МБОУ
«НЕКРАСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ПОРТФОЛИО
учителя физики
Каракаш Татьяны Николаевны
Содержание портфолио:
Цель портфолио. Задачи. Ожидаемые результаты.
2. Педагогическое эссе.
3. Сведения об учителе.
4. Проблема учителя.
5. Пояснительная записка.
6. Введение.
7. Инвариантная часть.
*Реализация в работе нормативно- правовых документов.
*Образовательные программы.
*Педагогические (образовательные) технологии, используемые в профессиональной деятельности. Результативность используемых технологий.
8. Вариативная часть.
*Показатель качества обучения по физике за 2 года.
* Достижения обучающихся.
*Сведения о повышении квалификации или профессиональной переподготовки
9. Заключение.
10. Приложение.
1.Сведения об учителе
ФИО: Каракаш Татьяна Николаевна
Год и дата рождения: 23 июня 1961 года
Сведения об образовании: высшее, Черниговский государственный педагогический институт им. Т.Г. Шевченко, 1983 г.
Диплом ИВ-I № 154334 выдан 30 июня 1983 года регистрационный № 454
Специальность, квалификация по диплому: Физика и астрономия, учитель физики и астрономии
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Некрасовская средняя школа»
Занимаемая должность: учитель физики
Преподаваемые предметы: физика, математика, ИЗО.
Общий трудовой стаж: 32 лет
Педагогический стаж: 29 лет
Квалификационная категория: 2016 г. соответствие занимаемой должности «учитель»
Награды, грамоты, благодарственные письма: нет
Учёная степень: нет
«Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!»
(Марина Цветаева)
2.Цель портфолио:
накопление информации, необходимой для:
* подтверждения квалификационной категории учителя,
* участия в профессиональных конкурсах,
* своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
Задачи:
*систематизация накопленного опыта;
*публичное представление значимых профессиональных достижений;
*самоанализ педагогической деятельности.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня педагогической компетенции.
3.Педагогическое эссе
Я никогда не мечтала быть учителем. Просто так получилось, что я закончила педагогический институт. Так, волею случая, я оказалась в школе.
Первыми мыслями были закрепить диплом и уйти. Но школа оказалась удивительным миром, который не перестаёт удивлять и увлекать уже многие годы. Здесь каждый день не похож на предыдущий. Совершенно некогда скучать, постоянно надо торопиться, искать что-то новое, интересное. Школа – это постоянное общение с молодыми, шумными озорниками. Они заряжают тебя своей неисчерпаемой энергией.
Учитель – это самая многогранная профессия, ведь он должен быть и оратором, и актёром, и художником, и вокалистом, и хормейстером, но, пожалуй, самое главное, он должен быть открытым и честным человеком, любящим свой предмет. Он должен быть самым стойким, самым терпеливым, самым мужественным, самым искренним, самым ответственным, самым добрым, самым интересным.
Вот уже 30 лет я учусь быть учителем. В моем понимании школьный учитель - это, прежде всего, знающий человек, любящий свою работу, предмет, который преподает и, конечно же, детей. Это неравнодушный человек, который находится в постоянном творческом поиске, работе над собой, ставит цели, достигнув которые, пытается что-то изменить, улучшить. Потом опять поиск, новые планы, идеи, не дающие уснуть ночью. Ведь заинтересовать, зажечь сердца детей может только человек увлеченный, горящий сам.
Если вокруг нет скучающих лиц, все работают с увлечением, а после звонка остаются со мной в кабинете, а не бегут, сломя голову, в коридор, значит, я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось.
Я хочу воспитать своих учеников просто хорошими людьми, с четкими понятиями о добре и зле, имеющими на все свою точку зрения и умеющими отстаивать ее. Я хочу, чтобы мой предмет вызывал у ребят глубокий интерес.
4. Проблема
Проблема, над которой работает школа:
«Управление качеством образования с использованием новых технологий в условиях внедрения ФГОСООО»
Проблема МО учителей естественно-математического цикла:
Урок как форма формирования и развития компетентностей.
Проблема учителя:
Учебно-исследовательская деятельность учащихся и роль педагога как научного руководителя.
Одна из важнейших задач общего образования – достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем.
Овладение исследовательскими умениями и навыками относится к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.
5.Пояснительная записка.
Портфолио – это профессиональная самооценка учителя. Данное портфолио состоит из титульного листа, оглавления, сведений об учителе , педагогического эссе, пояснительной записки, введения, инвариантной и вариативной частей, заключения, а также приложений.
В состав инвариантной части портфолио входят:
материалы, содержащие обоснование выбора образовательной программы;
материалы, содержащие обоснование выбора педагогических (образовательных) технологий;
В состав вариативной части портфолио входят материалы, содержащие конкретные результаты деятельности учителя.
Уровень достижений обучающихся:
В вариативную часть входят материалы, которые подтверждают уровень профессионализма:
обобщение и распространение опыта;
своевременное прохождение курсов повышения квалификации;
работа в творческих группах по актуальным вопросам совершенствования образования.
В портфолио входят приложения, которые подтверждают результаты работы.
6. Введение.
Физика — наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках. Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок. Физика — экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук. В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам. Физика — единая наука без чётких граней между разными ее разделами, но в разработанном документе в соответствии с традициями выделены разделы, соответствующие физическим теориям: «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика». В отдельном разделе «Строение Вселенной» изучаются элементы астрономии и астрофизики.
7. Инвариантная часть.
Реализация в работе нормативно- правовых документов
Профессиональная деятельность учителя должна быть реализована на основе нормативно-правовой базе. При организации учебного процесса по физике в общеобразовательных организациях я руководствуюсь следующими нормативными документами:
•Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. http://273-фз.рф (www.edu.ru).
•Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004, – №, № 12, 13, 14 ) (http://www.ed.gov.ru/edusupp/ metodobesp/component/9067/), (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html).
•Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (//Вестник образования, 2005, – №№ 13, 14) http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089»
• Приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
•Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г. № 19993
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
• Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях»
• Письмо Министерства образования России от 13.11.2003 г. № 14-51-277 13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»
• Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015г. №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год»
Образовательные программы
10-11 классы
Программа по физике для 10–11-х классов автора Г.Я. Мякишева (базовый уровень).
На реализацию программы необходимо 138 часов за 2 года обучения (70 часов – в 10 классе, 68 часов – в 11 классе) из расчёта 2 часа в неделю ежегодно.
Учебники:
1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин «Физика. 11 класс», классический курс, с приложением на электронном носителе, Москва, «Просвещение», 2014 год
2. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 10 класс», классический курс, с приложением на электронном носителе, Москва, «Просвещение», 2014 год
Программа соответствует основной стратегии развития школы:
- ориентации нового содержания образования на развитие личности;
- реализации деятельностного подхода к обучению;
- обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся;
- обеспечению пропедевтической работы, направленной на раннюю профилизацию учащихся (в связи с выбранной стратегией развития двух профильного обучения старшей школы – гуманитарного и естественнонаучного) с возможным переходом на ИУП.
Ключевая компетенция | Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся на II ступени общего образования |
Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская и информационная компетенции) | Способность и готовность: - извлекать пользу из опыта; - организовывать и упорядочивать свои знания; - организовывать собственные приемы обучения; - решать проблемы; - самостоятельно заниматься своим обучением. |
Социально-трудовая компетенция | Способность и готовность: - включаться в социально-значимую деятельность; - оперативно включаться в проекты; - нести ответственность; - внести свой вклад в проект; - доказать солидарность; - организовать свою работу. |
Коммуникативная компетенция | Усвоение основ коммуникативной культуры личности: - умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; - овладение навыками неконфликтного общения; - способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам. |
Компетенция в сфере личностного определения | Способность и готовность: - критически относиться к тому или иному аспекту развития нашего общества; - уметь противостоять неуверенности и сложности; - занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; - оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также окружающей средой. |
Целевой ориентир в уровне сформированности ключевых компетенций соответствует целям изучения физики в основной школе, заложенным в программе Г.Я. Мякишева:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к существованию осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории;
- воспитание культуры личности убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к товарищам науки и техники; отношения физики как к элементу общечеловеческой культуры.
9,8,7 классы
Рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др. (2010г.),
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (по 2 часа в неделю).
Учебник: О.Ф.Кабардин, М., «Просвещение», 2014 г
Педагогические (образовательные) технологии, используемые в профессиональной деятельности. Результативность используемых технологий
Сегодня нужен человек, умеющий самостоятельно и критически мыслить, способный видеть и решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение.
В своей работе использую следующие современные образовательные технологии:
технология учебного исследования;
технология уровневой дифференциации;
здоровьесберегающие технологии
информационно-коммуникативные технологии
1. Технология учебного исследования.
Цель: эффективное формирование личности, обладающей исследовательскими компетенциями, обеспечивающими её активную самостоятельную позицию в условиях современного общества.
Задачи:
- формирование деятельностного подхода к обучению;
- формирование специальных умений при планировании и проведении физических экспериментов;
- приобретение исследовательских рефлексивных, самооценочных компетенций, сопряженных с опытом их применения в практической деятельности.
Этапы применения: изучение процессов и явлений, связанное с соответствующей практической работой, которая делается собственными руками (например, изготовление моделей); лабораторный физический эксперимент, когда обучающиеся собирают установки, проводят измерения физических величин, наблюдают динамику изменения физических явлений, устанавливают необходимые зависимости; исследовательские работы.
Результат: развитие исследовательских навыков, индивидуальной творческой смекалки, творческих способностей; обучающиеся учатся самостоятельно мыслить и действовать; умение планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты.
Использование технологии учебного исследования позволяет превратить учебу в активную, мотивированную, целеустремленную деятельность, что позволяет повысить интерес к физике, сделать ее увлекательной, занимательной, полезной.
2. Технология уровневой дифференциации.
Цель: повышение качества знаний у обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
- научить школьников добывать знания, а не получать их в готовом виде;
- устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся;
- формирование навыков самостоятельной и групповой работы;
- рациональное использование учебного времени каждого ребенка.
Этапы применения: на всех этапах урока (при объяснении нового материала; при закреплении знаний с целью выработки навыков решения задач; при проведении лабораторных работ; при проведении устного и письменного опросов в виде карточек различной степени сложности и разноуровневых тестов; при нетрадиционных формах опроса (например, в виде кроссвордов), при выполнении домашних заданий (работа с дополнительной литературой, домашние задания творческого характера).
Результат: разнообразие форм и методов работы с детьми приводит к повышению качества физического образования.
Данная технология позволяет подходить к каждому ребенку индивидуально, тем самым, повышая интерес к предмету, развивая самоуверенность, делая урок интересным и насыщенным.
3. Здоровьесберегающие технологии
Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование детям, но не менее важна задача сохранения здоровья школьников в процессе обучения. Поэтому хочу отметить, что в своей педагогической деятельности применяю здоровьесберегающие технологии.
Одним из важнейших факторов здоровья является организация учебной деятельности: строгая дозировка учебной нагрузки; построение урока с учетом особенностей класса; проведение короткой гимнастики; соблюдение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой.
Здоровьесберегающие технологии позволяют решать не только основную задачу сбережения здоровья детей, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся.
С целью реализации здоровьесберегающих технологий сочетаю фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с ученическим коллективом. Обучение строю на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения; оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок; чередую виды деятельности; слежу за осанкой учеников.
Охрана здоровья ребенка предполагает пропаганду здорового образа жизни. На уроках физики, практически любая изучаемая тема освещается мною в контексте тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.
Во время уроков стараюсь создавать доброжелательную обстановку, тактично исправляю допущенные детьми ошибки, даю возможность каждому высказать свою точку зрения. В результате, работоспособность класса заметно повышается и, в конечном итоге, приводит к более качественному усвоению знаний.
Информационно-коммуникативные технологии
Успешно внедряю информационно-коммуникативные технологии, систематически повышаю ИКТ-компетенцию.
Применение данной технологии интенсифицирует процесс образования и воспитания, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует повышению уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных; осуществление самообразования; формирование информационной культуры.
8. Вариативная часть.
Показатель качества обучения по физике.
Учебный год | класс | Предмет | Успеваемость | Качество знаний |
2014-2015 | 7 |
физика | 100% | 35,7% |
8 | 100% | 43% |
9 | 100% | 80% |
10 | 100% | 40% |
11 | 100% | 71% |
2015-2016 | 7 |
физика | 100% | 70% |
8 | 100% | 30,77% |
9 | 100% | 28,57% |
10 | 100% | !00% |
11 | 100% | 60% |
2016-2017 | 7 |
физика | | |
8 | | |
9 | | |
10 | | |
11 | | |
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету.
Поэтому особое внимание я уделяю внеклассной работе по предмету. Провожу обязательно Неделю физики, различные игры, викторины, конкурсы, конференции, устные журналы, показы занимательных опытов. Такая творческая работа развивает мышление учащихся, формирует общеучебные умения и навыки, активизирует познавательную деятельность, формирует такие качества как настойчивость, выдержка, сообразительность, а также собственные представления об окружающем мире. Веду дополнительные занятия, на которых обучающиеся решают задачи, выполняют экспериментальные задания.
В октябре 2015 года участвовала в семинаре учителей физики на районном МО, в марте 2016 года проводила семинар для учителей физики на районном МО по теме «Использование ИКТ для развития познавательного интереса обучающихся на уроках физики и во внеклассной работе».
Достижения обучающихся.
Считаю, что результатом внеклассной работы является не только развитие у учащихся интереса к предмету, но и выбор будущей профессии.
В 2015 году один из выпускников Петриков Алексей Витальевич выбрал профессию учителя физики, успешно сдал экзамен и поступил в Таврический национальный университет на физический факультет.
В 2016 году выпускник Токарев Станислав успешно сдал вступительные экзамены и поступил в Керченский морской институт, решив стать капитаном.
В 2016 году учащийся 8 класса Усеинов Ресуль Нариманович участвовал в заочном конкурсе МАН «Мирный космос» с работой «Четвероногие герои».
Готовится к защите работы «Явление диффузии» ученица 5 класса Марковская Виктория Валерьевна на заседании МАН «Шаг в науку».
Обучающиеся принимали участие в дистанционной олимпиаде по физике, за участие получили сертификаты….
Сведения о повышении квалификации или профессиональной переподготовки
Проходила курсовую переподготовку в 2016 году. В 2016 году аттестовалась на СЗД. 9.Заключение.
Анализируя опыт и результаты педагогической деятельности за 17 лет, не нужно ставить точку на достигнутом. В ближайшем будущем вижу для себя следующие вопросы для самообразования:
Повышение качества образования на основе выявления и отработки механизмов устойчивого функционирования и развития предметной лаборатории.
Совершенствование технологии исследовательской и проектной деятельности в обучении и воспитательной работе
Изучение и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
10. Приложение.
16