СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Обращение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс:   5

Тема урока:  « Обращения и их роль в речи»

Тип урока:  Урок изучения нового.

Цель урока: Сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять предложение с обращением.  

Задачи урока:

образовательные – познакомить учащихся с обращением, развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.

развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности,  языковой интуиции.

воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.

Основные понятия темы:   Синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), обращение, интонация; знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разборы.  

Межпредметные связи:      Литература

Оборудование: Учебник «Русский язык», 5 класс, словари, ноутбук; карточки со знаками препинания, индивидуальные карточки с дидактическими заданиями; электронная физкультминутка.

 

Ход урока:

1.Организационный момент:

Здравствуйте, дорогие друзья! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность. Сегодня на уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем. Запишите  дату.

Предлагает повторить тему «Синтаксис», выполнив Лингвистическую разминку (кроссворд). Разгаданное слово поможет нам определить тему нашего урока.

2.Работа со скороговоркой.

3. Лингвистическая разминка. Кроссворд.

  1. Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)
  2. Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)
  3. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)
  4. Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)
  5. Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)
  6. Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимением. (Дополнение)
  7. Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)
  8. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)
  9. Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)

 

 

 

с

л

о

в

о

с

о

ч

е

т

а

Н

и

е

 

 

 

о

б

с

т

о

я

т

е

л

ь

С

т

в

о

 

в

т

о

р

о

с

т

е

п

е

н

н

Ы

е

 

 

с

к

а

з

у

е

м

о

е

 

 

п

о

д

л

е

ж

а

щ

е

е

 

 

 

 

д

о

п

о

л

н

е

н

и

е

 

о

д

н

о

р

о

д

н

ы

е

 

 

 

т

и

р

е

 

 

о

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

 

                                             

Получилось слово обращение.  Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни.  Учащиеся сами определяют тему урока – «Обращения», а именно –

«Обращения и их роль  в речи».

Учитель задает проблемные вопросы. Побуждает к высказыванию своего мнения. Координирует действия.  

Ребята! К нам кто-то стучится в дверь. Театрализация. (Выходят две ученицы)

1 ученица: Если надо обратиться,                                                    

Я могу вам пригодиться.

Без сомнения, друзья,

Помогу вам только я.

Могу быть выражено словом –

И не одним – двумя, тремя.

И в предложении готова

Занять любое место я

2 ученик:

Всем вам при общении поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй!

Учитель:  какие же задачи сегодня нам предстоит решить на уроке?

Обучающиеся сами определяют задачи урока:

- Какое место занимает обращение в предложении?

-Знаки препинания при обращении.

- Чем может быть выражено обращение.

- Роль в тексте.

Учитель: Запишите тему урока, начинаем работу .

4.Синтаксическая минутка.

Друзья откроют нам сказочный мир.

Я вам, друзья, открою сказочный мир.

- Орфографическая работа: откроют, сказочный.

Фонетическая разминка: найти слова, в которых звуков больше, чем букв.

- Выделим грамматическую основу в данных  предложениях

- Дайте характеристику предложению.

- Чем выражено подлежащее.

- Определите грамматический признак обращения. (Выражено чаще всего существительным в именительном падеже).

Сравнение с подлежащим

- Как можно отличить обращение от подлежащего?

1. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет.

2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть.

3. В предложении подчеркиваем галочками.

Давайте посмотрим, как изображено обращение в схеме.

Следующие  задания выполняются по группам:    

Исследование

1группа

Алгоритм:

1.Выписать слово с непроизносимой согласной.2.Выделить запятыми обращение.  3.Как  называются выделенные слова?     4. Посмотрите, к кому обращаются герои сказки.

5.Какова функция обращения? (Называет того, к кому обращаются с речью)

3.Чем выражено обращения.

4.Место в предложении.

Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи. Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина.

1.

Чем вы, гости, торг ведёте?И куда теперь плывёте?

..,О,….

 

2.

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

3.

Что такое, господа?-

Говорит Дадон, зевая…

4.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный!

…..,О

5. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.

О, …

Учитель: Вы научились находить обращения.

А ещё какую закономерность вы заметили в обращении?

Вывод:

1. Место обращения в предложении может быть свободным; 2. Обращение состоит из одного или нескольких слов.

Молодцы! А вы у нас ещё и юные исследователи. Нам   предстоит  большая работа и поэтому  нужно отдохнуть. Я прошу … помочь мне провести физкультминутку.

 

Учитель: У нас на уроке прозвучали отрывки из разных сказок А.С. Пушкина. Какая  ваша самая любимая. Какое настроение при чтении вызвала у вас сказка?

Дети: Хорошее, радостное.

Учитель: Но сначала и грустное, вы волновались за судьбу царевны. Вы как заметили художественное своеобразие сказки: повторы, эпитеты, и, конечно же, обращения. К кому обращались герои сказки.

Дети: Это обращения к зеркальцу, Королевича Елисея к солнцу и ветру (выразительное чтение наизусть 1,2 уч.-ся)

Учитель: Беседа об эмоционально-интонационной окраске обращений.

Обращение обладает звательной интонацией. Именно с помощью интонации выражаются оттенки мыслей или чувства – испуг, упрек, радость, злость, недовольство и т. д.

Часто по обращению становятся понятными отношения между говорящими.

– Приведите примеры обращений из литературных произведений. А. С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – обращение царицы к зеркальцу;

Обращения играют заметную роль в речи: они не только называют того, к кому или к чему обращаются, но и оживляют нашу речь. Наконец, обращения очень часто помогают раскрыть характер героя произведения и произносят с соответствующей интонацией.

Открыть также текст «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина (по учебнику литературы).

В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу? Что пишет автор о царице? Как характеризуют царицу эти обращения? Прочитать с соответствующей интонацией.

  1. – Посмотрим, какой изображена царица в первый раз. Как она

обращается к зеркальцу?

С ним приветливо шутила (приветливо, весело)

И, красуясь, говорила:

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

 – Что пишет автор в другой раз? В чём меняется интонация царицы?

Как это её характеризует?

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

(горделиво, самонадеянно, настойчиво)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

  (зло, возмущённо, в голосе чувствуется ненависть и зависть

(«чёрной зависти полна») к юной царевне).

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло.

Как тягаться ей со мной?

Я в ней дурь-то успокою…»

 Перед вами отрывки из сказки А.С. Пушкина. Давайте запишем эти предложения, расставим знаки препинания.

Тексты (отрывки из "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях")

2.Ветер ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч.

3.Ей с поклоном старик отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою:

4.Она его ласкать,

Треплет нежною рукою:

«Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!" - и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла.

5."Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось!»

По окончании работы один участник группы дает ответ.

Какова роль обращений в речи?

(Назвать того, к кому обращаются с речью.

Выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью).    

 

1.Найти предложения разные по цели высказывания.

2.Морфемный разбор слова прекрасный.

Работа с иллюстрациями.

Предлагаю еще одно небольшое исследование. Перед вами иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина. Рассмотрите их. Выберите одно предложение, в котором есть обращение (на выполнение работы отводится 5 минут).

Догадались, к какой сказке рисунок?                                   

Знаки препинания в предложении с обращением не расставлены.

Итак, какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

Раздаточный материал

Иллюстрации к сказкам с обращениями.

Задание 

Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:

К какой сказке иллюстрация?

Выбери предложение с обращением. Как расставлены знаки препинания?

Чем выражено обращение? (словом, сочетанием слов)

Определи место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).

Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

Какой знак препинания ставится в конце предложения (вид предложения по цели высказывания и интонации)?

После выполнения задания один участник группы выходит к доске и записывает предложение с обращением.

Ребята, обращение не является членом предложения, но оно обозначается условным значком:

Ребята, какое слово  показалось вам здесь необычным? А знаете вы историю происхождения таких слов?  … провел свое исследование. Сейчас он поделится с вами результатом.

Историческая справка.     (Выступление одного из учеников)

В «Сказке о рыбаке и рыбке» нам встретилось слово «старче» (старик).

Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.

Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” и т. д. Она применима только в разговорной речи.

В  заключении: Давайте подведем итог нашей работе. Что вы узнали нового сегодня на уроке? Мы с вами соприкоснулись с творчеством А.С. Пушкина, а можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.

Посмотрите, кто сидит рядом с вами.

Как вы обращаетесь друг к другу?

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.

Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.

Кто желает прочесть обращение к однокласснику?

Рефлексия: теперь оцените свою деятельность на уроке.

На доске записаны глаголы:  старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.

Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.

ТЕЛЕГРАММА

Сегодня на уроке...

 На выполнение работы отводится 2 минуты.

Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Обращение»

Класс:   5

Тема урока:  « Обращения и их роль в речи»

Тип урока:  Урок изучения нового.

Цель урока: Сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять предложение с обращением.  

Задачи урока:

образовательные – познакомить учащихся с обращением, развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.

развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности,  языковой интуиции.

воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.

Основные понятия темы:   Синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), обращение, интонация; знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разборы.  

Межпредметные связи:      Литература

Оборудование: Учебник «Русский язык», 5 класс, словари, ноутбук; карточки со знаками препинания, индивидуальные карточки с дидактическими заданиями; электронная физкультминутка.


Ход урока:

1.Организационный момент:

Здравствуйте, дорогие друзья! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность. Сегодня на уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем. Запишите  дату.

Предлагает повторить тему «Синтаксис», выполнив Лингвистическую разминку (кроссворд). Разгаданное слово поможет нам определить тему нашего урока.

2.Работа со скороговоркой.

3. Лингвистическая разминка. Кроссворд.

  1. Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

  2. Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)

  3. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)

  4. Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)

  5. Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)

  6. Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимением. (Дополнение)

  7. Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)

  8. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)

  9. Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)




с

л

о

в

о

с

о

ч

е

т

а

Н

и

е




о

б

с

т

о

я

т

е

л

ь

С

т

в

о

в

т

о

р

о

с

т

е

п

е

н

н

Ы

е



с

к

а

з

у

е

м

о

е


п

о

д

л

е

ж

а

щ

е

е




д

о

п

о

л

н

е

н

и

е

о

д

н

о

р

о

д

н

ы

е



т

и

р

е



о

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

Получилось слово обращение.  Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни.  Учащиеся сами определяют тему урока – «Обращения», а именно –

«Обращения и их роль  в речи».

Учитель задает проблемные вопросы. Побуждает к высказыванию своего мнения. Координирует действия.  

Ребята! К нам кто-то стучится в дверь. Театрализация. (Выходят две ученицы)

1 ученица: Если надо обратиться,                                                    

Я могу вам пригодиться.

Без сомнения, друзья,

Помогу вам только я.

Могу быть выражено словом –

И не одним – двумя, тремя.

И в предложении готова

Занять любое место я

2 ученик:

Всем вам при общении поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй!

Учитель: какие же задачи сегодня нам предстоит решить на уроке?

Обучающиеся сами определяют задачи урока:

- Какое место занимает обращение в предложении?

-Знаки препинания при обращении.

- Чем может быть выражено обращение.

- Роль в тексте.

Учитель: Запишите тему урока, начинаем работу .

4.Синтаксическая минутка.

Друзья откроют нам сказочный мир.

Я вам, друзья, открою сказочный мир.

- Орфографическая работа: откроют, сказочный.

Фонетическая разминка: найти слова, в которых звуков больше, чем букв.

- Выделим грамматическую основу в данных  предложениях

- Дайте характеристику предложению.

- Чем выражено подлежащее.

- Определите грамматический признак обращения. (Выражено чаще всего существительным в именительном падеже).

Сравнение с подлежащим

- Как можно отличить обращение от подлежащего?

1. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет.

2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть.

3. В предложении подчеркиваем галочками.

Давайте посмотрим, как изображено обращение в схеме.

Следующие  задания выполняются по группам:    

Исследование

1группа

Алгоритм:

1.Выписать слово с непроизносимой согласной.2.Выделить запятыми обращение.  3.Как  называются выделенные слова?     4. Посмотрите, к кому обращаются герои сказки.

5.Какова функция обращения? (Называет того, к кому обращаются с речью)

3.Чем выражено обращения.

4.Место в предложении.

Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи. Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина.

1.

Чем вы, гости, торг ведёте?И куда теперь плывёте?

..,О,….

 

2.

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

3.

Что такое, господа?-

Говорит Дадон, зевая…

4.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный!

…..,О

5. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.

О, …

Учитель: Вы научились находить обращения.

А ещё какую закономерность вы заметили в обращении?

Вывод:

1. Место обращения в предложении может быть свободным;
2. Обращение состоит из одного или нескольких слов.

Молодцы! А вы у нас ещё и юные исследователи. Нам   предстоит  большая работа и поэтому  нужно отдохнуть. Я прошу … помочь мне провести физкультминутку.


Учитель: У нас на уроке прозвучали отрывки из разных сказок А.С. Пушкина. Какая  ваша самая любимая. Какое настроение при чтении вызвала у вас сказка?

Дети: Хорошее, радостное.

Учитель: Но сначала и грустное, вы волновались за судьбу царевны. Вы как заметили художественное своеобразие сказки: повторы, эпитеты, и, конечно же, обращения. К кому обращались герои сказки.

Дети: Это обращения к зеркальцу, Королевича Елисея к солнцу и ветру (выразительное чтение наизусть 1,2 уч.-ся)

Учитель: Беседа об эмоционально-интонационной окраске обращений.

Обращение обладает звательной интонацией. Именно с помощью интонации выражаются оттенки мыслей или чувства – испуг, упрек, радость, злость, недовольство и т. д.

Часто по обращению становятся понятными отношения между говорящими.

– Приведите примеры обращений из литературных произведений. А. С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – обращение царицы к зеркальцу;

Обращения играют заметную роль в речи: они не только называют того, к кому или к чему обращаются, но и оживляют нашу речь. Наконец, обращения очень часто помогают раскрыть характер героя произведения и произносят с соответствующей интонацией.

Открыть также текст «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина (по учебнику литературы).

В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу? Что пишет автор о царице? Как характеризуют царицу эти обращения? Прочитать с соответствующей интонацией.

  1. – Посмотрим, какой изображена царица в первый раз. Как она

обращается к зеркальцу?

С ним приветливо шутила (приветливо, весело)

И, красуясь, говорила:

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

 – Что пишет автор в другой раз? В чём меняется интонация царицы?

Как это её характеризует?

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

(горделиво, самонадеянно, настойчиво)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

  (зло, возмущённо, в голосе чувствуется ненависть и зависть

(«чёрной зависти полна») к юной царевне).

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло.

Как тягаться ей со мной?

Я в ней дурь-то успокою…»

 Перед вами отрывки из сказки А.С. Пушкина. Давайте запишем эти предложения, расставим знаки препинания.

Тексты (отрывки из "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях")

2.Ветер ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.

3.Ей с поклоном старик отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою:

4.Она его ласкать,

Треплет нежною рукою:

«Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!" - и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла.

5."Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось!»

По окончании работы один участник группы дает ответ.

Какова роль обращений в речи?

(Назвать того, к кому обращаются с речью.

Выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью).    


1.Найти предложения разные по цели высказывания.

2.Морфемный разбор слова прекрасный.

Работа с иллюстрациями.

Предлагаю еще одно небольшое исследование. Перед вами иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина. Рассмотрите их. Выберите одно предложение, в котором есть обращение (на выполнение работы отводится 5 минут).

Догадались, к какой сказке рисунок?                                   

Знаки препинания в предложении с обращением не расставлены.

Итак, какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

Раздаточный материал

Иллюстрации к сказкам с обращениями.

Задание 

Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:

К какой сказке иллюстрация?

Выбери предложение с обращением. Как расставлены знаки препинания?

Чем выражено обращение? (словом, сочетанием слов)

Определи место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).

Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

Какой знак препинания ставится в конце предложения (вид предложения по цели высказывания и интонации)?

После выполнения задания один участник группы выходит к доске и записывает предложение с обращением.

Ребята, обращение не является членом предложения, но оно обозначается условным значком:

Ребята, какое слово  показалось вам здесь необычным? А знаете вы историю происхождения таких слов?  … провел свое исследование. Сейчас он поделится с вами результатом.

Историческая справка.     (Выступление одного из учеников)

В «Сказке о рыбаке и рыбке» нам встретилось слово «старче» (старик).

Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.

Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” и т. д. Она применима только в разговорной речи.

В  заключении: Давайте подведем итог нашей работе. Что вы узнали нового сегодня на уроке? Мы с вами соприкоснулись с творчеством А.С. Пушкина, а можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.

Посмотрите, кто сидит рядом с вами.

Как вы обращаетесь друг к другу?

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.

Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.

Кто желает прочесть обращение к однокласснику?

Рефлексия: теперь оцените свою деятельность на уроке.

На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.

Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.

ТЕЛЕГРАММА

Сегодня на уроке...

 На выполнение работы отводится 2 минуты.

Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?

Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?

  Выставление оценок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!