СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«понятие об обращении. знаки препинания при обращении»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) закрепить умение проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями;

2) отрабатывать умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи;

3) отрабатывать умение отличать подлежащее от обращения.

Просмотр содержимого документа
««понятие об обращении. знаки препинания при обращении»»

16.11. «ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»

Цели: 1) закрепить умение проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями;

2) отрабатывать умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи;

3) отрабатывать умение отличать подлежащее от обращения.

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Постановка задач урока Здравствуйте, дорогие друзья! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность к уроку. На сегодняшнем уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем.

III. Актуализация ранее изученного - Запишем сегодняшнее число, оставим, как всегда, две строки для записи названия темы. Прочитайте эпиграф к уроку. (Слайд 2)


- Кто автор этих строк?

- Перефразируя слова поэта, спрошу у вас: что нужно вам, школьникам? (Слайд 3)


-Цель нашего урока: повторить пройденный материал и закрепить его, а значит понять значение научного решения вопроса для человеческой жизни. «Какого?» - спросите вы. Узнаете после того, как успешно вспомните изученный материал.


Лингвистическая разминка (кроссворд)

  1. Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

  2. Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)

  3. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)

  4. Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)

  5. Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)

  6. Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимение. (Дополнение)

  7. Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)

  8. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)

  9. Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)

(Слайд 4)

- Получилось слово обращение.

-Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – «Обращение», а именно – «Знаки препинания при обращении». (Слайд 5)

Комплексная работа с текстом


(Слайд 6)У доски

  1. Первое предложение. Пунктуационный разбор. Схема. Доказать. Синтаксический разбор.

  2. Орфографический разбор (запись на доске).

Доказать написание выделенных букв в словах:

Солнце –

Освещает –

  1. Индивидуальная работа (на местах, 3 человека)

Пунктуационный разбор. Схема. Доказать. Синтаксический разбор:

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна


Задание классу в это время.

- Почему Пушкина можно назвать солнцем нашей поэзии? (Солнце обогревает. Так и Пушкин согревает нас своими добрыми, прекрасными, по своему таланту, произведениями).

- Выпишите предложение, в котором есть однородные члены (добрые, ласковые, нежные), которые соединяются между собой только с помощью интонации. Расставьте знаки, составьте схемы. [знаки назвать с места, схему составить на доске]. [ , , ].

- Найдите еще предложение с однородными членами. Какие однородные члены в этом предложении соединены одиночным союзом и? Какое правило знаете об этой пунктограмме?

Групповой взаимоконтроль (проверка работающих у доски)

- Если у вас возникли вопросы к отвечающим, можете задать вопросы.


IV. Совершенствование умений и навыков

- Прочитайте предпоследнее предложение. Выпишите в тетрадь. Чем оно осложнено? (Обращением). - Расставьте знаки препинания. Какое предложение по цели высказывания? (Вопросительное). Составьте схему. [… , , …]?

-Что такое обращение? (Слайд 7)


(Слайд 8)-Прочитайте стихотворение, обратите внимание на последние строки.


- На уроке будем совершенствовать навыки выделения обращений запятыми.

- Кроме запятой, какой еще знак можно поставить? (!)

Восстановите схемы


(Слайд 9) - Определите грамматический признак обращения. (Выражено чаще всего существительным в именительном падеже).


Сравнение с подлежащим

- Как можно отличить обращение от подлежащего? (1. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет. 2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть. 3. Обращение может быть выражено не одним словом, а целым сочетанием). (Слайд 10)


Тренировочные упражнения

Объяснительное списывание

1 ряд – выпишите предложения, где обращение находится в начале предложения.

2 ряд - выпишите предложения, где обращение находится в середине предложения.

3 ряд - выпишите предложения, где обращение находится в конце предложения.

(Слайд 11) [Знаки препинания не расставлены]


Графический диктант

- Составьте схемы к предложениям. (Слайд 12) [Знаки препинания не расставлены]


Выборочное списывание

Выпишите предложения с обращениями, расставьте знаки, графически выделите обращения. (Слайд 13)

Культура и речь

3 принципа хорошей речи: точность, богатство, выразительность.

Русский речевой этикет требует от говорящего уважения к собеседнику, поэтому не рекомендуется начинать диалог с эй, ты! и даже эй, вы! (Слайд 14)


Русская грамматика объясняет нам это этикетное правило следующим образом:

  1. Чтобы установить речевой контакт, говорящий должен привлечь к себе внимание.

  2. Адресовать свою речь, т.е. назвать конкретного собеседника.

И если нам для привлечения внимания достаточно просто голоса, крика, то для того, чтобы выделить собеседника, нам нужно имя существительное, точно указывающее на того, к кому мы обращаемся. Наиболее подходящим для такой цели является имя собственное. (Слайд 15)


- Имя нарицательное неодушевленное тоже может использоваться в обращении.

Откройте сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» и найдите такие примеры.


V. Итог урока (Слайд 16)

VI. Домашнее задание





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!