СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Потенциал обновленного содержания дополнительного образования для выполнения воспитательных функций

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке описан потенциал обновленного содержания дополнительного образования для выполнения воспитательных функций на примере МБУ ДО ДДЮТ г. Новомосковска

Просмотр содержимого документа
«Потенциал обновленного содержания дополнительного образования для выполнения воспитательных функций»

Потенциал

обновленного содержания дополнительного образования

для выполнения воспитательных функций

Государственная политика в сфере образования определяет воспитание как одно из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях. В дополнительном образовании воспитание всегда было и остается одним из важнейших направлений, неразделимых с образовательным процессом. Каждая программа и мероприятие направлены на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма, национальной идентичности, на развитие его личностного роста, инициативности, толерантности, целеустремлённости, а основная миссия учреждений заключается в создании условий для развития потенциала, способностей и интересов юных граждан страны, профессионального самоопределения подрастающего поколения в процессе свободного и осознанного выбора ребенком видов деятельности во внеурочное время.

К сожалению, до нашего времени сохранилось отношение к дополнительным занятиям как к забаве, развлечению, не требующих серьезной работы и не заслуживающих внимания.

Однако, многогранность содержания дополнительного образования, свобода выбора и вариативность позволяют в комфортной для ребенка среде, наравне с привитием практических навыков, развивать в детях заинтересованное отношение к выбранному делу, дает ему возможность почувствовать себя равноправным членом большого коллектива, не теряя при этом своей индивидуальности, а педагогам дает широкое поле для реализации основных воспитательных функций.

Примером тому может служить наша образовательная организация. Открывшийся в 1957 году МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества», сегодня представляет собой современное многоструктурное и многофункциональное учреждение дополнительного образования детей, оснащённое инновационными образовательными ресурсами и высококвалифицированными педагогическими кадрами, обучение в котором ведется по шести направленностям дополнительного образования.

Воспитательный компонент входит во все общеразвивающие программы, реализуемые на базе учреждения, и является их неотъемлемой частью.

Одним из самых важных составляющих общего воспитания любого ребенка является эстетическое воспитание. Именно оно формирует творчески активную личность ребенка, способную воспринимать и оценивать прекрасное, жить и творить по «законам красоты».

Педагогический процесс в объединениях художественной направленности строится таким образом, чтобы дети, развивая свои творческие способности через овладение знаниями, навыками и умениями в области музыки, литературы, вокала, хореографии и прикладного искусства, одновременно приобретали бы лучшие общечеловеческие ценностные ориентиры.

Так занятия в образцовом коллективе «Ансамбль народного танца «Ровесники» (существующем на базе Дворца уже 37 лет) не только учат детей основам хореографического искусства. Занятия хореографией органически связаны с освоением норм этики, общения и поведения. Танец оказывает также огромное влияние на формирование внутренней культуры ребенка. Выдержка, вежливость, скромность, внимание к окружающим, к их настроению, доброжелательность и приветливость – те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий хореографией и становятся привычными и неотъемлемыми в обычной, повседневной жизни ребенка. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека. Эмоциональное и заинтересованное отношение детей к движению под музыку помогает им освоиться в коллективе, развивают естественные двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки) и формирование правильной осанки, учат логическому, целесообразно организованному движению, развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

Грамотный подбор репертуара содействует укреплению нравственных качеств и национальной идентичности через знакомство с национальными традициями и историей костюма. И, конечно же, как и всякое искусство, танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Таким образом, мы видим, что танец играет немаловажную роль в воспитании детей, что связано с его многогранностью, сочетающей в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития.

Через знакомство с культурно-историческим опытом русского народа, закреплённым в произведениях песенного и устного фольклора, происходит духовное и нравственное воспитание детей в объединении «Ансамбль народной песни «Тальяночка».

Знакомство обучающихся с многообразием видов народно-прикладного творчества в объединениях «Удивительный квилинг» и «Народные узоры» способствует формированию опыта эстетических чувств ребенка, развитию восприятия мира, формированию гражданской идентичности и патриотизма.

Большое воспитательное значение для детей имеет способствующая всестороннему развитию ребенка театрализованная деятельность в образцовом коллективе «Детский театр «Волшебники». Занятия здесь требуют решительности, трудолюбия, смекалки, физической выносливости и, несомненно, обладают высоким воспитательным потенциалом, способствуют помимо эстетического личностному, интеллектуальному и физическому развитию ребенка.

В образцовом коллективе «Вокально-инструментальная студия «Возрождение» происходит эстетическое и духовно-нравственное воспитание участников через изучение вокального искусства и подготовку тематических номеров, а также участия в различных конкурсных и концертных мероприятиях.

Главная задача физического воспитания - формирование у детей мотивированно отношения к своему здоровью, формирования потребности в здоровом образе жизни и умения противостоять таким негативным явлениям, как наркомания, пьянство, табако-курение, асоциальное поведение.  Эти воспитательные задачи решаются не только в трех объединениях физкультурно-спортивной направленности, существующих во Дворце ( волейбол, настольный теннис и шахматы), но и во всех детских объединениях и направлены они на формирование у детей культуры здоровья и готовности к принятию самостоятельных решений в пользу ценности здоровья.

Детские объединения туристско-краеведческой направленности «Туристический клуб «Новомосковец» и «Спелеологи» через краеведческую работу по изучению историко-культурных особенностей родного края воспитывают настоящих патриотов, влюбленных в малую Родину.

Приоритетными воспитательными задачами объединений социально-гуманитарной направленности являются социальная адаптация детей, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, развитие патриотических чувств, воспитания у детей активной гражданской позиции, социализация и профессиональная ориентация.

30 лет назад было создано инновационное по тем временам структурное подразделение учреждения «Студия раннего развития «Росток», деятельность которого актуальна и социально-востребована и сегодня. Оно представляет собой специфическую форму организации и осуществления дополнительной образовательной деятельности, направленную на социальную адаптацию и творческое развитие детей дошкольного возраста. В ней занимаются дети от 3 до 7 лет. Педагоги с раннего детства формируют у дошкольников стабильную систему нравственных и смысловых установок личности. В детской среде дают ростки семена ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности.

Личностному интеллектуальному развитию в рамках коммуникативной культуры способствует деятельность интеллектуального клуба старшеклассников «ИКС», более 20 лет объединяющему в своих рядах юных знатоков.

Воспитание лидерского начала и развитие личностных качеств через освоение школьниками новых социальных ролей в процессе коллективного интеллектуального творчества, пониманию своей роли и осознанию меры ответственности участия в общем деле, развитию коммуникативной культуры и расширению круга общения способствуют занятия школьников среднего и старшего звена в детских объединениях «Штаб Лидер» и «РДШтаб».

Новый вектор развития нашего учреждения получили техническая и естественнонаучная направленности с открытием детского Технопарка, который распахнул свои двери в сентябре 2020 года. Построенный в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» Технопарк представляет собой высокотехнологичную площадку, включающую шесть квантов: Космо-квантум, Био-квантум, Медиа-квантум, Робо-квантум, IT-квантум, Хайтек-квантум.

На первом месте в системе работы Технопарка стоит воспитание социально-адаптированной личности, с осознанным пониманием необходимости овладения технологическими компетенциями актуальными в современном мире и ориентированной на достижение высоких результатов.

Техническое творчество позволяет сформировать такие качества как уважение к труду, целеустремленность, стремление к самореализации и самосовершенствованию.

Занятия в детские объединения «Юный моделист», «Фанкластик», «Авиамоделирование» знакомят детей с основами 3-д моделирования, формируя усидчивость и терпеливость, целеустремленность и уважение к труду. А работа с тематическими проектами воспитывает настоящих патриотов своей страны, увлеченных историей развития отечественной науки и техники.

Занятия в объединении «Робототехника» позволяют с самого раннего возраста развивать технические навыки, мотивируют развитие инженерного мышления при создании актуальных технических объектов. Так на областном фестивале по робототехнике нашими обучающимися была представлена разработка «Робот как средство снижения эпидемиологической угрозы» для дозированной подачи санитайзера.

Обучающиеся объединений IT-квантума – программисты и «юзеры», не только изучают цифровую этику, но и применяют ее на практике: привлекаются к работе в цифровом пространстве учреждения (подготовке, созданию и размещению материалов о жизни Дворца как в официальных интернет аккаунтах учреждения, так и в неофициальных сообществах социальных партнеров), создают графические объекты, используемые в интерьерах учреждения (тематические елочные игрушки, напечатанные на 3-Д принтере, эскизы оформления для танцевального зала Дворца, коридоров и гардероба Технопарка, практически выполненные из пленки). Все это способствует личностному развитию наших детей.

Большой вклад в гражданско-патриотическое воспитание детей вносит и одно из старейших объединений технической направленности «Детское конструкторское бюро», которое в этом году отмечает свое 50-летие. Выпускники Детского конструкторского бюро работают в космической отрасли и оборонной промышленности. Сегодня на базе объединения для 110 школьников реализуется авторская программа «Планета Х» с участием летчика-космонавта РФ, Героя России А.И.Лазуткина.

Вновь созданное объединение - детская телестудия «Квант», в которой ребята учатся работать по всем направлениям средств массовой информации: фото и видео искусство, журналистика позволяет воспитывать у детей информационную грамотность и формировать позитивное информационное пространство. У студии есть собственный Ютуб и интернет аккаунты в соцсетях.

Объединения «Био-квантум» через занятия, участие в конкурсном движении и общественно-полезных практиках реализуют экологическое воспитание детей. На базе «Био-квантума» создан и активно действует волонтерский эко-отряд.

В целях интеграции дополнительного и общего образования на базе Технопарка создано структурное подразделение «Школа технического развития «Радуга», которую в 2020/2021 году посещали 189 школьников младшего и среднего звена. На занятиях в «Школе «Радуга» ребята погружаются в различные направления технического творчества, а затем на выходе могут выбрать направление, согласно своим интересам, что служит воспитанию осознанного подхода к свободному выбору и ответственности за него.

Трудно переоценить воспитательное значение культурно-массовых и общественно-спортивных мероприятий. В прошедшем учебном году было организовано и проведено - 263 мероприятия, из них 207 очных мероприятий с использованием разнообразных форм массовой работы для детей в возрасте от 3-18 лет, 56 мероприятий в дистанционном режиме, из них 1 межрегионального уровня, и 26 - муниципального уровня. Исторически сложилось так, что именно Дворец всегда был и остается сегодня муниципальным центром воспитательной работы, не просто площадкой для проведения разовых культурно-массовых мероприятий для детей, но учреждением, организующим системную воспитательную работу в тесном взаимодействии со всеми образовательными организациями, а так же учреждениями культуры, спорта, профессионального образования, общественными организациями муниципального образования город Новомосковск. В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации Технопарк стал инновационной площадкой для проведения новых по форме и содержанию массовых мероприятий в условиях которые органично влились в воспитательное пространство учреждения. Многие из них стали возможны только благодаря высокотехнологическому оборудованию Технопарка. Среди наиболее значимых и масштабных онлайн мероприятий направленных на гражданско-патриотическое воспитание, развитие традиционных ценностных ориентиров детей стали: Рождественские чтения, посвященные 800-летию А.Невского, Классные встречи с главой муниципального образования А.А.Бирюлиным, Героем России летчиком-космонавтом А.И. Лазуткиным; Космические фестивали для дошкольников; выставка, посвященная 80-летию освобождения Сталиногорска; онлайн акции и челленджи, посвященные юбилею Победы в ВОВ, экологические брейн-ринги «Час Земли» Муниципальный фестиваль Космографики «Созвездие Гагарина-2021», Межрегиональный фестиваль «Космосмический апрель»», прямые трансляции фестивалей, конкурсов, спектаклей, сопричастными к которым стали более 30 000 человек (среди них участники, организаторы и зрители). Впервые в онлайн формате в период осенних школьных каникул 2020 года в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, прошел лагерь актива «Содружество», в котором приняли участие более 500 старшеклассников.

Подводя итог, хочется сказать, что опираясь на достигнутое, обеспечивая преемственность прошлого, настоящего и будущего сегодня наш педагогический коллектив работает над тем, чтобы обеспечить более высокий уровень удовлетворения не только культурно-образовательных, но и воспитательных потребностей «детско-юношеского населения» города. Мы стараемся создавать воспитывающую среду, способствующую интеллектуальному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности каждого ребенка, через раскрытие его творческих возможностей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!