СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение. Человек и общество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ОГЭ по обществознанию 9 класс. Повторение. Глава"Личность и общество" 8 класс. Краткое изложение.

Просмотр содержимого документа
«Повторение. Человек и общество.»

Подготовка к ОГЭ по обществознанию.

Тема: Общество и человек.

1.Что делает человека человеком.

1)Человек – существо биосоциальное.

Биологическое существо

Социальное существо

Человек принадлежит к высшим млекопитающим.

Это проявляется в его анатомии и физиологии.

Имеет биологические потребности в еде, сне, отдыхе движении и т.д.

Человек становится человеком только в обществе. В процессе его жизни и деятельности среди людей, человек усваивает накопленные человечеством знания, развивает свои умения и навыки. Приобщается к культуре и социальным нормам, развивается как личность.



2) Отличие человека от животных

Основные отличия человека от животного

  1. Мышление и членораздельная речь

  2. Сознательная целенаправленная творческая деятельность

  3. Человек творец культуры

  4. Способность изготавливать орудия труда и использовать их.


3) Деятельность человека.


Деятельность –это человеческая активность, направленная на достижение поставленной цели. В результате деятельности он преобразует и природу и общество.


Структура деятельности

1.Субъект деятельности (тот, кто осуществляет деятельность)

2. Объект деятельности(то, на что она направлена)или (на что направлено ваше внимание.

Объектом могут быть не только предметы, но и люди(преподаватель обучает учащихся).


Человек начиная любую деятельность ставит перед собой цель.

3.Цель-то, что ожидается нами в результате деятельности.


Для того чтобы достичь цель нам нужно:

4.Средства

5.Действия

6.Результат


7.Мотив-то, что побуждает нас к действию. (Вася читает газету(действие), чтобы узнать новости спорта(мотив).

8. Потребности- это нужда человека в том, что способствует его нормальной жизни и развитию.

Деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей.


Три группы потребностей (или классификация потребностей):

  1. Биологические (еда, сон, воздух, вода и т.д.. Они являются врожденными, сближают нас с животными)

  2. Социальные (общение, самореализация, самоутверждение)

  3. Духовные (потребности в познании окружающего мира и самого человека)



Основные виды деятельности - Труд, игра, учение, общение


Виды деятельности – практическая, духовная (связана с изменением сознания людей), разрушительная (войны, акты вандализма, врубка лесов), трудовая, образовательная, творческая и др.


Творческая деятельность-направлена на создание чего-нибудь нового.

(помогает нам творить-воображение, фантазия , интуиция)

Трудовая деятельность – это деятельность, которая направлена на получение заведомо полезного результата.

Игровая или досуговая деятельность- ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс-развлечение, отдых.

Учёба-это вид деятельности целью, которого является приобретением человека знаний, умений, навыков.

Общение- процесс направленный на получение информации, общение ради общения ( получение удовольствия)

Общение- связь между людьми в результате которой они обмениваются информацией.

Виды общения: речевое(вербальное), при помощи слов и звуков

неречевое(невербальное), при помощи мимики и жестов.


2. Человек, общество, природа.

1.Природа (широкое) — природа как окружающий нас мир во всём бесконечном проявлением.

2. Природа как всё, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности. Известно, что живая и неживая природа существовала задолго до появления человека.

3. Природой называют биосферу нашей планеты, т. е. земную оболочку, охваченную жизнью. 

Взаимодействие общества и природы


Важно осознать, что общество и природа взаимосвязаны, влияют друг на друга.

Природа-это естественная среда обитания человека.

Отличия общества от природы

-творит культуру

-развивается под влиянием деятельности человека.


Отличие природы от общества

-способна развиваться независимо от человека

-обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека

3. Общество как форма жизнедеятельности людей

1) Понятие общество употребляется в широком и узком смыслах.

В широком смысле:

Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле:

Общество- это совокупность людей по каким-либо признакам.


Понятие общество имеет много значений:


Этап в истории человечества

(первобытное общество, рабовладельческое и т.д.)

(объединение)

Круг людей объединенных

общими целями, интересами

(спортивный клуб)







Регион, страна, государство

(Россия, Европейское общество)

Всё человечество

(мировое сообщество)

ОБЩЕСТВО









Общественные отношения-это отношения, которые складываются между членами различных социальных групп.


Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним, а значить общество- это динамическая система.


Характерные черты общества, как динамической системы.

Саморазвитие, саморегулирования, способность к адаптации и интеграции, отмирание старых частей появление новых.



2)Общество – это система, которая состоит из четырех подсистем, их называют сферы жизнедеятельности общества, а подсистемы включают в себя элементы.


Сферы общественной жизни

Политическая

Государство и органы государственной власти

(президент, правительство, партии, армия, полиция, налоговая и таможенная службы)



Духовная

(мораль, культура, наука, образование, искусство и религия)





Экономическая

(товары, услуги, предприятия(фирмы), процесс производства.



Социальная

Взаимодействие различных социальных групп, слоев населения, личность.











3) Все общества можно поделить на 3 исторических типа:


  1. Доиндустриальное (традиционное или аграрное) –люди заняты в сельском хозяйстве, преобладает ручной труд, примитивные орудия труда, общинный уклад жизни, низкая социальная мобильность, культурная отсталость.


  1. Индустриальное – люди заняты в промышленном производстве ,развитие частной собсбвенности, преобладает машинный труд, рост числа городов и городского населения, коллективные ценности, средняя социальная мобильность, светская жизнь и культурное развитие.



  1. Постиндустриальное – люди заняты в основном в сфере услуг и информации, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда, ценность личности, права и свободы человека, высокая социальная мобильность, влияние средств массовой информации.


  1. Развитие общества.

Прогресс - направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.

Регресс - процесс, характеризующийся отступлением общества от завоеванных позиций, возвращением к предшествующему уровню.

Эволюция означает процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков.

Революция же означает радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыдущим состоянием.

Реформа- Частичное усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни, постепенное преобразование, не затрагивающее основ общественного строя.

Глобализация – стадия планетарного развития, характеризующаяся возрастанием взаимовлияния стран и народов.

Информационная революция – преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Революционные изменения средств коммуникации (НТР, Интернет, телевидение, компьютеризация).

Глобальные проблемы человечества:

  1. Проблема мира и разоружения.

  2. Демографическая

  3. Сырье и продовольствие

  4. Освоение космоса

  5. Экологическая

  6. Энергетическая

  7. Преодоление отсталости развивающихся стран.


  1. Как стать личностью.


Человек-существо биосоциальное, т.е. в нем переплетается социальное и биологическое.

Индивид-это представитель человеческого рода, обладающий уникальными природными чертами. (один из людей; единичный)

Индивидуальность – неповторимость, самобытность, богатство внутреннего мира, черты, свойственны только определенному человеку.

Личность-это человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми.


Социализация – это процесс становления личности

Агенты социализации

Первичные агенты социализации (ближайшее окружение человека)

  1. Семья

  2. Друзья

  3. Школа

Вторичные агенты социализации ( формальное, опосредованное окружение человека)

  1. Государство

  2. СМИ

  3. Армия



Фазы социализации

  1. Адаптация( приспособление)

  2. Индивидуализация (выражение своей индивидуальности)

  3. Интеграция ( сближение, объединение)


Мировоззрение – взгляд человека на окружающий мир и отношение к нему.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!