16.11. «ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»
Цели: 1) закрепить умение проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями;
2) отрабатывать умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи;
3) отрабатывать умение отличать подлежащее от обращения.
Ход урока
Орг. момент
Постановка задач урока Здравствуйте, дорогие друзья! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность к уроку. На сегодняшнем уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем.
III. Актуализация ранее изученного - Запишем сегодняшнее число, оставим, как всегда, две строки для записи названия темы. Прочитайте эпиграф к уроку. (Слайд 2)
- Кто автор этих строк?
- Перефразируя слова поэта, спрошу у вас: что нужно вам, школьникам? (Слайд 3)
-Цель нашего урока: повторить пройденный материал и закрепить его, а значит понять значение научного решения вопроса для человеческой жизни. «Какого?» - спросите вы. Узнаете после того, как успешно вспомните изученный материал.
Лингвистическая разминка (кроссворд)
Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)
Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)
Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)
Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)
Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимение. (Дополнение)
Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)
Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)
Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)
(Слайд 4)
- Получилось слово обращение.
-Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – «Обращение», а именно – «Знаки препинания при обращении». (Слайд 5)
Комплексная работа с текстом
(Слайд 6)У доски
Первое предложение. Пунктуационный разбор. Схема. Доказать. Синтаксический разбор.
Орфографический разбор (запись на доске).
Доказать написание выделенных букв в словах:
Солнце –
Освещает –
Индивидуальная работа (на местах, 3 человека)
Пунктуационный разбор. Схема. Доказать. Синтаксический разбор:
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна
Задание классу в это время.
- Почему Пушкина можно назвать солнцем нашей поэзии? (Солнце обогревает. Так и Пушкин согревает нас своими добрыми, прекрасными, по своему таланту, произведениями).
- Выпишите предложение, в котором есть однородные члены (добрые, ласковые, нежные), которые соединяются между собой только с помощью интонации. Расставьте знаки, составьте схемы. [знаки назвать с места, схему составить на доске]. [ , , ].
- Найдите еще предложение с однородными членами. Какие однородные члены в этом предложении соединены одиночным союзом и? Какое правило знаете об этой пунктограмме?
Групповой взаимоконтроль (проверка работающих у доски)
- Если у вас возникли вопросы к отвечающим, можете задать вопросы.
IV. Совершенствование умений и навыков
- Прочитайте предпоследнее предложение. Выпишите в тетрадь. Чем оно осложнено? (Обращением). - Расставьте знаки препинания. Какое предложение по цели высказывания? (Вопросительное). Составьте схему. [… , , …]?
-Что такое обращение? (Слайд 7)
(Слайд 8)-Прочитайте стихотворение, обратите внимание на последние строки.
- На уроке будем совершенствовать навыки выделения обращений запятыми.
- Кроме запятой, какой еще знак можно поставить? (!)
Восстановите схемы
(Слайд 9) - Определите грамматический признак обращения. (Выражено чаще всего существительным в именительном падеже).
Сравнение с подлежащим
- Как можно отличить обращение от подлежащего? (1. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет. 2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть. 3. Обращение может быть выражено не одним словом, а целым сочетанием). (Слайд 10)
Тренировочные упражнения
Объяснительное списывание
1 ряд – выпишите предложения, где обращение находится в начале предложения.
2 ряд - выпишите предложения, где обращение находится в середине предложения.
3 ряд - выпишите предложения, где обращение находится в конце предложения.
(Слайд 11) [Знаки препинания не расставлены]
Графический диктант
- Составьте схемы к предложениям. (Слайд 12) [Знаки препинания не расставлены]
Выборочное списывание
Выпишите предложения с обращениями, расставьте знаки, графически выделите обращения. (Слайд 13)
Культура и речь
3 принципа хорошей речи: точность, богатство, выразительность.
Русский речевой этикет требует от говорящего уважения к собеседнику, поэтому не рекомендуется начинать диалог с эй, ты! и даже эй, вы! (Слайд 14)
Русская грамматика объясняет нам это этикетное правило следующим образом:
Чтобы установить речевой контакт, говорящий должен привлечь к себе внимание.
Адресовать свою речь, т.е. назвать конкретного собеседника.
И если нам для привлечения внимания достаточно просто голоса, крика, то для того, чтобы выделить собеседника, нам нужно имя существительное, точно указывающее на того, к кому мы обращаемся. Наиболее подходящим для такой цели является имя собственное. (Слайд 15)
- Имя нарицательное неодушевленное тоже может использоваться в обращении.
Откройте сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» и найдите такие примеры.
V. Итог урока (Слайд 16)
VI. Домашнее задание