Подготовка к ОГЭ по обществознанию.
Тема: Общество и человек.
1.Что делает человека человеком.
1)Человек – существо биосоциальное.
Биологическое существо | Социальное существо |
Человек принадлежит к высшим млекопитающим. Это проявляется в его анатомии и физиологии. Имеет биологические потребности в еде, сне, отдыхе движении и т.д. | Человек становится человеком только в обществе. В процессе его жизни и деятельности среди людей, человек усваивает накопленные человечеством знания, развивает свои умения и навыки. Приобщается к культуре и социальным нормам, развивается как личность. |
2) Отличие человека от животных
Основные отличия человека от животного
Мышление и членораздельная речь
Сознательная целенаправленная творческая деятельность
Человек творец культуры
Способность изготавливать орудия труда и использовать их.
3) Деятельность человека.
Деятельность –это человеческая активность, направленная на достижение поставленной цели. В результате деятельности он преобразует и природу и общество.
Структура деятельности
1.Субъект деятельности (тот, кто осуществляет деятельность)
2. Объект деятельности(то, на что она направлена)или (на что направлено ваше внимание.
Объектом могут быть не только предметы, но и люди(преподаватель обучает учащихся).
Человек начиная любую деятельность ставит перед собой цель.
3.Цель-то, что ожидается нами в результате деятельности.
Для того чтобы достичь цель нам нужно:
4.Средства
5.Действия
6.Результат
7.Мотив-то, что побуждает нас к действию. (Вася читает газету(действие), чтобы узнать новости спорта(мотив).
8. Потребности- это нужда человека в том, что способствует его нормальной жизни и развитию.
Деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей.
Три группы потребностей (или классификация потребностей):
Биологические (еда, сон, воздух, вода и т.д.. Они являются врожденными, сближают нас с животными)
Социальные (общение, самореализация, самоутверждение)
Духовные (потребности в познании окружающего мира и самого человека)
Основные виды деятельности - Труд, игра, учение, общение
Виды деятельности – практическая, духовная (связана с изменением сознания людей), разрушительная (войны, акты вандализма, врубка лесов), трудовая, образовательная, творческая и др.
Творческая деятельность-направлена на создание чего-нибудь нового.
(помогает нам творить-воображение, фантазия , интуиция)
Трудовая деятельность – это деятельность, которая направлена на получение заведомо полезного результата.
Игровая или досуговая деятельность- ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс-развлечение, отдых.
Учёба-это вид деятельности целью, которого является приобретением человека знаний, умений, навыков.
Общение- процесс направленный на получение информации, общение ради общения ( получение удовольствия)
Общение- связь между людьми в результате которой они обмениваются информацией.
Виды общения: речевое(вербальное), при помощи слов и звуков
неречевое(невербальное), при помощи мимики и жестов.
2. Человек, общество, природа.
1.Природа (широкое) — природа как окружающий нас мир во всём бесконечном проявлением.
2. Природа как всё, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности. Известно, что живая и неживая природа существовала задолго до появления человека.
3. Природой называют биосферу нашей планеты, т. е. земную оболочку, охваченную жизнью.
Взаимодействие общества и природы
Важно осознать, что общество и природа взаимосвязаны, влияют друг на друга.
Природа-это естественная среда обитания человека.
Отличия общества от природы
-творит культуру
-развивается под влиянием деятельности человека.
Отличие природы от общества
-способна развиваться независимо от человека
-обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека
3. Общество как форма жизнедеятельности людей
1) Понятие общество употребляется в широком и узком смыслах.
В широком смысле:
Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В узком смысле:
Общество- это совокупность людей по каким-либо признакам.
Понятие общество имеет много значений:
Этап в истории человечества
(первобытное общество, рабовладельческое и т.д.)
(объединение)
Круг людей объединенных
общими целями, интересами
(спортивный клуб)
Регион, страна, государство
(Россия, Европейское общество)
Всё человечество
(мировое сообщество)
ОБЩЕСТВО
Общественные отношения-это отношения, которые складываются между членами различных социальных групп.
Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним, а значить общество- это динамическая система.
Характерные черты общества, как динамической системы.
Саморазвитие, саморегулирования, способность к адаптации и интеграции, отмирание старых частей появление новых.
2)Общество – это система, которая состоит из четырех подсистем, их называют сферы жизнедеятельности общества, а подсистемы включают в себя элементы.
Сферы общественной жизни
Политическая
Государство и органы государственной власти
(президент, правительство, партии, армия, полиция, налоговая и таможенная службы)
Духовная
(мораль, культура, наука, образование, искусство и религия)
Экономическая
(товары, услуги, предприятия(фирмы), процесс производства.
Социальная
Взаимодействие различных социальных групп, слоев населения, личность.
3) Все общества можно поделить на 3 исторических типа:
Доиндустриальное (традиционное или аграрное) –люди заняты в сельском хозяйстве, преобладает ручной труд, примитивные орудия труда, общинный уклад жизни, низкая социальная мобильность, культурная отсталость.
Индустриальное – люди заняты в промышленном производстве ,развитие частной собсбвенности, преобладает машинный труд, рост числа городов и городского населения, коллективные ценности, средняя социальная мобильность, светская жизнь и культурное развитие.
Постиндустриальное – люди заняты в основном в сфере услуг и информации, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда, ценность личности, права и свободы человека, высокая социальная мобильность, влияние средств массовой информации.
Развитие общества.
Прогресс - направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.
Регресс - процесс, характеризующийся отступлением общества от завоеванных позиций, возвращением к предшествующему уровню.
Эволюция означает процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков.
Революция же означает радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыдущим состоянием.
Реформа- Частичное усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни, постепенное преобразование, не затрагивающее основ общественного строя.
Глобализация – стадия планетарного развития, характеризующаяся возрастанием взаимовлияния стран и народов.
Информационная революция – преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Революционные изменения средств коммуникации (НТР, Интернет, телевидение, компьютеризация).
Глобальные проблемы человечества:
Проблема мира и разоружения.
Демографическая
Сырье и продовольствие
Освоение космоса
Экологическая
Энергетическая
Преодоление отсталости развивающихся стран.
Как стать личностью.
Человек-существо биосоциальное, т.е. в нем переплетается социальное и биологическое.
Индивид-это представитель человеческого рода, обладающий уникальными природными чертами. (один из людей; единичный)
Индивидуальность – неповторимость, самобытность, богатство внутреннего мира, черты, свойственны только определенному человеку.
Личность-это человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми.
Социализация – это процесс становления личности
Агенты социализации
Первичные агенты социализации (ближайшее окружение человека)
Семья
Друзья
Школа
Вторичные агенты социализации ( формальное, опосредованное окружение человека)
Государство
СМИ
Армия
Фазы социализации
Адаптация( приспособление)
Индивидуализация (выражение своей индивидуальности)
Интеграция ( сближение, объединение)
Мировоззрение – взгляд человека на окружающий мир и отношение к нему.