21 апреля
Понятие о тексте-рассуждении
2-б класс
1
Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.
Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?
Пример
Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.
Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?
Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.
1
Запомни.Важно
Прочитай текст из упр. 180.
Сколько частей в нем можно выделить? О чём говорится в первой части? Чему посвящена следующая?
Подумай, для чего даётся описание совы. Что содержится в заключительной части?
Сделай вывод, из каких частей состоит текст рассуждение.
Проверь себя.
Текст-рассуждение, как правило, состоит из трех частей:
- Утверждение или мысль, которая требует доказательства, объяснения.(ТЕЗИС)
2. Доказательство, объяснение.
3. Вывод и оценка автора.
1
Тезис – утверждение, которое нужно доказать .
К примеру:
Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.
Тезис можно начать словами:
Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..
Например:
Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.
Я думаю, что , когда я вырасту, стану врачом.
По-моему , по утрам надо делать зарядку.
Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?
Например:
Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?
Знаете ли вы , что у бегемота почти нет врагов?
1
Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.
На письме эти слова выделяются запятыми. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых , мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых , мне интересно учиться. В-третьих , у меня там много друзей.
Тезис – я люблю ходить в школу , доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.
Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что...
На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых , мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых , мне интересно учиться. В-третьих , у меня там много друзей.
Вот поэтому я люблю ходить в школу.
«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.
1
Примеры текстов-рассуждений
Задание 1.
Прочитайте текст, определите тезис, доказательство, вывод.
Кто на свете самый сильный?
Вы скажете: «кит» или «слон». Ошибаетесь, самое сильное живое существо – это муравей .
Во-первых , муравей способен переносить тяжести, в десять раз превышающие его собственный вес.
Во-вторых , муравьиная семья строит огромный дом-город, который уходит глубоко под землю.
Поэтому самый сильный на свете – муравей.
Задание 2.
Прочитайте предложения. Расставьте их в нужном порядке, чтобы получился текст-рассуждение.
Так и зовут его с тех пор. Дело в том, что он очень прожорливый.
«Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.
Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю.
Почему воробья так назвали?
Расставив предложения в нужном порядке, мы получим текст-рассуждение:
Почему воробья так назвали?
Дело в том, что он очень прожорливый. Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю. «Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.
Так и зовут его с тех пор.
1
Построение текста-рассуждения
1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.
2. Составляю тезис.
3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.
4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.
5. Записываю текст.
6. Проверяю текст.
7. Редактирую.
1
Мы с вами узнали, как отличить текст-рассуждение, из каких частей он состоит.
Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой.
Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:
Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.
Это текст-рассуждение с элементами описания :
1
Однажды мы увидели синицу. Она вся была точно нарисованная: головка черная, щечки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-желтая. Эта птица-синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щелку – охотилась за жучками. А потом она села на веточку да как запоет!
Это текст- повествование с элементами описания
1
Упражнение 182. Выполни самостоятельно, запиши в тетрадь
Докажи, что прочитал(а) текст-рассуждение. Можешь воспользоваться образцом рассуждения.
Текст из упражнения 182 - это текст-рассуждение.
Текст построен как тексты-рассуждения. В первой части ....
Во второй части приводятся доказательства: ... и ....
Завершается текст призывом автора - ....
Я уверен(а) , что это текст-рассуждение.
1
Спасибо за внимание!
До новых встреч!
1