СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Потребности и способности человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

тема урока: Потребности и способности человека.    

тип урока: урок  открытия новых знаний

Цель: сформировать понимание: 1.не все потребности человека являются подлинными, реализация некоторых из них разрушает физической и духовное здоровье человека, 2. Способности развиваются в процессе обучения и усвоения различных видов дестельности.

Планируемые результаты: различают подлинные и мнимые потребности, понимают как развивать способности, умеют определять виды потребности, понимают, что мысли и чувства оказывают влияние на поступки человека, понимают необходимость следить за своими мыслями и чувствами, умеют определять духовное в человеке.

Просмотр содержимого документа
«Потребности и способности человека.»

Кл.6 Обществознание Ур. 3

тема урока: Потребности и способности человека.

тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: сформировать понимание: 1.не все потребности человека являются подлинными, реализация некоторых из них разрушает физической и духовное здоровье человека, 2. Способности развиваются в процессе обучения и усвоения различных видов дестельности.

Планируемые результаты: различают подлинные и мнимые потребности, понимают как развивать способности, умеют определять виды потребности, понимают, что мысли и чувства оказывают влияние на поступки человека, понимают необходимость следить за своими мыслями и чувствами, умеют определять духовное в человеке.

Новые понятия:

Потребность – это переживаемая человеком нужда в чём-то, что ему необходимо в жизни.

Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.

Поведение – определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой.

Способность – это свойство личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Талант – выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Характер – (от др.-греч. χαρακτήρ «примета, отличительная черта, знак»)  структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Сила воли – это умение человека добиваться поставленных перед собой целей, несмотря на различные обстоятельства, физические возможности, окружение, лень и настроение.

Гениальность – (от лат. genius – «дух») – высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности

Оборудование и материалы: учебник, карта

Время

Этапы урока

Содержание урока

ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

5 мин.

Организа-ционный момент

Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте ребята! Я рада всех приветствовать. Вы готовы к занятию? Отлично, начинаем.

- учебник, тетрадь, РТ

активно работать на уроке и иметь позитивный настрой

Ребята напоминаю условие оценивания ответа: отвечать надо полным ответом, стараться ответить так, чтобы дополнить было нечего.

Сегодня на уроке вам потребуются телефоны, поэтому оставьте их у себя, но по традиции наших уроков брать их нельзя (Кого замечу – то правило знает!?)


На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

Речевая разминка.


Отмечает отсутствующих.


ПРАВИЛА РАБОТЫ В КАБИНЕТЕ ИСТОРИИ: СОБЛЮДАТЬ ЧИСТОТУ И ПОРЯДОК, МУСОР СВОЙ УНОСИТЬ С СОБОЙ

Приветствуют учителя.



5 мин.



Живёт на свете человек. Всё у него есть, всё его устраивает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живёт и ничего не делает. Ситуация выглядит почти фантастически. Почему? (человек всегда к чему-то стремится, чего-то хочет)

Давайте попробуем определить тему и цель нашего сегодняшнего урока!

ТЕМА: Потребности и способности человека

ПЛАН: 1Потребности.

2. Способности.

3.Духовный мир

Что сегодня мы будем делать на уроке?


Прежде чем приступить к новой теме проверим Д./з. П-ф 1 читать, мини-проект “Моя наследственность” (с помощью фотографий показать сходство между родными, написать о тех наследственных признаках, которые вы получили от родителей - цвет глаз, волос, форма лица и тд) ПРОВЕРКА Д./З.: Какие сложности у вас возникли при подготовке дз? Что осталось не понятным? (раздатка см. 2 урок)

  1. Что такое биологическое и что такое соц-ное в человеке? (раскрыть понятия)

  2. Чем человек отличается от животного?

  3. Что является условиями благополучного психологического и личностного развития ребенка? (наследственность, среда в которой он живет и развивается, воспитание)

Вопросы 1, 2, 3, 4, стр.12, стр. 13 задание 1


Определяют тему урока.

Формулируют задачи с помощью учителя.

Записывают тему урока в тетрадях

















раздатка

4 мин.

Этап актуализа-ции знаний

- Может ли быть человек постоянно всем удовлетворен и всем доволен?

- как вы думаете, что заставляет человека действовать (что-то делать)?

Вывод: потребности человека дают направление его деятельности

Отвечают на вопросы учителя



7 мин.

Открытие новых знаний

  1. ПОТРЕБНОСТИ

Работаем сегодня с параграфом 4, стр 35 – найдите определениечто такое потребности?

Подсчитать потребности людей невозможно, ведь каждый из вас на вопрос «что тебе нужно»? Может написать неимоверно огромный список.

Надо понимать, что с развитием науки, техники, образования и общества в целом этот список будет все расти и расти. Меняется мир, меняются потребности. Когда возникают потребности человек начинает действовать.

Но если потребности подсчитать невозможно, то можно выделить из них основные. И когда учёные определили, что составляет базу наших потребностей, оказалось, что все наши нужды можно разбить на три большие группы:

Задание 1. Составьте схему в помощь уч-к стр 36

П отребности человека



биологические социальные духовные

(примеры) (примеры) (примеры)


  • биологические (эти потребности являются врождёнными, выполняют важную роль в сохранении жизни человека, такие как потребность в пище, воде, сне); нужны чтобы жить, помогают занять свое место в обществе

  • социальные (потребности, необходимые человеку для общения и совместной деятельности с другими людьми, например- потребность в дружбе, общении); служат для познания окруж.мира, достижение гармнонии красоты

  • духовные (потребность в познании окружающего мира и самого человека. Пример: посещение театров, путешествия).

Удовлетворение потребности становится целью деятельности человека. Также потребность определяет мотив деятельности человека.


Человеческие потребности изучаются давно. Автором самой популярной теории потребностей человека стал американский психолог Абрахам Маслоу. Он создал так называемую «Пирамиду потребностей», которая делит все потребности человека на 5 категорий. Все потребности он распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.

В основании пирамиды он поместил физиологические потребности. К таким потребностям можно отнести утоление голода, жажды, дыхание, сон и т.д. Ступенью выше помещается потребность в безопасности. Над ней располагается потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Далее следует потребность в признании, к чему относится самооценка, уверенность, достижения и т.д. Пятая группа потребностей, которые возглавляют вершину пирамиды, звучит как «Духовные потребности».

Существует более развёрнутый вариант учения Маслоу, где выделяется ещё большее количество потребностей.

РЕБЯТА, обратите внимание, что не все люди испытывают потребности всей этой пирамиды потребностей. Она является как бы отражением общества в целом с его предпочтениями в удовлетворении потребности. Каждый человек – личность. Личность может быть разной. Личности бывают положительные и отрицательные, активные и пассивные, сильные и слабые. Из компонентов этих пар и формируется личность. Поскольку каждая личность индивидуальна, то и на жизненные ситуации мы реагируем по-разному, в зависимости от составляющих нашего эго.

Как можно назвать личность, которая удовлетворяет только нижний слой потребностей пирамиды Маслой. Кто это может быть? (асоциальная личность, бомж), а как можно охарактеризовать личность, которая испытывает желание удовлетворения всех потребностей пирамиды (духовно и нравственно развитая, полноценно и всесторонне развитая)

Ниодну потребность не возможно удовлетворить раз и навсегда!


Задание 2. Заполните таблицу.

К сожалению, у людей, наряду с подлинными потребностями (разумными) существуют и ложные потребности (мнимые).

Мнимые потребности – это те потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносят ущерб обществу и природе. К таким потребностям в первую очередь можно отнести потребность в алкоголе, табаке, наркотических веществах. Эти потребности навязаны рекламой, модой, самолюбием и др. Мнимые потребности заставляют брать кредиты

К подлинным потребностям человек приходит самостоятельно.

Поэтому когда мы решаем что-то купить нам необходимо определить, это наша подлинная или мнимая потребность? Это развивает осознанность и сохраняет финансы

Потребности человека,

оказывающие влияние на развитие общества


Подлинные потребности

(разумные, приносят пользу)


Мнимые потребности

(неразумные, приносят вред)





ЗАДАНИЕ: устно, обсуждаем уч-к стр.37


Знакомятся с понятием, анализируют каждый критерий, определяют


Выписывают понятие в тетрадь.









Выполняют задание. Отвечают на вопросы





















































Выполняют задание





















Выполняют задание


уч-к стр 35











уч-к стр 36





















































Стр. 36




















Стр. 37


8 мин.


  1. СПОСОБНОСТИ формируются в процессе обученияи освоении соответствующей деятельности

Что необходимо для реализации потребностей?

Чтобы реализовать свои потребности, необходимо наличие определенных способностей, которые бы человеку в этом помогли.

На стр. 38 найдите что такое СПОСОБНОСТИ -свойства личности …

Способности человека это одно из проявлений его духовного мира. Понятие «способности» тесно связано с другими понятиями, такими как «талант», «характер», «сила воли» и даже «гениальность». Однако развитие способности должно иметь какое-то «начало», точку отсчёта. Задатки – это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.

Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определённое влияние.


Запишем схему.

С ПОСОБНОСТИ


Общие специальные

(зрит, эмоц память, наблюд-ть, воображ., быстрое (спорт, математика, худож., муз. и т.д.)

чтение и т.д.)


Отвечают на вопросы учителя.






Записывают определение в тетрадь.










Записывают схему, вместе придумывают примеры






Стр.38

5 мин.

3. Внутренний мир человека

Работа с учебником стр. 39. найти определения и записать в тетрадь

Духовный мир – внутр мир чел-ка, мир его мыслей и чувств.

Мысли – отличительная черта человека, составляющая его духовный мир.


Определите чем чувства (восхищение, радость, горе, печаль, гнев, уважение, любовь и т.д.) и эмоции (веселый, грустный, злой, радостный и тд - настроение человека) отличаются друг от друга




Смотрят видеофрагмент

Высказывают свое мнение



Записывают в тетрадь


2 мин.

закрепление

















рефлексия

С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

Что заставляет чел-ка действовать?

Для чего нужны биолог потр?

Для чего нужны соц. потр.?

Чему служат дух потр.?

Как формируются способности? (в ходе обучения и деятельности)

Зачем нужно отличать мнимые и подлинные потребности?

Что состовляет духовный мир человека? (мысли, чувства)

Вывод: в основе активности чел-ка лежат потребности. Не все потребности ч-ка явл-ся подлинными, реализация некоторых из них разрушает физическое и духовное здоровье человека. Способности ч-ка развиваются в процессе обучения и освоения различных видов деятельности. На поступки чел-ка оказывают влияние чувства и мысли (чувства рождают мысль) (чувствую любовь – рождается мысль сделать что-то хорошее – перехожу в действие)У духовно богатого человека развито чувство долга, справедливости.

Отвечают на вопросы, используя записи в тетрадях.


2 мин.

Какие сложности у вас возникли на уроке, что было трудно? (разъяснить или порекомендовать еще почитать учебник)

Что было легко?

Что осталось не понятным?

Что нового вы узнали?

Что было самым интересным?


Продолжи фразу:

•Сегодня на уроке я узнал…

•Сегодня на уроке меня удивило…

•Сегодня на уроке для меня было сложно…

•Сегодня на уроке у меня получилось…


1.Предлагает оценить свою деятельность на уроке

2. Возвращает к поставленным задачам урока.


Выставление оценок, каждая оценка комментируется

Выясняют в какой степени выполнены задачи урока

Делают выводы.


1 мин.

Подготовить сообщение (пояснение дз)

П-ф 4 читать, сделать в тетради схему «высшие чувства», записи в тетради по теме выучить

Всем понятно, как выполнить Д./з.?

Записывают домашнее задание в тетрадь.




Всем спасибо за урок, спасибо за работу и внимательность!

До свидания!

На последнем уроке: Ребята, поднимите стулья на парты, а если после вас есть мусор соберите его за собой и выбросить в урну.







Раскрой определение и напиши примеры:

Биологические потребности человека - __________

Социальные потребности - _____________

Духовные потребности человека ________

Раскрой определение и напиши примеры:

Биологические потребности человека - __________

Социальные потребности - _____________

Духовные потребности человека ________

Раскрой определение и напиши примеры:

Биологические потребности человека - __________

Социальные потребности - _____________

Духовные потребности человека ________

Раскрой определение и напиши примеры:

Биологические потребности человека - __________

Социальные потребности - _____________

Духовные потребности человека ________

Раскрой определение и напиши примеры:

Биологические потребности человека - __________

Социальные потребности - _____________

Духовные потребности человека ________



Раскрой определение и напиши примеры:

Биологические потребности человека - __________

Социальные потребности - _____________

Духовные потребности человека ________

Раскрой определение и напиши примеры:

Биологические потребности человека - __________

Социальные потребности - _____________

Духовные потребности человека ________

Раскрой определение и напиши примеры:

Биологические потребности человека - __________

Социальные потребности - _____________

Духовные потребности человека ________

Раскрой определение и напиши примеры:

Биологические потребности человека - __________

Социальные потребности - _____________

Духовные потребности человека ________

Раскрой определение и напиши примеры:

Биологические потребности человека - __________

Социальные потребности - _____________

Духовные потребности человека ________



Представьте, что вы выступаете в роли строителей дома под названием «Потребности человека». Это здание состоит из трёх этажей.

Расположите на 1, 2, 3-м этажах изученные вами потребности в порядке,

который вы считаете самым правильным.

Свой выбор объясните.



Задание 3

Заполните таблицу



Американский учёный Изард Кэррол выделил 11 основных эмоций.

Какие из них можно назвать положительными, а какие отрицательными?



Положительные эмоции

Отрицательные эмоции











1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!