СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Посвящение в старшеклассники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Посвящение в старшеклассники»

ПОДХОДЫ К ИЗМЕРЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

ПОДХОДЫ К ИЗМЕРЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Ключевые слова измерение информации содержательный подход алфавитный подход кодовая таблица

Ключевые слова

  • измерение информации
  • содержательный подход
  • алфавитный подход
  • кодовая таблица
Содержательный подход Информация –  это снятая неопределенность. Величина неопределённости некоторого события – это количество возможных результатов данного события. ! Клод Элвуд Шеннон (1916-2001) – американский инженер и математик. Является основателем теории инфор-мации, нашедшей применение в современных высокотехнологических системах связи. В 1948 году предложил использовать слово « бит » для обозначения наименьшей единицы информации.

Содержательный подход

Информация – это снятая неопределенность. Величина неопределённости некоторого события – это количество возможных результатов данного события.

!

Клод Элвуд Шеннон (1916-2001) – американский инженер и математик. Является основателем теории инфор-мации, нашедшей применение в современных высокотехнологических системах связи.

В 1948 году предложил использовать слово « бит » для обозначения наименьшей единицы информации.

Метод половинного деления Количество информации i , содержащееся в сообщении об одном из N равновероятных результатов некоторого события, определяется из решения уравнения 2 i  = N . ? ! Комментарии Нажатие «пробела» приводит к появлению решения и ответа Второе нажатие – выводит второй вопрос и формулу для решения подобных задач 4

Метод половинного деления

Количество информации i , содержащееся в сообщении об одном из N равновероятных результатов некоторого события, определяется из решения уравнения

2 i = N .

?

!

Комментарии

Нажатие «пробела» приводит к появлению решения и ответа

Второе нажатие – выводит второй вопрос и формулу для решения подобных задач

4

Алфавитный подход Андрей Николаевич Колмогоров  (1903-1987) Один из крупнейших математиков ХХ века. Им получены основополагающие результаты в математической логике, теории сложности алгоритмов, теории информации, теории множеств и ряде других областей математики и её приложений. Информация – последовательность символов (букв, цифр, кодов точек изображения) некоторого алфавита. ! Количество информации представленное в сообщении не зависит от содержания сообщения.

Алфавитный подход

Андрей Николаевич Колмогоров (1903-1987)

Один из крупнейших математиков ХХ века. Им получены основополагающие результаты в математической логике, теории сложности алгоритмов, теории информации, теории множеств и ряде других областей математики и её приложений.

Информация – последовательность символов (букв, цифр, кодов точек изображения) некоторого алфавита.

!

Количество информации представленное в сообщении не зависит от содержания сообщения.

Алфавитный подход Алгоритм вычисления информационного объёма сообщения : определить N –  мощность используемого алфавита определить  i –  информационный вес символа алфавита в битах (2 i  = N) вычислить информационный объём сообщения I ( I = i *K) Подсчитайте информационный объем необходимый для записи текущего состояния игры в крестики-нолики на поле 3х3 клетки. ? Дано : N = 3 («х», «о», пустая) K = 3 * 3 = 9 (клеток) 2 i  = N I = K· i 3≤4=2 2 , i  = 2 бита I  = 2 * 9 = 18 бит Ответ : 18 бит I - ?

Алфавитный подход

Алгоритм вычисления информационного объёма сообщения :

  • определить N – мощность используемого алфавита
  • определить i – информационный вес символа алфавита в битах (2 i = N)
  • вычислить информационный объём сообщения I ( I = i *K)

Подсчитайте информационный объем необходимый для записи текущего состояния игры в крестики-нолики на поле 3х3 клетки.

?

Дано :

N = 3 («х», «о», пустая)

K = 3 * 3 = 9 (клеток)

2 i = N

I = K· i

3≤4=2 2 , i = 2 бита

I = 2 * 9 = 18 бит

Ответ : 18 бит

I - ?

Единицы измерения информации 1 Кбайт  =  2 10 байт 1 Мбайт  =  2 10 Кбайт =  2 20 байт 1 Гбайт  =  2 10 Мбайт =  2 20 Кбайт = 2 30 байт 1 Тбайт  =  2 10 Гбайт =  2 20 Мбайт = 2 30 Кбайт = 2 40 байт 1 Пбайт  =  2 10 Тбайт =  2 20 Гбайт = 2 30 Мбайт = 2 40 Кбайт      = 2 50 байт С 1999 г. Международная комиссия ввела новый стандарт:  1 килобайт = 1000 байт,  1024 байта = 1 кикибайт (Кибайт). -----------------------Вопрос к чему относится? 7

Единицы измерения информации

1 Кбайт = 2 10 байт

1 Мбайт = 2 10 Кбайт = 2 20 байт

1 Гбайт = 2 10 Мбайт = 2 20 Кбайт = 2 30 байт

1 Тбайт = 2 10 Гбайт = 2 20 Мбайт = 2 30 Кбайт = 2 40 байт

1 Пбайт = 2 10 Тбайт = 2 20 Гбайт = 2 30 Мбайт = 2 40 Кбайт = 2 50 байт

С 1999 г. Международная комиссия ввела новый стандарт:

1 килобайт = 1000 байт,

1024 байта = 1 кикибайт (Кибайт).

-----------------------Вопрос к чему относится?

7

Самое главное Содержательный подход Информация – это снятая неопределенность. Сообщение, уменьшающее неопределённость знания в 2 раза, несёт 1 бит информации. Количество информации i , содержащееся в сообщении об одном из N равновероятных результатов некоторого события, определяется из решения уравнения 2 i  = N . Алфавитный подход Информация – последовательность символов некоторого алфавита. В двоичном коде один двоичный разряд несёт 1 бит информации. Информационный объём сообщения вычисляется по формуле: I  = K · i

Самое главное

Содержательный подход

Информация – это снятая неопределенность. Сообщение, уменьшающее неопределённость знания в 2 раза, несёт 1 бит информации.

Количество информации i , содержащееся в сообщении об одном из N равновероятных результатов некоторого события, определяется из решения уравнения 2 i = N .

Алфавитный подход

Информация – последовательность символов некоторого алфавита. В двоичном коде один двоичный разряд несёт 1 бит информации.

Информационный объём сообщения вычисляется по формуле: I = K · i

Байкал Омск Сахалин Ангара Улан-Удэ Санкт-Петербург Давайте обсудим Дано множество карточек с географическими названиями: Придумайте сообщение, информационный объем которого равен 1 биту. Москва Крым Комментарии Ответ. Сообщение должно разделить множество карточек на два равных подмножества. Среди приведенных карточек четыре города. Информационный объем сообщения о том, что на карточке название города равен 1 бит. Этот вариант не единственный. (Вторая буква гласная) Подсказка

Байкал

Омск

Сахалин

Ангара

Улан-Удэ

Санкт-Петербург

Давайте обсудим

Дано множество карточек с географическими названиями:

Придумайте сообщение, информационный объем которого равен 1 биту.

Москва

Крым

Комментарии

Ответ. Сообщение должно разделить множество карточек на два равных подмножества. Среди приведенных карточек четыре города.

Информационный объем сообщения о том, что на карточке название города равен 1 бит. Этот вариант не единственный. (Вторая буква гласная)

Подсказка

Давайте обсудим При кодировании ID-номера используется посимвольное кодирование. Алфавит содержит 26 букв латинского алфавита и цифры 0…9. Сколько символов можно добавить к алфавиту без увеличения информационного объема необходимого для хранения 100 номеров? Комментарии Ответ. В задаче есть лишняя информация, не используемая для решения. В алфавите 26+10=36 символов. 36 ≤ 64 = 2 6 . Информационный объем одного символа 6 бит. Но информационный объем в 6 бит позволяет закодировать алфавит мощностью 64 символа. Добавление 28 (64-36=28) символов не изменяет информационный объем символа. Ответ Ответ: 28 символов

Давайте обсудим

При кодировании ID-номера используется посимвольное кодирование. Алфавит содержит 26 букв латинского алфавита и цифры 0…9. Сколько символов можно добавить к алфавиту без увеличения информационного объема необходимого для хранения 100 номеров?

Комментарии

Ответ. В задаче есть лишняя информация, не используемая для решения. В алфавите 26+10=36 символов. 36 ≤ 64 = 2 6 . Информационный объем одного символа 6 бит. Но информационный объем в 6 бит позволяет закодировать алфавит мощностью 64 символа. Добавление 28 (64-36=28) символов не изменяет информационный объем символа.

Ответ

Ответ: 28 символов

Вопросы и задания Что такое неопределённость знания о результате какого-либо события? Приведите пример. В чём состоит суть содержательного подхода к определению количества информации? Что такое бит с точки зрения содержательного подхода? Партию игры на шахматном поле записали в виде последовательности выполненных ходов. Сравнить два способа кодирования: a)  традиционное название клеток   (пример одного хода: a1-b2 ); b)  нетрадиционное именование клеток, при котором клетки имеют «сквозную» нумерацию каждой клетке соответствует одно число  (пример хода: 62-18).  Решите эту задачу для двух видов полей: 8х8 и 10х10 клеток

Вопросы и задания

  • Что такое неопределённость знания о результате какого-либо события? Приведите пример.
  • В чём состоит суть содержательного подхода к определению количества информации?
  • Что такое бит с точки зрения содержательного подхода?
  • Партию игры на шахматном поле записали в виде последовательности выполненных ходов. Сравнить два способа кодирования:

a) традиционное название клеток (пример одного хода: a1-b2 );

b) нетрадиционное именование клеток, при котором клетки имеют «сквозную» нумерацию каждой клетке соответствует одно число (пример хода: 62-18).

Решите эту задачу для двух видов полей: 8х8 и 10х10 клеток

Вопросы и задания В школе 750 учащихся. Коды учащихся записаны в школьной информационной системе с помощью минимального количества бит. Каков информационный объем в байтах сообщения о кодах 180 учащихся начальных классов? При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 6 символов и содержащий только символы из шестибуквенного набора А, В, С, D, E, F. Для хранения сведений о каждом пользователе отведено одинаковое и минимально возможное целое число байт. При этом используют посимвольное кодирование паролей и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит. Определите объём памяти в байтах, необходимый для хранения сведений о 120 пользователях.

Вопросы и задания

  • В школе 750 учащихся. Коды учащихся записаны в школьной информационной системе с помощью минимального количества бит. Каков информационный объем в байтах сообщения о кодах 180 учащихся начальных классов?
  • При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 6 символов и содержащий только символы из шестибуквенного набора А, В, С, D, E, F. Для хранения сведений о каждом пользователе отведено одинаковое и минимально возможное целое число байт. При этом используют посимвольное кодирование паролей и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит. Определите объём памяти в байтах, необходимый для хранения сведений о 120 пользователях.
Информационные источники https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/3/3d/Shannon.jpg http://www.mcquaig.co.uk/wp-content/uploads/3d-small-people-magnifying-glass1.jpg http://img13.nnm.me/c/b/f/a/5/615322c844368d7ea5589d2e331.jpg http://billiard-s.dn.ua/~images/catalog/balls/bitokblack.jpg http://cp12.nevsepic.com.ua/57/1354219984-7.png http://nukitoys.ru/upload/iblock/c9a/2c2fdb49-7266-11e1-9da4-6c626d7fc8ee_2c2fdb4c-7266-11e1-9da4-6c626d7fc8ee.resize1.jpeg http://www.thegameengineer.com/blog/wp-content/uploads/2014/02/dreamstime_s_21174065.jpg http://programs-tv.ru/upload/tv/videos/12/1143/114249.jpg http://images.fineartamerica.com/images-medium-large/andrei-kolmogorov-soviet-mathematician-ria-novosti.jpg http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=3a5d68df-d1a1-44c4-8005-ce61f203d480 http://www.btc.ru/catalog/52/front.jpg http://a1995.phobos.apple.com/us/r1000/105/Purple/v4/e5/9c/83/e59c838f-daa5-318d-a710-9b68aaadd9c4/mzl.cshaqxth.png https://openclipart.org/image/2400px/svg_to_png/201826/Template-Latin-Alphabet-Roman-Numbers-Uppercase-2014090931.png http://i009.radikal.ru/0806/a7/3719e1824d36.png

Информационные источники

  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/3/3d/Shannon.jpg
  • http://www.mcquaig.co.uk/wp-content/uploads/3d-small-people-magnifying-glass1.jpg
  • http://img13.nnm.me/c/b/f/a/5/615322c844368d7ea5589d2e331.jpg
  • http://billiard-s.dn.ua/~images/catalog/balls/bitokblack.jpg
  • http://cp12.nevsepic.com.ua/57/1354219984-7.png
  • http://nukitoys.ru/upload/iblock/c9a/2c2fdb49-7266-11e1-9da4-6c626d7fc8ee_2c2fdb4c-7266-11e1-9da4-6c626d7fc8ee.resize1.jpeg
  • http://www.thegameengineer.com/blog/wp-content/uploads/2014/02/dreamstime_s_21174065.jpg
  • http://programs-tv.ru/upload/tv/videos/12/1143/114249.jpg
  • http://images.fineartamerica.com/images-medium-large/andrei-kolmogorov-soviet-mathematician-ria-novosti.jpg
  • http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=3a5d68df-d1a1-44c4-8005-ce61f203d480
  • http://www.btc.ru/catalog/52/front.jpg
  • http://a1995.phobos.apple.com/us/r1000/105/Purple/v4/e5/9c/83/e59c838f-daa5-318d-a710-9b68aaadd9c4/mzl.cshaqxth.png
  • https://openclipart.org/image/2400px/svg_to_png/201826/Template-Latin-Alphabet-Roman-Numbers-Uppercase-2014090931.png
  • http://i009.radikal.ru/0806/a7/3719e1824d36.png


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!