СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка - план-конспект урока музыки в 5 классе по теме "Портрет в музыке и изобразительном искусстве".На данном уроке рассматриваются понятия- интерпретация и транскрипция.

Просмотр содержимого документа
«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

Открытый урок в 5 «в» классе 11.04.2022 г.

Тема: Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Цель: способствовать формированию у обучающихся интереса к классическому искусству

Задачи:

образовательные:

  • познакомить обучающихся с биографией и музыкой великого итальянского композитора и скрипача-виртуоза 19 века Никколо Паганини;

  • освоить и уметь объяснять понятия «портрет», «каприс», «вариации», «интерпретация»;

  • расширить запас музыкальных впечатлений;

развивающие:

  • способствовать развитию средствами музыки творческого потенциала обучающихся, их познавательной деятельности;

  • научить детей чувствовать музыкальность и живописность художественных образов;

воспитательные:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального и изобразительного искусства;

  • формирование слушательской музыкальной культуры

. Музыкальный материал: Н. Паганини. «Каприс № 24», С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини», В. Лютославский «Вариации на тему Паганини», В. Зинчук «Каприс №24. Н. Паганини».

Планируемые результаты:


Предметные: Знать/понимать выразительные возможности скрипки, имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Личностные: Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные: Уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Оборудование:

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, скрипка.

Раздаточный материал: таблица для творческого задания.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, цифровое пианино.

Учебно-методическое обеспечение:

Музыка. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П. – М.: Просвещение.


Ход урока

Название этапа урока

Продолжительность по времени

Содержание этапа урока

1.Организационный

0.5 мин.

Учитель и дети приветствуют друг друга.


2.Вокально-хоровая работа

15 мин.

Начинаем наш урок с работы над песней. На фортепиано исполняю небольшой фрагмент мелодии песни «Подари улыбку миру» .Учащиеся узнают песню. 1. Подготовка дыхательного аппарата: упражнения - 1) Мам а мам, мёду нам ( говорим негромко эту фразу, растягивая слова);2) задуй 5 свечей, задуй 15 свечей (на одном дыхании)

2. Подготовка артикуляционного аппарата: конфетка, жуём губы (массаж губ); фруктовый микст.

3. Разучивание песни «Подари улыбку миру»

- работа над ритмом (обратить внимание на начало каждой фразы)

4. Работа над чистотой интонации по фразам

5.Исполнение 1 куплета под фонограмму (рефлексия) Что не получилось, на что обратить внимание

6. Исполнение 2 и 3 куплетов (с учётом замечаний)


3. Новая тема










Демонстрация картины Э.Делакруа «Портрет Н.Паганини»

24 мин.































































































5 минут





























0.5 мин.



0.5 мин.


На сцене появляется Цыдендамбаева Жамгар и исполняет на скрипке произведение Ж.А.Батуева «Колхозная песня»

- У:Ребята, вы, конечно же, узнали на каком муз. инструменте играла Жамгар? Д: на скрипке. У:На прошлом уроке мы с вами познакомились с голосом этого инструмента. Вспомните- где появился этот инструмент? В каком веке? Д: В Европе, в конце 15 века. У: Правильно. Назовите имена выдающихся скрипичных мастеров Д: – Амати, Гварнери, Страдивари.У: Все они жили и работали в какой стране? Д: В Италии. До сих пор живут скрипки, сделанные этими мастерами.


У:Дети, посмотрите на эту картину. Кто на ней изображён и как она называется?Д: – Изображён музыкант, а называется портрет. У: На портрете всегда кто изображается? Д: - Один, два человека или группа людей. У: На данной картине изображён выдающийся итальянский скрипач и композитор 19 века Никколо Паганини.О нём нам расскажет Некрасова Анна.

Сообщение:В 1782 году 27.10 на окраине итальянского города Генуя в переулке Черной кошки родился мальчик, которого назвали Никколо.

Паганини поражал публику своим поистине нечеловеческим талантом. Скрипка будто бы стала продолжением его души и тела и была подвластна ему как никому другому. Сила воздействия искусства скрипача на слушателей была настолько велика, что доводила женщин до обморока, публика испытывала потрясение, словно перед каким-то сверхъестественным явлением.

Одним из самых известных сочинений Паганини стал «Каприс №24».

(«Каприс» в переводе с французского – прихоть, каприз).

Давайте послушаем с вами фрагмент этого произведения:

Слушание: Паганини «Каприс № 24».

Знакома ли вам эта музыка? Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение «Каприс»? (ответы детей) Сначала звучит тема, а потом её изменения.

-Каприс №24 написан для скрипки соло. Выразительные возможности скрипки в сольном звучании раскрываются особенно ярко.

Вопрос учителя: ребята, как звучит скрипка в «Каприсе»? Ответы: меняет настроение, каждый раз звучит по другому....

Вы правильно подметили, что скрипка меняет своё настроение: то она смеётся, то плачет, то жалуется или возмущается.

Эту мелодию неоднократно в своих произведениях повторяли разные композиторы как дань памяти скрипачу-виртуозу. Яркую необычную личность Паганини отразили в своём творчестве художники и скульпторы.

Слайд 4. Скульптура Паганини С. Коненкова.

Обращался к личности гениального скрипача в своём творчестве и русский композитор С.Рахманинов.

Слушание: С. Рахманинов «Рапсодия или вариации на тему Паганини»

-Здесь выделяется два образа. Первый основан на изменении темы Паганини, которая звучит каждый раз в новом виде - то легко и грациозно, то напористо и грозно. Исполнение этой темы переходит от оркестра к фортепиано. Второй - лирический, построен на подлинно русской, песенной теме.

Каким предстаёт перед нами Паганини в этом произведении? –ответы детей.

Я предлагаю послушать ещё одно произведение, посвящённое великому скрипачу. Оно называется «Вариации на тему Паганини» и написано польским композитором 20 века Витольдом Лютославским.

Что общего между двумя прозвучавшими произведениями? Что их объединяет? Чем они отличаются? - ответы детей.

Вариации- как вы объясните- что это за жанр? Когда сначала звучит мелодия, а потом её разные изменения, варианты, но всегда мелодию можно узнать в новых её звучаниях.Давайте сформулируем определение формы «вариации». Ответы детей .Вариации- муз. Форма, в которой основная тема(мелодия) подвергается различным изменениям. И в заключении послушаем ещё одно произведение

Слушание: В. Зинчук «Каприс №24. Н. Паганини». Рок-обработка (гитара)

-Как услышал и исполнил Зинчук шедевр мировой музыкальной классики? (точное повторение мелодии Каприса №24 солирующей гитарой)

-В рок-обработке усилено безостановочное движение, которое придает музыке напористый, агрессивный характер. Эмоциональному накалу звучания способствует быстрый темп, который в конце пьесы ещё более ускоряется. Возбужденный характер пьесы поддерживается жестким ритмом сопровождения, с выделением ударных инструментов.

-Что же остается без изменений по сравнению с Каприсом Паганини? (форма вариаций)

 Итог урока. Рефлексия.

О каком величайшем композиторе и мастере скрипичной игры вы сегодня узнали? Как его имя? (Никколо Паганини).

Яркую, необычную личность Паганини отразили в своих произведениях скульпторы и художники.

Какой из представленных портретов Паганини ярче всего передает настроение услышанной вами музыки и почему? (ответы детей)

Вы услышали музыкальные произведения, сочиненные для скрипки композиторами разных времен. Какой из музыкальных фрагментов вам понравился больше и почему? (ответы детей)

Что такое интерпретация? Ответы детей.

Интерпретации, подобные тем, что вы услышали на уроке, представляют собой переложения музыкальных произведений для других инструментов: фортепиано и оркестра, рок-группы. Фактически они являются образом, портретом выдающегося скрипача Н. Паганини, музыку которого услышали и воссоздали каждый по-своему композиторы разных стран, в данном случае являющиеся одновременно и исполнителями.

Какая тема была сегодня у нас на уроке? Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Помните, у скрипки ещё много неразгаданных тайн, и кто знает, может кому-то из вас удастся разгадать со временем хотя бы одну.

PS. Кстати, до сих пор самым дорогим в мире музыкальным инструментом считается скрипка, сделанная итальянским мастером Джузеппе Гварнери. В 2010 году она была продана на аукционе в Чикаго за $18 млн. Этим же мастером была сделана и любимая скрипка Паганини.У скрипки появилось свое собственное имя – «Вдова Паганини». Победители конкурсов скрипачей им. Паганини, а также им. Чайковского получают право сыграть один раз в год на "Вдове Паганини". Это великая честь.

Домашнее задание: прочитайте рассказ К.Паустовского «Струна» и подумайте, как связано содержание рассказа с темой сегодняшнего урока.

До скорой встречи!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!