? (по падежам и числам).

8) Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении?



-Итак, обратимся еще раз к нашему словарному диктанту.

Задание слайд 2

выпишите имена существительные:

1ряд мужского рода: Рейс, спортсмен, автомобиль

2 ряд :женского рода: рейка, академия, нелепость, Москва

3 ряд :среднего рода: окно, зерно,, стекло.

-А что еще взаимосвязано с родом имён существительных?

(отношение существительного к определённому склонению)

-Сколько склонений у имени существительного:(три)

-Вы, наверное, обратили внимание на то, что некоторые существительные выделены другим шрифтом, как вы думаете, почему?

(непоседа, профессор - существительное общего рода,)

- А что это за существительные?

(Существительные обозначающие качества людей относятся к существительным общего рода)

-А почему непоседа является существительным общего рода? (Имена существительные общего рода с окончанием -а, -я, обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского полу и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.)

-А как согласуются глаголы прошедшего времени с такими имена существительными?

(глагол-сказуемое в прошедшем времени при подлежащем-имени существительном общего рода ставится в мужском роде, если говориться о лице мужского пола, и в женском роде, если говорится о лице женского пола.)

-А как согласуются прилагательные с такими существительными.

(в зависимости от того к какому роду они будут относиться

-Молодцы! А сейчас следующее задание

Слайд 5

Задание

1. Вставьте пропущенные буквы, объясните их постановку. Объясните постановку тире в первом предложении.

Серёжа – кругл… сирота.

Врач Иванов выписал… рецепт.

Фельдшер Данилова пригласил… в кабинет очередного больного.



Слайд 6 . «Угадай слово!»(Письменно в тетрадях)

По лексическому значению угадать слово и записать его в тетрадь

-Послушайте и напишите слова общего рода

1) Драчун, зачинщик ссор и драк- забияка, задира.

2) Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело- выскочка.

3) Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой - левша.

4) Грубый, невоспитанный человек - невежа.

5) Ненасытный, прожорливый человек - обжора.

6) Безобидный, тихий человек - тихоня.

-Что такое склонение существительных?

В определении говорится, что существительные изменяются по падежам и числам. - А что, есть, другие? (Да, несклоняемые)

- Дайте им определение.(ответы детей)



- Ребята, послушайте стихотворение («Как нельзя говорить»)

Как - то рано по утру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне

А вернее, я и ты

Без кашна и без пальты.

- Все верно в этом стихотворении?

- Ничто вас не смущает?

-Что это за существительные? (несклоняемые)

- Как правильно должны звучать слова?

(Правильно написанные слова: Метро, Кашне, Пальто, Кино, Кенгуру повесить на доску).

- А как же у них определить род? (Ответы учащихся)

Слайд 7

Ha доске запись: Серый кенгуру, в модном. пальто, интересное кино, соседнее кафе, забавный какаду, длинное. лассо, черное кофе, знакомая мадам.



Слайд 8

Проверка

-Давайте выспомним какие существмтельные относятся к разносклонямым?

-Обьясните почему называются разносклоняемые?

-В чем их особенность?

Работа с текстом. Текст распечатан.

-Озаглавить текст. (Памятник - музей)

-Морфологический разбор одного существительного по выбору на доске.

-Найти в тексте разносклоняемые существительные

По широкой тополевой аллее (3)идём к монументу – величественной фигуре воина. Здесь памятник- музей героям Великой Отечественной войны.

В музее боевые знамёна и макеты района боевых действий. В большом бронзовом окладе – «Книга Вечной славы». В неё занесены имена солдат, офицеров и генералов – участников этих боёв. Многие из них удостоены звания Героя Советского Союза.

Музей создан при участии школьников, входящих в отряды и клубы, с кратким романтическим названием «Поиск».

Физминутка

Мы немножечко устали и нам надо отдохнуть. А вот и игра для отдыха,

-Когда пишется «Ь знак В существительных?( Ь знак пиши в ж. р. 3 скл.)

Учитель читает слова, есть Ь знак - ребята встают, нет -сидят.

Мышь, дач, ночь, карандаш, тишь, задач, дрожь, камыш, сокровищ, дочь, тень, уж.

Кто не ошибся - молодец, а кто ошибался - стоит подучить правило.



Самостоятельная работа,Слайд 9

Как различить на письме суффиксы –ик и –ек?
ОТВЕЧАЮТУСТНО
9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) солдат…к, фонар…к, пароход…к, камеш…к;
б) ножич…к, хлебуш…к, грибоч…к, кузнеч…к;
в) сухар…к, клюв…к, парашют…к, флажоч…к;
г) чайнич…к, кошелёч…к, свёрточ…к, человеч…к.

(Выполняют письменно)



Проверим. Слайд №10

Молодцы! Всё правильно



Какие ещё суффиксы существительных мы с вами изучили? (чик, щик)

-Как мы выбираем согласные в этих суффиксах, чем руководствуемся?( д,т,з, с, ж-чик)

-Какие значения могут придавать словам эти суффиксы?(профессию)



3адание (устно):Слайд 11

Назвать одним словом:

\ Рабочий по укладке кирпича - укладчик

Рабочий по погрузке и выгрузке - грузчик

Продавец керосина - керосинщик

Продавец мороженого - мороженщик

Бродячий музыкант с шарманкой - шарманщик

Кучер экипажа, повозки - извозчик

Управляющий имением помещика - приказчик (менеджер) [НЭ]

- Каких профессий нет сейчас?

(*Дети ответили, что извозчик - это современный таксист.)

(После того, как узнали, что приказчик - менеджер).



Проблемное задание.

Образовать новые слова, обозначающие род деятельности или профессию, при помощи суффиксов чик или -щик.

Вывод: При выборе согласных в суффиксах -чик, -щик бывает необходимо обращать внимание на лексическое значение„слова.

- Вы знаете, что не постоянно ссорится с существительным, не знает ,где ему лучше быть – рядом или подальше (как в пословице «Вместе тесно, а врозь скучно»)

Попробуем примирить её с существительными.

Не с именами существительными\



Объяснительный диктант Слайд.12

(Не)годование

(не)решительность

(Не) широкая дорога, а длинная

говорить (не)правду

(не)погода

книга (не)большая, а маленькая

(не)забудка

далеко (не) правда



  • (Объяснительный диктант

  • Слайд №13


Слайд17 Найдите существительное с приставкой не-
1) (Не) место красит человека, а человек место.
2) Вася – (не)ряха.
3) (Не)решительность шахматиста
4) (Не)настье задержало нас в пути
ДЕЛАЮТ В ТЕТРАДи



Подведение итогов урока.

- Ребята, вы сегодня хорошо поработали.

-Какие орфограммы мы повторили?

Выставление оценок:

Д/з. – слайд№14

1.Придумать сказку об имени существительном

2 Подготовиться к контрольному диктанту



Урок я хотела бы закончить такими словами: Слайд№15

Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда.

И та награда – в нём самом

Сабир Абдулла).

Слайд№16 Спасибо за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!