Просмотр содержимого документа
«Построение индивидуального образовательного маршрута ученика основной школы.»
Построение индивидуального образовательного маршрута ученика основной школы.
Выступила: Нуриахметова Илина Ильдаровна
Построение индивидуального образовательного маршрута ученика основной школы.
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание дополнительной образовательной программы своего объединения.
Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута: «Как структурировать материал?»
Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.
Этапы разработки индивидуального маршрута
Педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
определить уровень развития ребенка - диагностика (в т.ч. его качества и способности);
очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;
определить время, которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы;
определение роли родителей;
разработка учебно-тематического плана;
определение содержания;
определить способы оценки успехов ребенка.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком определяется срок действия маршрута в соответствии с поставленными целями и задачами. Предусматривается участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.).
Педагогу необходимо совместно с ребенком и родителями подобрать:
Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным ребенком других специалистов (например, если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом). Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком. Лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики. Самооценку воспитанник может провести по одному из опросчиков самоанализа.
Пояснительная записка к индивидуальному маршруту должна включать:
особенности развития ребенка;
описание способностей и потенциальных возможностей учащегося;
особенности организации образовательного процесса;
ожидаемые результаты;
критерии результативности;
формы и способы отслеживания результативности образовательного процесса.
В индивидуальном маршруте необходимо:
Имеющиеся материалы при необходимости размещаются в приложении к образовательной программе.
Этап построения индивидуального образовательного маршрута включает себя следующие шаги: определение содержания образования (в том числе и дополнительного), уровня и режима освоения тех или иных учебных предметов, планирование собственных действий по реализации цели, разработка критериев и средств оценки полученных результатов (собственных достижений).
Функция педагога на данном этапе заключается в помощи учащемуся через конкретизацию целей и задач, предложение средств их реализации. Результатом данного этапа, на уровне учащегося может быть программа конкретных действий по реализации замысла (индивидуального образовательного маршрута).
Компоненты индивидуального образовательного маршрута
содержательный обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей;
систем обучения и воспитания;
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
структурирование педагогического процесса согласование мотивов, целей, образовательных потребностей и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды;
сопровождение - осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута;
Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели.