СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о тексте рассуждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кака определить тип текста

Просмотр содержимого документа
«Понятие о тексте рассуждении»

21 апреля Понятие о тексте-рассуждении 2-б класс 1

21 апреля

Понятие о тексте-рассуждении

2-б класс

1

Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.  Текст-рассуждение  – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос  почему? Пример Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет. Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни? Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение. 1

Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.

Текст-рассуждение  – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос  почему?

Пример

Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.

Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?

Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.

1

Запомни.Важно Прочитай текст из упр. 180. Сколько частей в нем можно выделить? О чём говорится в первой части? Чему посвящена следующая? Подумай, для чего даётся описание совы. Что содержится в заключительной части? Сделай вывод, из каких частей состоит текст­ рассуждение. Проверь себя. Текст-рассуждение, как правило, состоит из трех частей: Утверждение или мысль, которая требует доказатель­ства, объяснения.(ТЕЗИС) 2. Доказательство, объяснение. 3. Вывод и оценка автора. 1

Запомни.Важно

Прочитай текст из упр. 180.

Сколько частей в нем можно выделить? О чём говорится в первой части? Чему посвящена следующая?

Подумай, для чего даётся описание совы. Что содержится в заключительной части?

Сделай вывод, из каких частей состоит текст­ рассуждение.

Проверь себя.

Текст-рассуждение, как правило, состоит из трех частей:

  • Утверждение или мысль, которая требует доказатель­ства, объяснения.(ТЕЗИС)

2. Доказательство, объяснение.

3. Вывод и оценка автора.

1

Тезис  – утверждение, которое нужно  доказать . К примеру: Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу. Тезис можно начать словами: Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему….. Например: Я считаю, что  таблицу умножения просто необходимо выучить. Я думаю, что , когда я вырасту, стану врачом. По-моему , по утрам надо делать зарядку. Чаще всего для тезиса используются вопросы:  Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы? Например: Почему  лев – царь зверей?  Зачем  кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда? Знаете ли вы , что у бегемота почти нет врагов? 1

Тезис  – утверждение, которое нужно  доказать .

К примеру:

Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.

Тезис можно начать словами:

Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..

Например:

Я считаю, что  таблицу умножения просто необходимо выучить.

Я думаю, что , когда я вырасту, стану врачом.

По-моему , по утрам надо делать зарядку.

Чаще всего для тезиса используются вопросы:  Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?

Например:

Почему  лев – царь зверей?  Зачем  кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?

Знаете ли вы , что у бегемота почти нет врагов?

1

Доказательство  – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова  во-первых, во-вторых, в-третьих. На письме эти слова выделяются запятыми. Например: Я люблю ходить в школу.  Во-первых , мне очень нравится наша учительница.  Во-вторых , мне интересно учиться.  В-третьих , у меня там много друзей.   Тезис –  я люблю ходить в школу , доказательство –  во-первых, во-вторых, в-третьих,  эти слова выделены запятыми.   Вывод   – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами:  следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что... На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например: Я люблю ходить в школу.  Во-первых , мне очень нравится наша учительница.  Во-вторых , мне интересно учиться.  В-третьих , у меня там много друзей. Вот поэтому я люблю ходить в школу.  «Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса. 1

Доказательство  – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова  во-первых, во-вторых, в-третьих.

На письме эти слова выделяются запятыми. Например:

Я люблю ходить в школу.  Во-первых , мне очень нравится наша учительница. 

Во-вторых , мне интересно учиться.  В-третьих , у меня там много друзей.  

Тезис –  я люблю ходить в школу , доказательство –  во-первых, во-вторых, в-третьих,  эти слова выделены запятыми.  

Вывод   – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами:  следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что...

На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:

Я люблю ходить в школу.  Во-первых , мне очень нравится наша учительница. 

Во-вторых , мне интересно учиться.  В-третьих , у меня там много друзей.

Вот поэтому я люблю ходить в школу. 

«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.

1

Примеры текстов-рассуждений Задание 1. Прочитайте текст, определите тезис, доказательство, вывод. Кто на свете самый сильный? Вы скажете: «кит» или «слон». Ошибаетесь,  самое сильное живое существо – это муравей . Во-первых , муравей способен переносить тяжести, в десять раз превышающие его собственный вес. Во-вторых , муравьиная семья строит огромный дом-город, который уходит глубоко под землю. Поэтому самый сильный на свете – муравей. Задание 2. Прочитайте предложения. Расставьте их в нужном порядке, чтобы получился текст-рассуждение. Так и зовут его с тех пор. Дело в том, что он очень прожорливый. «Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю. Почему воробья так назвали? Расставив предложения в нужном порядке, мы получим текст-рассуждение:  Почему воробья так назвали?  Дело в том, что он очень прожорливый. Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю. «Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.  Так и зовут его с тех пор. 1

Примеры текстов-рассуждений

Задание 1.

Прочитайте текст, определите тезис, доказательство, вывод.

Кто на свете самый сильный?

Вы скажете: «кит» или «слон». Ошибаетесь,  самое сильное живое существо – это муравей .

Во-первых , муравей способен переносить тяжести, в десять раз превышающие его собственный вес.

Во-вторых , муравьиная семья строит огромный дом-город, который уходит глубоко под землю.

Поэтому самый сильный на свете – муравей.

Задание 2.

Прочитайте предложения. Расставьте их в нужном порядке, чтобы получился текст-рассуждение.

Так и зовут его с тех пор. Дело в том, что он очень прожорливый.

«Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.

Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю.

Почему воробья так назвали?

Расставив предложения в нужном порядке, мы получим текст-рассуждение:

Почему воробья так назвали?

Дело в том, что он очень прожорливый. Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю. «Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.

Так и зовут его с тех пор.

1

Построение текста-рассуждения 1. Думаю над вопросом, на который надо ответить. 2. Составляю тезис. 3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие. 4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие. 5. Записываю текст. 6. Проверяю текст. 7. Редактирую. 1

Построение текста-рассуждения

1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.

2. Составляю тезис.

3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.

4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.

5. Записываю текст.

6. Проверяю текст.

7. Редактирую.

1

Мы с вами узнали, как отличить текст-рассуждение, из каких частей он состоит. Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например: Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась. Это текст-рассуждение с элементами описания : 1

Мы с вами узнали, как отличить текст-рассуждение, из каких частей он состоит.

Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой.

Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:

Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.

Это текст-рассуждение с элементами описания :

1

Однажды мы увидели синицу. Она вся была точно нарисованная: головка черная, щечки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-желтая. Эта птица-синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щелку – охотилась за жучками. А потом она села на веточку да как запоет! Это текст- повествование с элементами описания   1

Однажды мы увидели синицу. Она вся была точно нарисованная: головка черная, щечки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-желтая. Эта птица-синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щелку – охотилась за жучками. А потом она села на веточку да как запоет!

Это текст- повествование с элементами описания  

1

Упражнение 182. Выполни самостоятельно, запиши в тетрадь  Докажи, что прочитал(а) текст-рассуждение. Можешь вос­пользоваться образцом рассуждения. Текст из упражнения 182 - это текст-рассуждение. Текст построен как тексты-рассуждения. В первой части .... Во второй части приводятся доказательства: ... и .... Завершается текст призывом автора - .... Я  уверен(а) , что это текст-рассуждение. 1

Упражнение 182. Выполни самостоятельно, запиши в тетрадь

Докажи, что прочитал(а) текст-рассуждение. Можешь вос­пользоваться образцом рассуждения.

Текст из упражнения 182 - это текст-рассуждение.

Текст построен как тексты-рассуждения. В первой части ....

Во второй части приводятся доказательства: ... и ....

Завершается текст призывом автора - ....

Я уверен(а) , что это текст-рассуждение.

1

Спасибо за внимание! До новых встреч! 1

Спасибо за внимание!

До новых встреч!

1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!