ГБОУ Салаватская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Выступление на методическом семинаре по теме:
Построение образовательного процесса в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила:
учитель музыки
Латыпова
Роза Руфатовна
Салават 2015
Слайд 1. Образовательный процесс — это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Образовательный процесс выполняет развивающую, воспитывающую, обучающую и адаптивную функцию. Качество образовательного процесса зависит от качества образовательных результатов от теории к практике. Основной составляющей образовательного процесса является построение.
Слайд 2. Построение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) базируется на ФГОС, утвержденном Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599. Данный ФГОС включает в себя требования к следующим составляющим образовательного процесса:
1) к структуре образовательных программ и их объему;
2) к условиям реализации образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.) и их объему;
3) к результатам освоения образовательным программ.
Образовательная программа общего образования обучающихся с ОВЗ содержит обязательную часть и часть, разработанную участниками образовательного процесса.
Слайд 3. В штат специалистов образовательной организации, работающей по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ должны входить следующие специалисты: педагоги-психологи воспитатели, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), логопеды, музыкальный работник, а также медицинские работники, социальные педагоги.
Слайд 4. Основная цель образовательного процесса по ФГОС – содействие реабилитации и адаптации, обучающихся с ОВЗ средствами обучения и воспитания в соответствии с их познавательными возможностями.
Слайд 5. Задачи образовательного процесса по ФГОС:
обучающие: формирование и усвоение элементарных навыков чтения, письма, счета, специальными методами, учитывающими недостатки умственного и психического развития ребенка.
развивающие: содействие развитию элементарных и высших психических процессов и функций в пределах возможностей детей, направленные на преодоление или уменьшение недостатков умственного и физического развития.
воспитательные: привитие навыков самообслуживания, самообразования. Воспитание типологических свойств и качеств личности, позволяющих адаптироваться в окружающей среде.
Слайд 6. Актуальность и педагогическая целесообразность образовательного процесса по ФГОС определяется запросом общества на оптимальную адаптацию и интеграцию детей с умственной отсталостью.
Важное место в образовательном процессе отводится урокам музыки. Уроки предмета «Музыка» обращены на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения в различных видах деятельности: Слайд пение, танцах, Слайд инсценирование, игра на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических и хороводных играх. Уроки музыки строятся на основе принципов единства коррекционных, профилактических и развивающих задач; учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; наглядности; систематичности.
Слайд 7. На экране видно, что действительно необходимо для современного урока (см. слайд 7). Особенностью уроков музыки является то, что в процессе их организации и проведения выполняются функции как музыкально-эстетического развития, так и коррекционно-развивающие.
Слайд 8. Обучение музыке детей с ОВЗ в рамках ФГОС должно обеспечивать достижение следующих результатов:
1)формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;
2)развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
3)формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
4)освоение приемов игры на музыкальных инструментах, умение использовать навыки, полученные на занятиях для участия в мероприятиях, концертах и конкурсах.
Слайд 9
На занятиях музыкой важно обеспечить обучающихся с умственной отсталостью использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), Слайд
У умственно отсталых школьников в начальных классах, наблюдается недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку. У части детей наблюдаются неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных пьес и песен. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще. Но в значительной степени это зависит и от характера педагогических условий, в частности от музыкальной среды, которая окружала ребенка до поступления в школьное учреждение. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается у умственно отсталых детей на протяжении всего школьного возраста. У них появляются любимые музыкальные игры, песни, пляски, инструментальные пьесы. Они уже могут чувствовать эмоциональный характер музыкальных пьес и адекватно реагировать. Это позволяет умственно отсталым детям создавать собственные выразительные образы и передавать эмоциональное настроение музыки в движении.
Слайд Важной задачей музыкального воспитания умственно отсталых школьников является развитие слухового внимания, звуковысотного ритмического слуха, умение различать песенную танцевальную и маршевую музыку. На первых порах они совершенно не умеют слушать самые простые и короткие музыкальные пьесы. Для обеспечения должной сосредоточенности в процессе слушания музыки во всех случаях учитывается качество представлений об окружающей действительности, которые уже имеются у ребенка, личный жизненный опыт и опыт предметно-игровых действий. Они не слышат даже самой элементарной пульсации в такте, что сказывается на качестве их пения и движений под музыку. Но если это оправдано на первых этапах обучения, то в старших классах надо уделять особое внимание тому, чтобы дети прислушивались именно к звуковысотному и ритмическому музыкальному звучанию, чтобы действия подчинялись ритму музыки, чтобы они могли самостоятельно выполнять те или иные движения под музыку, а также при исполнении песен.
Музыка не только привлекает внимание детей, заинтересовывает и доставляет удовольствие, но и значительно обогащает, эмоционально окрашивает представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает.
Слайд Итак, уроки музыки для детей с нарушением интеллекта следует рассматривать как одну из составных частей всего образовательного процесса и всей коррекционно-воспитательной работы в целом. Практической направленностью образовательного процесса по ФГОС является:
Коррекционно-воспитательный характер обучения;
Формирования достойной личности общества;
Интеграция детей в общество.
Благодарю за внимание!
Список используемой литературы:
1. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы: (изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка) / под ред. В. Г. Петровой. - М.: Академия, 2013. - 208 с.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развитии (Олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Академия, 2011. - 272 с.
Программа по музыке для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Академия, 2015. – 72 с.
4. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» (Министерство социального обеспечения РСФСР составитель – НИИ дефектологии АПН СССР 1983г.)
3. Программы по социальной адаптации детей с глубокими нарушениями интеллекта Человек и общество. Выпуск 2.СПб: Образование, 1996г.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Л. Б. Баряева СПб: ЦДК 2011г.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // СПС «КонсультантПлюс».
Эстетическое воспитание во вспомогательной школе VIII вида / под ред. Т. Н. Головиной. - М.: Академия, 2012. - 104 с.
5