Просмотр содержимого документа
«Понятие менеджмента. Развитие теории и практики менеджмента.»
Понятие менеджмента. Развитие теории и практики менеджмента.
План
1. Понятие и сущность менеджмента. Кго функции и принципы.
2. Развитие теории и практики менеджмента.
1. Понятие и сущность менеджмента
Управление – это целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую, с целью ее изменения или изменения ее поведения в определенном необходимом направлении .
Менеджмент – от латинского “manus” - рука.
Менеджмент — это совокупность современных технологий, принципов, методов, средств и форм управления, направленных на повышение эффективности работы различных предприятий.
Функции менеджмента — это виды управленческой деятельности, которыми занимаются руководители.
Планирование
Организация
Функции менеджмента
Мотивация
Контроль
Планирование. Менеджер определяет, к какому результату нужно прийти и как его достичь.
Организация. Менеджер распределяет задачи между сотрудниками и отделами и выделяет ресурсы на их выполнение.
Мотивация . Менеджер выясняет, как можно стимулировать работников, и выстраивает систему мотивации.
Контроль . Менеджер следит, чтобы всё шло по плану, и принимает меры, если что-то не получается.
Принципы менеджмента
- Принцип единоначалия (начальник один)
- Принцип экономичности предполагает достижение результатов с наименьшими затратами
- Принцип правильного подбора и расстановки кадров
- Принцип делегирования полномочий . Делегирование – передача власти, задания от руководителя к подчиненному
2. Развитие теории и практики менеджмента
- Считается, что управление зародилось в древнем Шумере , где возник слой жрецов-бизнесменов.
- Время древних шумеров называется первой управленческой революцией.
- Древний Египет: вопрос о целенаправленной организации человеческого труда, о децентрализации управления.
Вторая революция :
1670 год до нашей эры, деятельность царя Хамурапи, который силен не только своим сводом законов. Он оставил письменные документы о контроле и управлении .
Жёсткая необходимость не перекладывания ответственности на низовые звенья .
- Третья революция : связывают со временем Навуходоносора II (600-е годы до нашей эры). Произошло соединение государственных методов правления с контролем в области производства и строительства.
- Четвёртая революция: датируется 17-18 векам нашей эры и связана с появлением новых индустриальных методов в земледелии, промышленности, строительстве, говорящих об индустриальном прогрессе, зарождении капитализма.
- Пятая управленческая революция : конец XIX – начало XX века. Говорит о менеджменте как науке, которая имеет свой предмет и свои объективные законы. Таким образом, развитие менеджмента – это эволюционный процесс.
- Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) - основатель научной школы.
- 1911 год – книга “Принципы научного управления”.
Четыре принципа управления Фредерика Уинслоу Тейлора
- Научный подход к вычислению каждого элемента работы.
- Научный подход к набору персонала.
- Кооперация с работниками.
- Разделение ответственности за результаты труда.
- 1916 год - поставил вопрос о дисциплине управления и необходимости преподавания этой науки в учебных заведениях.
- Анри Фойоль считается классическим основателем школы научного управления. Он подходил не к чисто вертикальному разрезу в управлении, а говорил о функциях управления :
- планирование,
- организация,
- координация,
- контроль.
- В 20-е годы появляется очень много школ и направлений в России.
- Гастев, Розмирович, Витке и другие говорят о концепции “узкого места” .
- Богданов и Ерманский говорят о централизованном управлении .
Принципы:
- Демократический централизм.
- Единоначалие и коллегиальность.
- Научность.
- Ответственность.
- Территориальный подход.
Мэри Фоллетт и Элтон Мэйо – “школа человеческих отношений”.
Если не относиться к человеку достойно, то эффективность производства будет страдать.
Выделяют 8 основных школ:
- Научная классическая школа : 1895 – конец 1920.
- Школа человеческих отношений : начало 20-х – конец 50-х.
- Поведенческая школа : 1950 – 1990.
- Школа количественных методов : середина 50-х – середина 70-х.
- Школа системного подхода (эффект синергии) : середина 50-х – 90-е.
- Школа ситуационного подхода : конец 60-х – середина 70-х и до нашего времени.