Урок 103 Математика 3 класс
Тема. Единицы массы. Грамм
Цели: познакомить с новой единицей массы — граммом и соотношением между граммом и килограммом; познакомить с римскими цифрами; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов; прививать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научатся взвешивать предметы и сравнивать их по массе; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
Запишите число, соседи которого числа 499 и 501.
Запишите самое маленькое трехзначное число.
Запишите самое большое трехзначное число.
Запишите число, которое:
а) на 1 меньше, чем самое маленькое четырехзначное число;
б) на 1 сотню больше, чем самое большое двузначное число;
в) в 100 раз больше, чем самое большое однозначное число;
г) на 600 больше, чем самое маленькое однозначное число;
д) в 100 раз меньше самого маленького трехзначного числа;
е) на 100 меньше самого маленького трехзначного числа.
Запишите соседей числа, в котором 3 сотни. 2. Римская нумерация
— Как люди научились записывать цифры? В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных, в виде узелков, в виде отложенных камешков.
Очень разные и порой забавные были эти «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывались с помощью соответствующего количества палочек.
— Запишите этим способом числа 1, 2, 3.
(Три ученика выходят к доске и записывают.) I, II, III.
— А число 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать число 15, ставили подкову и 5 палочек.
(Учитель делает запись на доске: .)
— Запишите этим способом число 17.
— Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили о римских цифрах?
(Учитель показывает часы, книги, на корешке которых изображены римские цифры.)
— Римские цифры довольно часто употребляются и в наши дни. Где вы уже встречались с этими цифрами?
— Чем похоже это письмо на египетское?
Мы с вами уже знаем, как записать римскими цифрами числа 1,2,3.
(Учитель закрепляет на доске карточки с этими цифрами.)
— А как записать число 5? Внимательно посмотрите на свою руку.
(Учитель поднимает свою руку, сомкнув четыре пальца, а большой отогнув, затем закрепляет на доске карточку: V.)
— Как вы думаете, как записать число 10? Из чего оно состоит? (Из двух цифр 5.)
(Учитель поднимает две руки, затем закрепляет на доске карточку: X.)
— Как же записать цифру 4, используя предыдущие цифры? (Ответы детей.)
Запись числа основана на математическом действии вычитании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой «пять».
— Кто догадался, как записать цифру 4, и может показать на доске?
(Желающий ученик выходит к доске и записывает. Если таких не найдется, учитель закрепляет карточку: IV.)
Запись цифр 6, 7, 8 основана на арифметическом действии сложении: нужное количество палочек приписывали справа.
(Один ученик записывает цифры на доске: VI, VII, VIII.)
— Подумайте, как записать число 9. (От 10 отнять 1.)
(Один ученик записывает на доске: IX.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету.)
— Сравните эти два предмета. (Они разного цвета.)
(Учитель показывает два предмета, разных по форме и одинаковых по цвету.
— Чем отличаются эти предметы? (Они разной формы.)
(Учитель показывает два пакета, одинаковых по цвету и форме, но разных по размеру.)
Чем отличаются эти предметы? (Они разного размера.)
(Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме, размеру и цвету, но разных по массе (массу взять точную, например, 3 кг и 4 кг)
— Чем отличаются эти предметы?
(Учащиеся затрудняются с ответом. Учитель вызывает одного ученика к доске и просит взять предметы в разные руки. Ученик говорит, что один предмет тяжелее, а другой — легче.)
— Как называется величина, которая позволяет сравнить, какой предмет тяжелее, а какой легче? (Масса.)
— В чем измеряется масса? (В килограммах.)
(Учитель взвешивает предметы и записывает их массу. Затем он показывает два предмета, например, два яблока, которые трудно сравнить по массе, взяв их в руки. Несколько учеников по очереди выходят к доске и пытаются определить, какое яблоко легче, а какое тяжелее.)
— Как определить массу каждого яблока? (Нужно взвесить их.)
— Могу ли я использовать для этого гирю в 1 кг? (Нет, так как яблоки весят меньше 1 кг.)
— Что же делать? (Нужно использовать гири меньше 1 кг.)
— А кто из вас знает, как называется единица массы меньше килограмма? (Ответы детей.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте теоретический материал на с. 54.
— Какие единицы измерения массы вы теперь знаете? (Грамм и килограмм.)
— Сколько граммов в 1 кг? (1 кг = 1000г.)
— Что можно измерять в килограммах?
— Массу каких предметов можно измерить с помощью гирь меньше килограмма?
(Можно провести практическую работу по взвешиванию мелких предметов: ручки, книги, пенала и т. д.) № 1 (с. 54). (Устное выполнение.) №2 (с. 54).
— Прочитайте условие задачи.
— Какие вопросы можно поставить к этому условию? (Учащиеся ставят вопросы по типам задач: на нахождение суммы двух произведений, на разностное сравнение, на кратное сравнение. Далее каждый ученик самостоятельно решает свою задачу. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 5 (с. 54).)
V. Физкультминутка
Раз, два — стоит ракета. (Руки вверх.)
Три, четыре — самолет. \(Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопки в ладоши.)
А потом на каждый счет. (Шаги на месте.)
Раз, два, три, четыре — (Хлопки в ладоши.)
Руки выше, плечи шире. (Руки вверх, затем вниз.)
Раз, два, три, четыре — (Хлопки в ладоши.)
И на месте походили. (Шаги на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 3 (с. 54).
— Что неизвестно в уравнениях? Как вы будете искать?
— Решите уравнения самостоятельно.
(Три ученика работают у доски. Взаимопроверка.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№23 (с. 45).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) №24 (с. 46).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 54). Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— С какой единицей измерения мы познакомились на уроке?
— Кто хорошо понял тему?
— Чем вам запомнился сегодняшний урок?
— Какое задание было самым интересным?
IX. Домашнее задание
Учебник: № 4 (с. 54)
Рабочая тетрадь: № 25 (с. 46)