СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о деепричастии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понятие о деепричастии»

Конспект урока русского языка в 7 классе. Урок № _____ дата ________

Учитель: Зеркаль Н.О.

Тема: Понятие о деепричастии.

Цели и задачи урока: образовательные: формирование знаний о грамматических особенностях деепричастий, месте и роли в речи; развивающие: формирование умения правильного употребления деепричастий в речи; умение работать с текстом; воспитательные: формирование умений и навыков самостоятельной работы.

УУД. Предметные: научиться различать деепричастия и глаголы в речи. Метапредметные. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе определения деепричастий. Коммуникативные: использовать языковые средства для речевых высказываний. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний о причастии.

Орфографическая разминка: талантливая импровизация, купленное в магазине, замешенное тесто, слышанная мною история, фигуры расставлены, незабываемое наслаждение, заставить задуматься, собственные чувства, растерянный взгляд.

  1. Постановка цели и задач урока.

- Мы закончили большую, сложную тему - «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня - это деепричастие.

- Какие цели вы поставите себе на этом уроке? (научиться находить деепричастия, узнать их отличительные особенности, расширять свой кругозор).

  1. Изучение нового материала.

На доске записываются два предложения.

Волны шуршали и набегали на берег.

Волны, шурша, набегали на берег.

Задание: найти грамматическую основу в каждом предложении.

- Какое затруднение у вас возникло в процессе этой работы? (не знают, к каким членам предложения отнести слово шурша).

- Почему у вас возник этот вопрос? (незнакомое слово, обозначает действие, похоже на глагол)

- Какое предложение выразительнее? (второе)

- Почему? (слово шурша добавляет образности, обозначает добавочное действие).

- Какой вопрос можно задать к слову шурша? (набегали как?)

- Какая часть речи отвечает на этот вопрос? (наречие).

- В чем особенность этой части речи? (не изменяется)

- Попробуйте задать еще один вопрос к этому слову (что делая).

- А к какой части речи мы можем задать похожий вопрос? (глагол, вопрос что делать?)

- Можем ли мы заменить это слово глаголом? (да)

- Как вы думаете, как называется эта часть речи? (деепричастие)

- В этом слове нам знакома вторая часть, а что обозначает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие.

История возникновения термина «деепричастие». Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (сравните: причастность); объяснить его можно как причастность к действию.

До ХVII века деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой нет! Вспомните, мы выяснили. Что краткие формы образуются только от страдательных причастий. Вот ее место заняли деепричастия.

Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Конечно, невозможно составить предложения из одних деепричастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию.

- Итак, деепричастие - особая форма глагола, наделенная признаками глагола и  наречия. Может быть, кто-нибудь, опираясь на полученные сведения, сможет вывести определение причастия?

Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы как? что делая? что сделав?

- Сравните, к какому лицу (предмету) относятся основное и добавочное действия.

Деепричастие, обозначающее добавочное действие, относится не только к сказуемому, но и к подлежащему. В предложении с деепричастием и глаголом-сказуемым может быть только одно действующее лицо.

Рубрика «Это интересно». Довольно распространённую и забавную ошибку, связанную с употреблением деепричастий, привёл А.Чехов в рассказе «Жалобная книга». Один из пассажиров записал в этой книге: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Поскольку действие, называемое деепричастием, и действие, называемое сказуемым, всегда относится к одному предмету, можно подумать, что к станции подъезжала... шляпа собственной персоной! (Из энциклопедии «Языкознание. Русский язык»)

Работа с учебником. Стр.74-75 (чтение правил)


  1. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Игра «Найди лишнее».

Улыбаюсь, улыбайся, улыбаясь. Крикнув, кричу, кричать. Прямо, нагло, не глядя.

- По какому принципу вы исключили лишнее слово?

  1. Образуйте от глаголов деепричастия, к которым подберите зависимые слова. Запишите по образцу. 0 б р а з е ц. Играть (с к е м?) – играя с друзьями.

Читать, обдумать, мечтать, нарисовать, обсудить, выполнять.

  1. Работа с упражнениями параграфа 22.

Упр.149 (устно) Определяют общие признака глагола и наречия.

Упр.150 (работа у доски) Определяют роль деепричастия в речи.

Вылетев из Африки в апреле к берегам отеческой земли, длинным треугольником летели, утопая в небе, журавли. Вытянув серебряные крылья через весь широкий небосвод, вёл вожак в долину изобилья свой немногочисленный народ.


Признаки глагола у деепричастия

  • Вместе с глаголом общее лексическое значение.

  • Отвечает на вопросы … …, напоминающие вопросы глагола.

  • Имеет… (вид)

  • Бывает… (возвратным)

  • Управляет как и глагол … (зависимыми словами: существительными, личными местоим.)

Признаки деепричастия, общие с наречием

  • Отвечает на вопрос … (как?)

  • Не… (изменяется: не склоняется и не спрягается).

  • В предложении бывает…(обстоятельством).

Роль деепричастия в речи

  • С помощью деепричастия можно… (живо, ярко, динамично, эмоционально и кратко) описать, дорисовать основное действие.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какую цель ставил(ла) для себя сегодня на уроке?

- Достиг(ла) ли я поставленной цели?

- Самый мой большой успех – это…

- Какие новые вопросы возникли для меня?


  1. Домашнее задание: выполнить упр. 151, знать теорию §22.

  1. Испугавшись, мышка юркнула под крыльцо.

  2. Разговорившись, пассажиры узнали друг о друге много интересного.

  3. Мы увидели, обернувшись, что бабушка всё еще стоит на крыльце.

  4. Краснея, она вышла из комнаты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!