СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полугодовая работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высокий уровень сложности

Просмотр содержимого документа
«Полугодовая работа»

Инструкция

по выполнению работы


Работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.

Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов

не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!














Вариант 2

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Орхидеи, появившись на Земле вместе с другими цветковыми растениями, начали активно развиваться 40 миллионов лет назад. (2)Чтобы не затеряться и не сгинуть среди тысяч других видов, орхидеям в борьбе за насекомых-опылителей пришлось проявить чудеса изобретательности. (3) заинтересовать пчёл, живущая на деревьях во влажных тропических лесах Бразилии орхидея привлекает их сильным дурманящим ароматом, потчует наркотическим средством, а затем «макает» в собственную ванну, чтобы задержать их и насильно заставить опылить цветок. (4)Другой

способ привлечения опылителей основан на имитации облика и запаха самки того же вида. (5)У многих европейских орхидей цветки своим размером, цветом, формой и расположением пятен похожи на самок насекомых. (6) Некоторые орхидеи выработали ложные приманки, основанные на пищевых инстинктах. (7) Их цветки имитируют

форму и расцветку медоносов, хотя и не содержат нектара. (8)Бабочки, привлечённые видом цветка, пытаются пить несуществующий нектар и при этом опыляют растения.

1.Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В борьбе за насекомых-опылителей орхидеям приходится проявлять чудеса изобретательности.

2) Орхидеи используют разнообразные способы привлечения насекомых-опылителей: издают аромат, выделяют наркотические средства, имитируют цвет и форму медоносов или запах самок опылителей.

3) Орхидеи имеют разнообразные формы цветков, что служит для привлечения опылителей.

4) В процессе эволюции для опыления орхидеи выработали такие средства привлечения насекомых, как выделение аромата и наркотических средств, имитацию форм цветка и выделения запаха самок опылителей.

5) У многих европейских орхидей цветки своим запахом, размером, цветом, формой и расположением пятен похожи на самок насекомых.

Ответ:__________________________

2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ:__________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧУДО (чудеса, мн. ч.). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЧУДО, -а, мн. чудеса, ср.

1) В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое. Свершилось чудо.

2) Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью. Чудеса героизма.

3) Удивительно, поразительно хорош (разг.). Погода сегодня — чудо.

4) В сочетании с другими существительными означает необыкновенный, выдающийся среди себе подобных (разг.). Чудо-ягода.

Ответ:__________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

пригУбить предвосхИтить опОшленный издрЕвле Иконопись гастронОмия ветеринАрия исподвОль

Ответ:__________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав

к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В романе показана жизнь как столичного, так и ПОМЕСТНОГО дворянства.

Мне так хочется сделать вам что-нибудь УГОДНОЕ и приятное.

Шубин отличался ФАНАТИЧЕСКОЙ верой в справедливость.

Судьба улыбнулась САДОВНИЧЕСКОМУ сыну, когда он поступил в университет.

Работа над вторым томом «Мёртвых душ», которая длилась десять лет, шла трудно, с перерывами и ДЛИТЕЛЬНЫМИ остановками.

Ответ:__________________________

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив

неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.

Вокруг источников воды на площади 50 гектаров проведена дезинфекция личинок комаров.

Ответ:__________________________

7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

(нет) ПОЛУТОРАСТА книг килограмм ПОМИДОРОВ ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ на улице ВЗДОХ облегчения СКРУПУЛЁЗНЫЙ подсчёт грущу ПО ВАС ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ситуация поздравительные АДРЕСА

Ответ:__________________________

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

(ошибка в управлении)

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении

предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение

предложения с прямой речью

1) В 1708 году Пётр I, чтобы упростить начертание букв русского алфавита, поэтому ввёл гражданский шрифт.

2) Местные жители горных районов Китая считают шапки из меха малых панд талисманом, гарантирующим счастливую семейную жизнь.

3) По мнению искусствоведа Ольги Киреевой: «Скорее всего, герой картины «Сватовство майора» не потомственный дворянин, а получил дворянское звание по выслуге вместе с майорскими майора».

4) В промежутках между купаниями в прозрачной воде можно полюбоваться прекрасными руинами храмов и амфитеатра древнеримского города Баэло-Клаудиа, раскопанными неподалёку.

5) На кинородине хоббитов, в Новой Зеландии, куда решил поселить этих мифологических существ режиссёр трилогии «Властелина колец» Питер Джексон, в июле солнечно, но в отдельных областях лежит снег.

6) На сгибе ручки ковша Большой Медведицы есть вторая звёздочка под названием Алькор, которую разглядят лишь те, кто не имеют проблем со зрением.

7) Можно сказать, что мозг людей стал стареть медленнее благодаря многообразной информационной среды.

8) Килт не только элемент исторического шотландского мужского костюма, но и многовековая традиция.

9) Цветы, казалось бы, самые нежные создания на планете, однако орхидеи пережили динозавров и несколько ледниковых периодов.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) авиакомпания; импровизация; горизонт; поглощать; поднимать;

2) строжайший; приземлённый; примирение (сторон); придираться (к другу); косой (взгляд);

3) приоритет; палисадник; привилегированный; голодание; примерять (костюм);

4) макать (в молоко); уравнение; равнина; застрочить (шов); обжигание;

5) отварить (картофель); растеряться (от неожиданности); спесивый (человек); сенокосилка; наслаждение.

Ответ:__________________________

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)(сделать) и_подтишка; чере_чур (строгий); бе_характерный; не_дешний; и_корёжить;

2) пр_сыщение; пр_вращаться; пр_небрежение; пр_ходящие (ценности); пр_дания (старины);

3) суб_ективный; четырех_этажный; пред_явить; с_экономленный; п_едестал;

4) под_тожить; небез_нтересный; без_звестный; пред_юльский; без_ллюзорный;

5) пр_одолеть (сложности); пр_ломление (лучей); пр_спокойно (спать); пр_мерзкая (погода); пр_образователь (тока).

Ответ:__________________________

11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) протал_нка; топл_во; напрасл_на; мес_во; меньш_нство;

2) нутри_вый; сельд_вый; гуттаперч_вый; форел_вый; ноздр_ватый;

3) парч_вый; кумач_вый; коробч_нка; казач_к; холщ_вый; ноч_вка;

4) узорч_тый; черепитч_тый; ступенч_тый; бревенч_тый; бороздч_тый;

5) масл_ные (руки); масл_ные (брюки); масл_ные (краски); масл_ное (пятно); масл_ная (каша).

Ответ:__________________________

12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) зашпакл_вать; коч_вать; посе_вший (пшеницу); налаж_вать; откле_ваться;

2) торжеств_вать; чувств_вать; бедств_вать; господств_вать; умств_вать;

3) купл_нный; допил_нный; достро_нный; обла_нный; скле_нный;

4) выкач_нная (из подвала бочка); замеш_нное (тесто); замасл_нный (пиджак); масл_ная (каша); навеш_нная (дверь);

5) много знач_т (для меня); (сумерки) брезж_т ; (кони тяжело) дыш_т; (башни) маяч_т ; (всадники) вскоч_т.

Ответ:__________________________

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я (НЕ) МОГ не заметить, что стоит мне подарить вымышленному герою живой эпизод из своего детства, как этот эпизод начинает тускнеть и стираться из моей памяти.

На левом, далеко (НЕ) ВЫСОКОМ берегу Волги, примерно в пятидесяти километрах выше Нижнего Новгорода, расположился древний Городец, основанный во второй половине XII века.

Здесь человеку, (НЕ) ВИДАВШЕМУ никогда ничего, кроме наших ровных степных местностей, в первый раз являются в тумане картины гор, жёлтых, лиловых, серых, смотря по освещению солнца и расстоянию.

Мальчик от рождения (НЕ) ДОСЛЫШАЛ и очень страдал от этого.

Аркадий чувствовал восторженность и вследствие этого позволял себе разные отступления от правил: знакомился с лицами, (НЕ) ПРИНАДЛЕЖАВШИМИ к высшему свету, и вообще держался вольно и просто; но в душе он был холоден.

Ответ:__________________________

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Я ТАК (ЖЕ) заинтересован в выполнении работы не (НА) СПЕХ, как и вы.

(В) СЛЕДСТВИЕ холодов в садах вымерзли яблони, (ПО) ЭТОМУ надо посадить новые.

Эти симпатичные (ПОЛУ) САПОЖКИ стоят (В) МЕРУ дорого.

Во ЧТО (БЫ) то ни стало я хочу ТО (ЖЕ) поехать в Париж.

(В) ПРОДОЛЖЕНИИ романа сюжетная линия заметно изменилась, но читатели встретили (ТЕХ) ЖЕ героев.

Ответ:__________________________

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Некраше(1)ые деревя(2) ые стены, чище(3)ая-перечище(4)ая мебель, наохре(5)ые полы, стари(6)ые стулья, перекова(7)ые в венские, и даже драоце(8)ый сундук издавали запах сухого дерева, прижжё(9)ого рдя(10)ым утре(11)им солнцем.

Ответ:__________________________

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений

1) Обрушился огонь орудий и целых три часа подряд не разговаривали люди и били пули невпопад.

2) Весь вечер Ленский был рассеян то молчалив то весел вновь.

3) До самой осени нещадно палит раскаленное Аральское небо и веет по степи ураганный ветер испепеляя все вокруг.

4) Только под самый новый год мороз сковал землю как следует и зима стала властвовать повсюду: застилала просторы новыми и новыми отбеленными полотнами обкладывала хаты и хлева сугробами перерезала улицы белыми горами.

5) Скоро у скворчонка отрос длинный хвост и крылья обросли жесткими черным перьями.

Ответ:__________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Барский дом, одноэтажный (1) длинный и неуклюжий (2) в котором был мезонин с полукруглым окном посередине (3) выкрашенный темно-желтой краской, этот странный дом с зелеными ставнями и красной крышей (4) окруженный служебными постройками (5) и покривившимся (6) некрашеным решетчатым забором (7) стоял несколько в стороне от деревни (8) перед небольшим прудом (9) поросшим осокой (10) и с одного края подернутым плесенью.

Ответ:__________________________

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы),

на месте которой (-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Спокойно потягивает трубочку смуглый, коренастый капитан (1) по-видимому (2) итальянец или грек. По-видимому (3) опасаясь снежных заносов, руководитель группы отменил восхождение на вершину горы. Ребёнок, испугавшийся (4) по-видимому (5) лошади, подбежал к матери.

Ответ:__________________________

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Изредка какой-нибудь погонщик встрепенется от дум (1) вспомнит (2) что впереди него идут (3) вверенные ему быки (4) и (5) чтобы показать себя занятым человеком (6) со всего размаха ударит палкой по спине быка (7) что не вызовет никакой реакции у животного (8) но ещё сильнее разозлит самого погонщика.

Ответ:__________________________

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Большая разъехавшаяся хата (1) в которой помещалась бурса (2) была решительно пуста (3) и (4) сколько философ ни шарил во всех углах (5) и даже ощупал все дыры и западни в крыше (6) он нигде не отыскал ни куска сала (7) или (8) по крайней мере (9) старого книша (10) что (11) по обыкновению (12) запрятываемо было бурсаками.

Ответ:__________________________

21. Найдите предложения, в которых ЗАПЯТАЯ (-ые) ставится (-ятся) ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Орхидейный богомол, как и все его родственники, имеет удивительную способность маскироваться. (2)Он копирует как цвет цветка, так и форму его сердцевины, практически полностью сливаясь с растением. (3)Камуфляж орхидейного богомола, вероятно, не только обманывает потенциальных хищников, но и помогает помочь поймать добычу — насекомых. (4)Богомол карабкается вверх и вниз по веткам растения, пока не найдёт ту, на которой есть цветы. (5)Он держится за них с помощью коготков двух задних пар ног. (6)Затем качается из стороны в сторону, и вскоре на него и вокруг него приземляются различные мелкие мухи, привлечённые маленьким чёрным пятном на конце брюшка, напоминающим мушку. (7)Когда рядом

садится муха покрупнее, богомол сразу ловит и ест её.

Ответ:___________________________________________


Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1) Одной из загадок в истории существования всего живого на Земле является появление крылатых насекомых. (2) В летописи окаменелостей они начинают фигурировать примерно 300 миллионов лет назад (в отличие от обычных насекомых — 435-410 миллионов).(3) Убелённые сединами приверженцы эволюционной теории не без затруднения и не очень складно объясняют процесс развития крыльев у насекомых, их волшебные летательные возможности. (4) К чему это я? (5) А к тому, что человек издавна устремлял свой тоскующий взгляд на всё, что могло легко и запросто летать, кружить и порхать над его головой. (6) Оттого-то с древних времён он строил, склеивал, сколачивал и собирал немыслимые конструкции и приспособления для собственного воспарения. (7) И в самом деле, следя за невероятными кульбитами ласточек и стрижей над речной волной, наблюдая за фантастическими пируэтами гоняющихся за мошкарой стрекоз или, скажем, ловко вальсирующей меж цветками куста шиповника пчелы, мы, признаемся, нередко с восхищением вопрошаем: неужели такое возможно? (8) Какое же это чудо! (9) Вот бы и нам, людям, так! (10) Однако ж, увы... а ведь считается, что человек — вершина эволюции! (11) Ну, или Божьего замысла... (12) Нет, конечно, человечество научилось летать на монгольфьерах, самолётах, вертолётах и ракетах, но этого ему, очевидно, мало. (13) Человеку хочется именно ЛЕТАТЬ так, как это делают птицы, мотыльки, жуки, стрекозы! (14)Но подвластно ли сие «рождённому ползать»?

(15) Одним из первых, кто в этом смысле бросил вызов и природе, и высшему разуму, был великий Леонардо да Винчи. (16) Его несколько блестящих проектов «орнитоптеров» и других летательных машин, в том числе и вертолёта, и парашюта, опередили его время и, безусловно, дали благотворный импульс для развития авиации, а также летательных возможностей человека. (17) Впрочем, Леонардо не был бы великим, если бы всё-таки не понял тщету своих усилий в разработке подвижного крыла, работающего только лишь при помощи человеческой мускулатуры. (18)Так что вернуться к махолётам неугомонные мечтатели и безумцы смогли лишь в двадцатом веке, когда появились сравнительно компактные энергетические и силовые установки. (19)Между тем о перемещениях человека в воздушном пространстве без помощи сложных устройств разговоры идут давно, например, о левитации — перемещении человека во времени и пространстве. (20)К месту здесь будет вспомнить и танцы мистиков — дервишей, умеющих во время своих невероятных кружений взлетать к божественному миру и Богу, а затем возвращаться на землю. (21) Так сможет ли человек, уповая даже на самые современные достижения науки, техники и прогресса, летать, как птица или насекомое? (22) Вопрос сложный... (23) А может быть, он, человек, не там ищет? (24) Прислушаемся к любопытным замечаниям некоторых учёных и исследователей, которые резюмируют, что эволюция крылатых насекомых есть тайна, не имеющая объяснения. (25) Что их появление было внезапно и что самые древние экземпляры имеют ту же структуру, что и их родственники, живущие в XXI веке. (26) Что летопись окаменелостей указывает на то, что их сложное эволюционное продвижение (если оно было) произошло так быстро, что данный факт противоречит собственно эволюционной теории... (27)Что всё было однажды сделано полностью функциональным с самого начала. (28) Что, наконец, «все свидетельства указывают на РАЗУМНЫЙ дизайн полёта насекомых — его форму, функцию и создание».

(29)Так полетим мы, как ОНИ? (30) Думаю, полетим. (31)С одним условием: ежели это будет угодно самим НЕБЕСАМ... (По Г. Рогову*)

*Герман Рогов — современный публицист.

22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Учёные, исповедующие эволюционную теорию, достоверно объясняют процесс развития крыльев у насекомых.

2) Леонардо да Винчи был одним из первых, кто опередил своё время, создал талантливые проекты летательных машин.

3) Человек научился летать без подражания летающим насекомым, то есть пошёл своим путём.

4) Эволюция крылатых насекомых уже не является загадкой для современной науки.

5) Человеку хочется летать, не используя летательные аппараты, как это делают насекомые и птицы.

Ответ:__________________________

23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Тезис, высказанный в предложении 21, доказывается в предложении 22.

2) В предложениях 12-13 представлено рассуждение.

3) В предложениях 1-3 представлено описание.

4) На обобщающий сказанное вопрос в предложении 29 даётся ответ в предложениях 30-31.

5) Предложение 6 указывает на причину того, что о чём говорится в предложении 5.

Ответ:__________________________

24. Из предложений 8-15 выпишите фразеологизм.

Ответ:__________________________

25. Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которая(-ые) связано(- ы) с предыдущими с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(ий).

Ответ:__________________________

26. «Торжественно-ироничный стиль текста ощущается благодаря использованию такого тропа, как А___ (например, тоскующий взгляд в предложении 5, неугомонные мечтатели и безумцы в предложении 18), и такого лексического средства, как Б____(например, вопрошаем в предложении 7, сие в предложении 14, ежели в предложении 31). В то же время ореол загадочности поднимаемой автором проблемы, имеющей для него важный смысл, выражается в использовании такого приёма, как В _____ (предложения 10-11, 24-28, 30-31). Текст заряжен интонационной экспрессией, что проявляется в мастерском использовании такого синтаксического средства, как Г______ (предложения 8-10, 13)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов 2) неполные предложения

3) парцелляция 4) восклицательные предложения

5) устаревшие слова 6) риторические вопросы

7) эпитеты 8) диалектизмы 9) метафора

Ответ:

А

Б

В

Г







Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, что каждый ответ записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.


Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!