Тема урока:
«Повторение изученного об имени существительном в 6 классе».
Цели урока:
Обобщить и закрепить знания и умения по теме «Имя существительное».
Развивать умение: правильного написания имён существительных;
правильного употребления имён существительных в речи.
Воспитать: высокую познавательную активность учащихся; Ответственное отношение к учёбе; ответственное отношение к коллективной работе.
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения.
Каждый урок русского языка- это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь и этот урок станет для вас открытием.
-Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число, классная работа.Слайд 1
-Сейчас мы с вами напишем небольшой словарный диктант:(в ТЕТРАДЯХ)
Словарный диктант
Рейс, рейка
Непоседа, спортсме
Академия, окно
Зерно,профессор
Нелепость, Москва
Автомобиль, пальто
Слайд 2
-Давайте проверим правильность написания вами словарного диктанта, (экран проектора)
-А теперь, ответьте, пожалуйста, из каких частей речи состоит наш словарный диктант?
(из имён существительных)
-А какую часть речи мы с вами изучали на предыдущих уроках?
(имя существительное)
-Узнали ли вы что-то новое об имени существительном на этих уроках? (да)
-Как вы думаете, какой будет сегодня наша тема урока?
(Повторение изученного об имени существительном) Слайд 3
-Молодцы!
-Запишите, тему нашего урока в тетрадь, (запись на доске) №3
Слайд №4.
Фронтальный опрос:
1) Какая часть речи называется именем существительным?
2) Перечислите постоянные морфологические признаки существительного.
3) Какой род могут иметь существительные?
4) Какая морфема является показателем рода у имён существительных?
5) Какие окончания имеют существительные мужского, женского и среднего родов?
6) Сколько склонений у существительного? А что нового о склонении существительных мы узнали в 6 классе? (В русском языке существуют разносклоняемые существительные – 10 существительных среднего рода на – мя
- бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя – и сущ путь – м.рода)
7) Как изменяются существительные? (по падежам и числам).
8) Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении?
-Итак, обратимся еще раз к нашему словарному диктанту.
Задание слайд 2
выпишите имена существительные:
1ряд мужского рода: Рейс, спортсмен, автомобиль
2 ряд :женского рода: рейка, академия, нелепость, Москва
3 ряд :среднего рода: окно, зерно,, стекло.
-А что еще взаимосвязано с родом имён существительных?
(отношение существительного к определённому склонению)
-Сколько склонений у имени существительного:(три)
-Вы, наверное, обратили внимание на то, что некоторые существительные выделены другим шрифтом, как вы думаете, почему?
(непоседа, профессор - существительное общего рода,)
- А что это за существительные?
(Существительные обозначающие качества людей относятся к существительным общего рода)
-А почему непоседа является существительным общего рода? (Имена существительные общего рода с окончанием -а, -я, обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского полу и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.)
-А как согласуются глаголы прошедшего времени с такими имена существительными?
(глагол-сказуемое в прошедшем времени при подлежащем-имени существительном общего рода ставится в мужском роде, если говориться о лице мужского пола, и в женском роде, если говорится о лице женского пола.)
-А как согласуются прилагательные с такими существительными.
(в зависимости от того к какому роду они будут относиться
-Молодцы! А сейчас следующее задание
Слайд 5
Задание
1. Вставьте пропущенные буквы, объясните их постановку. Объясните постановку тире в первом предложении.
Серёжа – кругл… сирота.
Врач Иванов выписал… рецепт.
Фельдшер Данилова пригласил… в кабинет очередного больного.
Слайд 6 . «Угадай слово!»(Письменно в тетрадях)
По лексическому значению угадать слово и записать его в тетрадь
-Послушайте и напишите слова общего рода
1) Драчун, зачинщик ссор и драк- забияка, задира.
2) Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело- выскочка.
3) Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой - левша.
4) Грубый, невоспитанный человек - невежа.
5) Ненасытный, прожорливый человек - обжора.
6) Безобидный, тихий человек - тихоня.
-Что такое склонение существительных?
В определении говорится, что существительные изменяются по падежам и числам. - А что, есть, другие? (Да, несклоняемые)
- Дайте им определение.(ответы детей)
- Ребята, послушайте стихотворение («Как нельзя говорить»)
Как - то рано по утру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
- Все верно в этом стихотворении?
- Ничто вас не смущает?
-Что это за существительные? (несклоняемые)
- Как правильно должны звучать слова?
(Правильно написанные слова: Метро, Кашне, Пальто, Кино, Кенгуру повесить на доску).
- А как же у них определить род? (Ответы учащихся)
Слайд 7
Ha доске запись: Серый кенгуру, в модном. пальто, интересное кино, соседнее кафе, забавный какаду, длинное. лассо, черное кофе, знакомая мадам.
Слайд 8
Проверка
-Давайте выспомним какие существмтельные относятся к разносклонямым?
-Обьясните почему называются разносклоняемые?
-В чем их особенность?
Работа с текстом. Текст распечатан.
-Озаглавить текст. (Памятник - музей)
-Морфологический разбор одного существительного по выбору на доске.
-Найти в тексте разносклоняемые существительные
По широкой тополевой аллее (3)идём к монументу – величественной фигуре воина. Здесь памятник- музей героям Великой Отечественной войны.
В музее боевые знамёна и макеты района боевых действий. В большом бронзовом окладе – «Книга Вечной славы». В неё занесены имена солдат, офицеров и генералов – участников этих боёв. Многие из них удостоены звания Героя Советского Союза.
Музей создан при участии школьников, входящих в отряды и клубы, с кратким романтическим названием «Поиск».
Физминутка
Мы немножечко устали и нам надо отдохнуть. А вот и игра для отдыха,
-Когда пишется «Ь знак В существительных?( Ь знак пиши в ж. р. 3 скл.)
Учитель читает слова, есть Ь знак - ребята встают, нет -сидят.
Мышь, дач, ночь, карандаш, тишь, задач, дрожь, камыш, сокровищ, дочь, тень, уж.
Кто не ошибся - молодец, а кто ошибался - стоит подучить правило.
Самостоятельная работа,Слайд 9
Как различить на письме суффиксы –ик и –ек?
ОТВЕЧАЮТУСТНО
9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) солдат…к, фонар…к, пароход…к, камеш…к;
б) ножич…к, хлебуш…к, грибоч…к, кузнеч…к;
в) сухар…к, клюв…к, парашют…к, флажоч…к;
г) чайнич…к, кошелёч…к, свёрточ…к, человеч…к.
(Выполняют письменно)
Проверим. Слайд №10
Молодцы! Всё правильно
Какие ещё суффиксы существительных мы с вами изучили? (чик, щик)
-Как мы выбираем согласные в этих суффиксах, чем руководствуемся?( д,т,з, с, ж-чик)
-Какие значения могут придавать словам эти суффиксы?(профессию)
3адание (устно):Слайд 11
Назвать одним словом:
\ Рабочий по укладке кирпича - укладчик
Рабочий по погрузке и выгрузке - грузчик
Продавец керосина - керосинщик
Продавец мороженого - мороженщик
Бродячий музыкант с шарманкой - шарманщик
Кучер экипажа, повозки - извозчик
Управляющий имением помещика - приказчик (менеджер) [НЭ]
- Каких профессий нет сейчас?
(*Дети ответили, что извозчик - это современный таксист.)
(После того, как узнали, что приказчик - менеджер).
Проблемное задание.
Образовать новые слова, обозначающие род деятельности или профессию, при помощи суффиксов чик или -щик.
Вывод: При выборе согласных в суффиксах -чик, -щик бывает необходимо обращать внимание на лексическое значение„слова.
- Вы знаете, что не постоянно ссорится с существительным, не знает ,где ему лучше быть – рядом или подальше (как в пословице «Вместе тесно, а врозь скучно»)
Попробуем примирить её с существительными.
Не с именами существительными\
Объяснительный диктант Слайд.12
(Не)годование
(не)решительность
(Не) широкая дорога, а длинная
говорить (не)правду
(не)погода
книга (не)большая, а маленькая
(не)забудка
далеко (не) правда
(Объяснительный диктант
Слайд №13
Слайд17 Найдите существительное с приставкой не-
1) (Не) место красит человека, а человек место.
2) Вася – (не)ряха.
3) (Не)решительность шахматиста
4) (Не)настье задержало нас в пути
ДЕЛАЮТ В ТЕТРАДи
Подведение итогов урока.
- Ребята, вы сегодня хорошо поработали.
-Какие орфограммы мы повторили?
Выставление оценок:
Д/з. – слайд№14
1.Придумать сказку об имени существительном
2 Подготовиться к контрольному диктанту
Урок я хотела бы закончить такими словами: Слайд№15
Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда.
И та награда – в нём самом
Сабир Абдулла).
Слайд№16 Спасибо за урок