СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поведенческие акты аквариумных рыб

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поведенческие акты аквариумных рыб»

Аннотация

Цель исследования: исследовать поведенческие акты у аквариумных рыб, межвидовые и внутривидовые взаимоотношения аквариумных рыб, изменение поведенческих актов в зависимости от температуры, влияние солевого режима на поведенческие акты рыб и изменение окраски рыб в зависимости от изменение грунта. А так же использование исследований в школьной практике.

Задачи:

  • Рассмотреть на примере аквариумных рыб межвидовые и внутривидовые взаимоотношения;

  • Выяснить реакцию рыб на различную освещенность, солевой, температурный режимы;

  • Изучить проявление брачных отношений рыб в ограниченном пространстве;

  • Применение исследований в школе на уроках биологии.

Методы исследования:

Исследование аквариумных рыб проводили по общепринятым методикам. В основном прибегали к самому распространенному методу наблюдение.































Содержание

Введение……………………………………………………………….........................................1

Основная часть………………………...…………………..……………………………………..3

1 Общая характеристика рыб ……...……………………………………………………………3

2. Проявление поведенческих актов у аквариумных рыб……………..………………… …..3

2.1. Межвидовые и внутривидовые взаимоотношения рыб....……………………...…….…..3

2.2. Изменение поведенческих актов в зависимости от температуры…….…………...........5

2.3. Влияние солевого режима на поведенческие акты рыб…….……………………………5

2.4 .Изменение окраски в зависимости от изменения грунта………………………………...5

Заключение..………………………………………………………………………..…………...10

Приложение





























Введение

Аквариум является не просто красивой вещью, удолетворяющей эстетические потребности человека, и не средство заполнения своего досуга. Это действующая модель природного водоема, правда совсем не полная, так как пища для обитателей обычно поставляется извне, что в принципе обусловлено лишь небольшими размерами аквариума и нахождение его в комнатных условиях, из-за чего в нем невозможно развитие или размножение кормовых организмов.

Аквариумные рыбы широко применяются в научных исследованиях. С рыбами работают генетики, эмбрионологи, гистологи, физиологи и другие специалисты. С помощью рыб изучают влияние на живой организм вод, содержащих различные удобрения, гербициды, пестициды и тяжелые металла, а так же представляют большой интерес для медиков, изучающих например биологические активные вещества или образование злокачественных опухолей.

Некоторые рыбы в природе находятся га грани исчезновения, и не исключено, что единственным способом сохранить их не только как вида, но и как «банка генов»- искусственное разведение в аквариумах.

Рыбы принадлежат к позвоночным животным, которые представляют собой самую древнюю, содержащую наибольшее число видов и самую распространенную группу . их систематика постоянно менялась и продолжает меняться. Даже общее число видов рыб точно не известно. По приблизительной оценке, оно составляет от 21 тыс. до 25 тыс. самая большая и одновременно лучше всего исследованная группа – костистые рыбы. От 5 до 8 тыс.видов рыб живут в пресной воде, из них около т4 тыс. видов в принципе могут содержаться в аквариуме. Однако в системе международной торговли обращается всего «300» видов.

Есть много причин, по которым люди хотят иметь рядом с собой рыб. Всех аквариумистов- сознательно или бессознательно , объединяет одно: любовь к живой природе, а также удовольствие, получаемое от наблюдений за подводным миром.

Нигде формы взаимоотношений между животными и окружающим их миром не прослеживается так отчетливо, как в аквариумистике; рыба-вода-прочие обитатели. Исходя из выше изложенного, нами поставлена цель исследования : изучение поведенческих актов у аквариумных рыб.



Основная часть.

  1. Общая характеристика рыб.

Рыбы принадлежат к позвоночным животным, среди которых представляют собой самую древнюю, содержащую наибольшее число видов и самую распространенную группу. Их систематика постоянно менялась и продолжает меняться. Даже общее число видов рыб точно не известно. Рыбы –первичные водные челюстноротные позвоночные (Gnathosomata), заселившие воды земного шара и постепенно вытеснившие древнейших позвоночных – агнат.

Вся их организация приспособлена к активному подвижному образу жизни в воде и патанию путем активновному подвижному образу жизни в воде и питанию путем активного схватывания пищи кусающими челюстями. Дышат они жабрами, сидящими на наружной стороне жаберных дуг, подвижно расчлененных. Основным органом плавания являются, как правило, боковые движения хвостового отдела. Тело покрыто у большинства чешуей, имеются настоящие зубы, парные конечности- грудные и брюшные плавники, регулирующие движения, и непарные плавники – стабилизаторы. Кроме хорошо развитых органов чувств- обоняния, зрения и статоакустики, имеются, как и круглоротых, еще и кожные органы чувств боковой линии. Круг кровообращения у большинства один, с несмешанной кровью. В сердце имеется только венозная кровь. Скелет хрящевой или костный. Череп состоит из черепной коробки не подвижно сочлененной с позвоночником и высцерального скелета в виде подвижно сочлененных с черепом скелетных дуг, поддерживающих челюстной и жаберный аппараты. Размножаются рыбы в воде, большинство откладывают икру, оплодотворение наружное.

Есть много причин по которым люди хотят иметь рядом с собой рыб и водные растения. И тем не менее всех аквариумистов –сознательно или несознательно, в большей или меньшей степени – объединяет одно : любовь к живой природе, а также удовольствие, получаемое от наблюдений за живой подводным миром. Другими мотивами, побуждающими заниматься аквариумистикой, является ответственность за живых существ и радость от успешного заботливого ухода за ними.

А если к тому добавляется изрядная порция духа исследователя, на передний план выступают аспекты обучения и усвоения, вытекающие из активных знаний аквариумистикой. Именно в условиях ограниченного пространства представляется возможным проводить многочисленные наблюдения за поведением рыб и анализировать его.

Рыбы – наиболее разнородный и многочисленный надкласс позвоночных. Они населяют, за редким исключением, все водоемы земного шара. Приспособились к самым разнообразным условиям водной среды, от экваторы до полюсов, от океанических пучин и подземных вод до высокогорных родников и содержат огромное число форм: одних современных видов рыб насчитывают около 20 тысяч. С другой стороны, поскольку это наиболее древнее после круглоротых группа позвоночных, они дал несколько далеко разошедшихся ветвей. Все это является причиной чрезвычайной сложности строения системы рыб, так как выяснение родственных взаимоотношений отдельных ветвей представляет исключительные трудности. В результате взгляды исследователей на систематику рыб сильно расходятся, и единой установившейся классификации их не существует. Однако все исследователи сходятся в том, что современные рыбы распадаются на две резко обособленные группы: хрящевые ( Сhondrichthyes ) и костных ( Osteichthyes), которых ныне рассматривают как самостоятельные классы.

Хрящевые рыбы лишены костей, и внутренний скелет их состоит сплошь из хряща. Они делятся на две неравные группы: на большую группу пластиножаберных, или акуловых рыб, сохранивших примитивное строение скелета, но имеющих более совершенное строение органов размножения и нервной системы.

Костные рыбы имеют более совершенный костный скелет как наружный –кожного происхождения, так и у большинства и внутренний, дышат они жабрами при помощи жаберной крышки и имеют плавательный пузырь.



  1. Проявление поведенческих актов у аквариумных рыб.

Аквариумные рыбы живут в своем автономном мире. Их поведение никак не сказывается на обычном течении жизни хозяев, как это бывает с кошками или собаками.

Поведенческие акты аквариумных рыб обычно мотивируются инстинктами, такие как выживание или продолжением рода. Свои требования и желания рыбы выражают языком «жестов» или различными изменениями окраски.





    1. Межвидовые и внутривидовые взаимоотношения рыб.

Межвидовые взаимоотношения рыб в основном проявляется в форме пищевой конкуренции, хищник-жертва и мирного сожительства.

Поэтому в одно аквариуме следует содержать рыб, сходных по величине и повадкам. Несовместимы крупные виды с мелкими, хищные-мирные, холодноводные с тепловодными, крупные малоподвижные виды с быстрыми агрессивными.

Мы провели исследования на межвидовые взаимоотношения таких рыб, как:

1.Гуппи – петушок;

2.Барбус – золотая рыбка;

3.Гуппи – золотая рыбка.

Если гуппи и петушка заселить в один аквариум ( гуппи является мирным жителем аквариума, они мало подвижные рыбы с вуалевыми хвостами у самцов, уживаются со всеми мирными обитателями аквариума, петушок в свою очередь является агрессивной рыбой по отношению к видам с вуалевыми формами). Мы наблюдаем вспышки агрессии со стороны петушка, он становится в угрожающую позу и сперва производил впечатление на противника и обращал его в бегство. Но если гуппи на это ни как не реагирует, он начинает гоняться за ним по всему аквариуму, а догнав, обкусывает его плавники, что причиняет гуппи механическое повреждения, из этого следует что, гуппи и петушок нельзя содержать в одном аквариуме, так как это может привести гибели гуппи.

Барбус и золотая рыба тоже плохо уживаются друг с другом ( барбус - мирный житель аквариума, очень подвижный, золотая рыбка тоже мирная рыбка, но малоподвижная из-за своих вуалевых плавников). Барбуссперва присматривается к золотой рыбке, плавает вокруг нее, так как барбусы мньше и подвижнее золотых рыб, он начиает играть с ее плавниками, обкусывает их, золотая рыбка старается спрятаться от него в густых зарослях, но это не всегда спасает золотую рыбку. Поэтому золотую рыбку лучше сажать с такими же вуалевыми рыбами, как она сама. А барбусы уживаются со всеми, кроме золотых рыб и гуппи.

    1. Изменение поведенческих актов в зависимости от температуры

Аквариумные рыбы могут существовать в определенных характерном для них температурном диапазоне. За пределами этого диапазона нормальное протекание жизненных процессов рыб невозможно.

Для правильного содержания рыб и растений нужно поддерживать определенную температуру, при которой они хорошо питаются и размножаются. Изменение температуры воды влияет и на температуру тела рыбы и ведет к изменению скорости обменных биохимических процессов в организмах, что в свою очередь отражается на здоровье, поведении и состоянии рыб.

Для каждой рыбы существует определенный верхний и нижний предел температуры воды, если этот предел нарушится, то рыба может погибнуть.

Свои исследования на температурный режим, мы проводили на барбусах. Барбусы предпочитают прохладную воду. Для эксперимента убрали всех рыбок с аквариума, оставив лишь барбусов и повысили температуру до 36С, включив обогреватель. При повышении температуры, они начинали активно передвигаться в аквариуме, метались в все стороны. Кроме того с повышением температуры в аквариуме уменьшалось содержание кислорода, и они поднимались к верхним слоям воды, чтобы дышать атмосферным кислородом. При длительном содержании рыбы в таком диапазоне температуры она может погибнуть.

Из исследования вытекает, что при повышении температуры обменные процессы в организме рыбы усиливаются. Это свою очередь увеличивает потребление кислорода. С повышением температуры растворяемость в воде газов, и в частности содержание кислорода уменьшается. И тем самым осуществляется влияние повышения температуры на рыб снижением кислорода, которое впоследствии приводит к гибели рыбы. А при понижении температуры наблюдается шоковое состояние у рыб, апатия ко всему вокруг, включая и еду.

Поэтому для нормальной жизнедеятельности рыб, и усиления обмена веществ и увеличения скорости переваривания пищи, надо их содержать в оптимальной для каждого вида температуре. Ведь температура воды влияет и на жизненный цикл рыбы, как созревание половых продуктов и развитие оплодотворенных яйцеклеток.

Из выше сказанного следует то, что приобретая рыб, важно знать, при какой температуре они жили на прежнем месте. Чтобы избежать лишних жертв, среди аквариумных рыб.

    1. Влияние солевого режима на поведенческие акты рыб

Всем водным организмам, в том числе и рыба, приходится решать вопрос регуляции осмотического давления, которая происходит в организме рыб в результате диффузии молекул воды через полупроницаемые мембраны. Они избирательно пропускают молекулы одних веществ и задерживают другие.

Важное значение имеет качественный солевой состав и соотношние различных ионов. Для каждого организма свойственен определенный солевой состав, поддержание которого требует выведение одних ионов и накопление других.

Для исследования взяли золотую рыбку т поместили его в банку, где заранее растворили 1 столовую ложку поваренной соли. В течении нескольких минут не было никаких изменений в поведения со стороны золотой рыбы, затем его жаберные крышки начали активно работать. Это связано с тем, что на жабрах расположены особые клетки, которые служат для захвата ионов натрия из внешней среды.

Если же увеличить концентрацию соли, то это приводило либо к шоковому состоянию рыб или к гибели. Поэтому надо следить за количеством соли к аквариуме. Малое ее количество хорошо влияет на золотых рыбок; оно стимулирует у них нерест и имеет также антибактериальное действие от многих болезней.



2.4 Влияние освещенности на поведение рыб

Нормальная жизнедеятельность большинства водных животных зависит от спектрального состава света, от его интенсивности, от режима освещения.

В аквариуме интенсивность и спектральный состав освещения определяется, в первую очередь, потребностями растений и рыб. Основным органом восприятия света у рыб являются глаза. Большая часть рыб различают цвета.

Как мы знаем, обитатели верхних слоев больше нуждаются в свете, чем обитатели дна. Окраска рыб зависит от особенностей освещения, зависимые в свою очередь, от условий мест обитания. Часто она изменяется и в течении суток.

Для опыта взяли анциструса и теренцию. Они обитают в разных толщах воды и по- разному нуждаются в освещении. Сперва мы увеличиваем освещение в аквариуме при помощи лампы накаливания. Теренция вела себя спокойно в отличии от ациструса. Он вел себя пугливо ,пытался спрятаться в кустах растений, быстро плавал, бегал от одного угла к другому, ища хорошие места, чтобы укрыться от хищников, так как они предпочитали сумеречный свет. А при уменьшении же освещения, теренция вели себя неспокойно, плыли тот угол, которое наиболее осветило от лампы. А анциструсы же чувствовали себя хорошо, спокойно передвигались по аквариуму, ища остатки пищи или пощипывая водоросли со дна.

Из этого вытекает, что освещение в аквариуме должно соответствовать интенсивности освещения, свойственной рыбам в природных условиях.















































Заключение :

Аквариум нее является детской игрушкой. Растения и рыбы существуют, тем лучше, чем лучше к ним отношение. Для детей аквариум – хорошая возможность помочь им развить любовь к природе и наблюдать за поведенческими актами рыб. Научит их чувствовать ответственность за жизнь рыб.

В аквариуме можно проследить и пронаблюдать все виды взаимоотношений между маленькими обителями аквариума. При обустройстве аквариума, необходимо знать, все о будущих рыбках, для охранения биологического равновесия в аквариуме. Правильный выбор аквариума, грунта, растительности, освещения, температуры и солевого режима играет решающую роль.

В данной работе была рассмотрена взаимоотношения рыб в одном аквариуме, как разные виды ладят с одними и уживаются и очень долго, а с другими не уживаются даже один день. Так же было проведено ряд исследований на выявление различных реакций рыб на различную температуру, освещенность. Было выявлено, что только при правильно уходе можно сохранить жизнь маленьким организмам. И лишь при биологическом равновесии в аквариуме будет процветать жизнь.

Накопленные данные в результате исследований работы можно связать с подготовкой и проведением в школе как классных так и внеклассных занятий.

Изучение класса рыб начинается в 7классе, знакомство учащихся с позвоночными животными. По программе предусматривается как классная демонстрация живых рыб, так и наблюдения над рыбами во внеклассное время в уголке живой природы.

Аквариумные рыбы являются ценным объектом для школьных наблюдений, устройство аквариума и уход за ним всегда привлекает интерес учащихся, многие из мальчиков являются любителями-рыболовами и обладают немалым запасом ценных наблюдений над поведенческими актами рыб в природных условиях.

Многие экспериментальные работы представляют интерес для школьников, как связь окраски с грунтом, реакции на освещенность и повышение температуры, пищевое поведение рыб, эти опыты хорошо удаются во время уроков, и они являются как бы преддверием к более сложной работе учащихся с птицами и млекопитающими.

Умело комбинируя различные формы работы с живыми рыбами, можно добиться глубокого и основанного на конкретных знаниях учащихся усвоение материала программы и овладения учащимися рядом новых для них практических навыков











































Список использованной литературы:

  1. Альфред Брем. Рыбы и амфибии. Б.А.Дунаева.-М: ООО Фирма Издательство «АСТ», 2000.-560с.

  2. Белов С.В. 1000 советов аквариумисту.- Минск, Харвест, 2007. -680с.

  3. Ильин М.Н. Аквариумное рыбоводство.-М., Издательство Московского университета, 1977.-399с.

  4. Константинов В.М., Наумов С.П. Шаталов С.П. Зоология позвоночных. – М: «Издательский центр Академия», 2007- 53с

  5. Материалы по кормовой базе питанию рыб. Сборник работ. М.,1960. 137с.

  6. Махлин М.Д. занимательный аквариум.-М.: Пищевая промышленность ,1975.-287с.

  7. Полонский А.С. содержание и разведение аквариумных рыб.-М, 2001,-348с.

  8. Полонский В.Д. Энциклопедия аквариумиста. М.-Престиж Локид, 2001.-404с.

  9. Третьяков В. Обитатели аквариумного сада. // Наука и жизнь//. №5, 2001.- С.142-143

  10. Фрей Г. Твой аквариум. Пер. с немецкого.- М.: Колос,1962.-127



























XXII НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»



Направление :социально-гуманитарные науки.

Секция: история Дагестана





Исследовательская работа на тему:

«Шаг в будущее:

Аул Салта. Музей под открытым небом»









Работу выполнил:ученик 9 класса

МКОУ «Салтынская СОШ им.М.Рамазанова»

Дибиров Магомед Абуталимович

С.Салта Гунибский район

Руководитель работы:учитель нач. кл.

МКОУ« Салтынская СОШим.М.Рамазанова»

Рашидова ХадижатАбулгасановна

с.Салта Гунибский район

тел.

2016




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!