СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пополнение словарного запаса у детей

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлены советы для родителей. как работать с детьми

Просмотр содержимого документа
«Пополнение словарного запаса у детей»

Пополнение словарного запаса обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями

Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь -- символ высокой культуры и хорошего образования. Поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, заботиться о его языке нужно своевременно. Начинается работа по формированию словаря в семье.

У детей младшего школьного возраста большой запас слов (он доходит до 4—5 тыс.). Это главным образом слова основного словарного фонда языка, т. е. общеупотребительные слова, необходимые для общения. Конечно, не все дети владеют в полной мере таким богатством и самостоятельно им пользуются. Уровень развития речи младших школьников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом; у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается (пассивный словарь).

Некоторые дети употребляют слова и выражения некстати, неточно понимая значение, смысл слова.

Необходимо, чтобы дети сознательно усваивали слова, доступные для их понимания устойчивые словосочетания, чтобы они понимали многозначность слов и их различные оттенки, образное употребление слов.

Смысл слова дети усваивают в неразрывной связи с постижением окружающего. Непосредственный опыт ребенка служит основой для усвоения новых знаний, для осознания отвлеченных понятий.

В младшем и среднем дошкольном возрасте на основе накопления представлений о единичных предметах дети научились объединять предметы по их назначению и признакам, усваивать видовые и родовые понятия (медведь, лиса, заяц – животные; чашка, тарелка – посуда).

Затем родовые понятия дифференцируются: животные – домашние и дикие; посуда – столовая, кухонная, чайная. Вместе с тем нужно продолжать учить детей определять и правильно называть предметы и их качества, в частности материал, из которого сделан предмет (стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый, резиновый). Как можно провести с ребенком такое занятие?

Пособия для занятия: стакан, баночка, пластмассовая крышка, пирамидка, матрешка, ножницы, ложки (деревянная и металлическая), вилка; пластмассовые игрушки: зайчик, кукла; резиновые: мяч, носорог.

Взрослый ставит на стол стеклянные предметы: стакан, баночку.

Вопросы взрослого к ребенку: что ты видишь на столе? Из какого материала сделаны эти предметы? Как одним словом можно сказать, какие это предметы?

Услышав ответ ребенка, что это стеклянные предметы, взрослый говорит: «Правильно, все предметы, которые сделаны из стекла, называются стеклянными. Назови, какие еще стеклянные предметы ты знаешь».

Далее взрослый ставит на стол деревянные предметы: пирамидку, матрешку, ложку.

Вопросы к ребенку: что ты видишь на столе? Из какого материала сделаны эти предметы? "Как одним словом можно сказать, какие это предметы?

Когда ребенок скажет: «Деревянные», взрослый продолжает: «Все предметы, которые сделаны из дерева, называются деревянными. Назови, какие деревянные предметы ты знаешь».

После этого взрослый ставит на стол следующую группу предметов: пластмассовую крышку, пластмассового зайца и погремушку. Аналогичные вопросы задаются и об этих предметах, а также и о следующих – металлических, резиновых.

Затем взрослый предлагает ребенку послушать и отгадать загадки (про галоши, утюг, лампочку, лыжи, мяч):

Если дождик, мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять, –

Нам под вешалкой стоять.

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе!

Продырявит море!

 

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

 

Две новые, кленовые,

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги –

И по большим снегам беги.

 

Кинешь в речку – не тонет,

Бьешь о стенку – не стонет,

Будешь оземь кидать —

Станет кверху летать.

Продолжайте укреплять умение оценивать предметы и явления по сходству и различию (Чем предметы не похожи? Чем похожи?). Взрослый описывает предмет, а ребенок по описанию отгадывает, что это такое. Сначала дети учатся понимать загадки (и по описанию внешнего вида предмета, и по его назначению), а затем сами начинают придумывать загадки.

Специалистами разработана система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка. Приведем некоторые из этих упражнений.

1. Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, охотничьи, пожарные.)

Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? (Береза.)

2. Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает.)

Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (Солнце.)

Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? (рыба, самолет, бабочка, листья.)

3. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? (Хорошо, лениво, прилежно.)

4. Подбор синонимов: большой, огромный, громадный.

5. Нахождение пропущенных слов. Пришел почтальон, он принес (...). Дворник взял метлу, он будет (...). Я буду прибивать гвоздь, принеси мне (...).

6. Распространение и дополнение предложений. Дети идут. (Куда? Зачем?) Кошка взобралась на дерево. (Какое? Почему? Зачем? Когда?)

7. Составные части целого. Дерево – ствол, ветки, сучья.

8. Составление предложения с определенным словом (или несколькими словами).

9. Подбор антонимов: высокий – низкий, далекиц – близкий, мелкий – глубокий.

10. Различение слов с близким значением: шьет – вяжет - вышивает, варит – жарит – тушит.

Все эти упражнения помогают не только расширить словарь ребенка, но и сделать более активным. Для того чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократное повторение.

Допустим, взрослый рассматривает с ребенком картину. Правильно поставленные вопросы заставляют ребенка находить слова для обозначения качеств и свойств предмета. А если он не знает названия каких-либо предметов и их качеств, взрослый – внимательный слушатель и помощник – приходит ему на помощь. Но мало только назвать слово, надо его закрепить и ввести в активный словарь. А для этого необходимо повторить это слово в сочетании с другими, тогда ребенок его запомнит.

Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает художественная литература. Однако и те слова, которые ребенок услышал в сказке, в стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, только тогда дети будут обогащать словарь и усваивать строй родной речи, начнут свободно использовать эти слова в своей речи.

Для того чтобы словарный запас вашего карапуза становился богаче, самим родителям придется последить за своей иногда далеко не идеальной речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими и выразительными словами и выражениями. Ребенок должен не просто знать слова, а применять их на практике. Для этого с детьми нужно как можно больше общаться и читать им книги.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!