Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе
«Школа России»
Тема: Понятие об имени существительном.
Цель: 1.Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные, дать общее понятие о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи; знакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
2.Способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания, мышления, речи.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация урока, конспект урока, учебники В. П. Канакина, В. Г. Горецкого «Русский язык 3 класс», сигнальные светофоры.
Ход урока.
Организационный момент.
Объяснение нового материала
- Прочитайте стихотворение: (слайд 1)
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова утюг, пенал,
Котёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
- Выпишите из данного стихотворения слова, выделенные жирным шрифтом, с комментированием на изученные орфограммы и выделите эти орфограммы.
- Что объединяет все эти слова? (слайд 2)
- Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Слова, которые отвечают на вопрос что?
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (слайд 3)
Картинки (слайд 4)
Старичок - Имя Существительное (слайд 5)
III Физ. минутка. (слайд 6)
Имя существительное
Очень убедительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!
Если слово будет отвечать на вопрос кто?, поднимете руки вверх,
если на вопрос что? – руки вперёд,
если встретятся другие (части речи) слова – присесть.
Внимание: (слайд 7)
люстра
мальчик
бегать
гроза
карась
окно
зелёный
(слайд 8) А сейчас внимательно
Мы правило прочтём,
И всё, что мы узнали,
Теперь мы назовём.
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?, называют именами существительными.
( людей, животных, неживые предметы, явления природы.)
- Предметы, отвечающие на вопрос кто?, - одушевлённые, а на вопрос что? – неодушевлённые
3. Зрительно – слуховой диктант (слайд 10)
- Запишите предложение, найдите существительные и выделите орфограммы.
а) Бурундук лапки на животе сложил и шишку шелушит.
4 - Выпишите все имена существительные (слайд 11)
Чудак – математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так человек
Изобрёл бутерброд.
5. - Попробуйте это стихотворение прочитать без имён существительных.
(слайд 12)
В жил.
Он с
Случайно сложил.
Затем
Положил себе в.
Вот так
Изобрёл
- Вам понятно, о чём говорится в стихотворении?
- Что необходимо сделать, чтобы всё стало понятно?
- А что обозначают имена существительные?
- А что ещё вы помните об имени существительном?
- Что значит – изменяются по родам?
- А какие ещё части речи вы знаете?
- Найдите в стихотворении слова , которые относятся к глаголам.
-Для чего служат предлоги?
Все слова в русской речи являются какой – либо частью речи.
Среди всех частей речи наибольшую группу составляют имена существительные.
6. Загадки. (слайд 13)
- Отгадки запишите в 2 столбика.
В 1 столбик - слова, отвечающие на вопрос кто?
Во 2 столбик – слова, отвечающие на вопрос что?
(слайд 14)
На ромашку у ворот опустился вертолёт –
Золотистые глаза. Кто же это?...
(стрекоза)
Волосата, зелена, в листьях прячется она.
Хоть и много ножек, бегать всё равно не может.
(гусеница)
Не огонь, а жжётся, в руки не даётся.
Выросла под ивой. Звать её …
(крапивой)
(слайд 15)
Подрастала – хвост растила,
Платье тёмное носила.
Подросла – зелёной стала,
Хвост на вёсла поменяла.
(лягушка)
Я румяную Матрёшку от подруг не оторву,
Подожду, когда Матрёшка упадёт сама в траву.
(яблоко)
(слайд 16)
На ромашку у ворот опустился вертолёт –
Золотистые глаза. Кто же это?...
(стрекоза)
Волосата, зелена, в листьях прячется она.
Хоть и много ножек, бегать всё равно не может.
(гусеница)
Не огонь, а жжётся, в руки не даётся.
Выросла под ивой. Звать её …
Закрепление
Работа с учебником. (слайд 17)
- Прочитайте строки из стихотворения К. Рылеева.
Ревела буря.
Дождь шумел.
Во мраке молнии летали.
Беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
- Спишите, кто сможет по памяти.
V. Обобщение. (слайд 18)
-Что мы называем именем существительным?
- Что могут обозначать имена существительные?
(предметы: одушевлённые и неодушевлённые.)
- Как могут изменяться имена существительные?
VI. Итог урока. (слайд 19)
Вот и подошёл к концу наш урок.
Старичок – Имя Существительное доволен вашими ответами и работой на уроке. Он надеется, что вы его никогда не забудете и ни с кем его не спутаете. Он часто будет вас навещать на уроках и в жизни.
VII. Домашнее задание.
Упр. 8 с. 54
VIII. Урок окончен. (слайд 20)