Конспект урока по обществознанию
тема: «Понятие экономики»
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель преподавателя: рассмотреть экономическую сферу общественной жизни; знакомство с понятием «экономика», его многозначностью.
Цель ученика: знать характерные черты и признаки экономической сферы жизни общества.
Образовательные задачи:
- обеспечить усвоение учащимися определений новых понятий;
- сформировать у учащихся представления о характерных чертах и признаках экономической сферы жизни общества.
Развивающие задачи:
- обогащать словарный запас учащихся;
- формировать навыки сравнения и анализа социальных явлений;
- развивать способность к проблемному мышлению;
- продолжить формирование умения учащихся работать с текстом.
Воспитательные задачи:
- помочь детям раскрыть для себя личностный смысл изучаемого материала;
-воспитание экономической культуры.
Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации.
Основные понятия: экономика, потребность, потребитель, производство, производители, прибыль, бизнес, менеджер.
Оборудование:
учебник А.Г. Важенин, «Обществознание». М, «Академия», 2013;
компьютер с монитором;
презентация, подготовленная в программе «PowerPoint»;
практикум по обществознанию, учебники, раздаточный материал.
Программное обеспечение: PowerPoint.
Продолжительность урока: 45 минут.
1. Понятие экономики
Термин "экономика" произошел от древнегреческого "oikos" - дом, родина и "nomos" - учение, закон, отсюда - "oikonomia" - управление хозяйством. Он был впервые введен в научный оборот Аристотелем и обозначал искусство ведения домашнего хозяйства. В современном смысле слова экономика - это система, обеспечивающая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг в обществе. Это процесс, совершающийся между человеком и природой, человеком и другими членами общества, в котором люди приспосабливают вещество и силы природы, а также человеческий труд к удовлетворению своих потребностей. При этом экономическая сфера жизни связана не только с обеспечением материальной основы существования человека, но и является источником его творческого, духовного и социального развития (Дополнительный иллюстративный материал).
Можно выделить несколько значений понятия "экономика":
1) хозяйство в целом как сфера производительной деятельности человека, обеспечивающая его жизнь;
2) исторически определенная совокупность экономических отношений (национальная экономика);
3) научная дисциплина, изучающая возможность наиболее эффективного использования людьми ограниченных ресурсов. Она вообще оказалась необходимой в силу того, что потребности человека безграничны, а ресурсы ограниченны (Дополнительный иллюстративный материал). Экономика представляет собой искусство управления общественным хозяйством. Современная экономическая наука является систематизированным учением о сущности, целях, задачах, способах и законах функционирования экономической системы общества (Дополнительный иллюстративный материал). Ее корни возникли уже в странах Древнего Востока - колыбели мировой цивилизации, однако как целостное учение экономическая теория появляется, начиная с XVI-XVII вв., в период становления капиталистического товарного производства. Экономика относится к социальным наукам, хотя использует во многом методы естественных наук, прежде всего - математики. Политическая экономия изучает законы хозяйствования в рамках государства (А. Монкретьен, "Трактат политической экономии", 1615).
Как хозяйство экономика прошла длительный путь развития, впервые возникнув около 10 тыс. лет назад в результате осуществившейся неолитической революции, что было связано с переходом от присваивающей к воспроизводящей и, затем, к производящей экономике. Общественное разделение труда прошло следующие этапы:
1) возникновение сельского хозяйства;
2) возникновение ремесла;
3) появление торговли и купечества;
4) возникновение ростовщичества и банковского дела;
5) выделение управления (менеджмента) в самостоятельный вид деятельности.
Специализация явилась необходимым условием возникновения и функционирования рыночного хозяйства.
Известны четыре формы общественного хозяйства или типа экономических систем:
1. Традиционная или натуральная экономическая система. Натуральное хозяйство характеризуется тем, что в основном ориентировано на нужды внутреннего потребления, оно носит примитивный и ограниченный характер. Такой тип экономики господствовал в древности. В современной он тоже может присутствовать, однако занимает незначительное место.
2. Административно-командная, централизованная или плановая, свойственная для бывших и современных социалистических стран, а также для тоталитарных обществ, в которых государство и идеология, а не рынок и потребности граждан, определяют, что и сколько производить.
3. Рыночная экономика характерна для современных высокоразвитых стран.
4. Смешанная, синтезирует элементы рыночной экономики и государственного регулирования, когда механизм рынка активно дополняется деятельностью правительства. Она имеет две основные разновидности:
- современные развитые государства с социально ориентированной рыночной экономикой ("шведский социализм", например);
- страны с переходной экономикой от командно-административной к рыночной (государства на постсоветском пространстве, уже отказавшиеся от жесткой плановой системы, но еще не построившие цивилизованные рыночные отношения).
Функционирование экономики осуществляется по кругу: производство - распределение - обмен - потребление (Дополнительный иллюстративный материал). Производство имеет решающее значение для экономики, ибо если не создан продукт, то тогда нечего распределять, обменивать и потреблять (Дополнительный иллюстративный материал). Однако само производство является ответом на определенный социальный заказ, потребность, которая может иметь не только материальный характер. Современное производство включает в себя сферу, производящую материальные ценности и сферу услуг. В современной экономике соотношение между товарами и услугами получается в пользу услуг, отсюда и название современного развитого общества - "общество потребления". В развитых странах в сфере услуг заняты до 70% и более трудоспособного населения. В постиндустриальном обществе появляется еще одна область экономической деятельности, связанная с информацией.