СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная полугодовая работа по русскому языку в 8 классе (1 вариант с ответами)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная полугодовая работа по русскому языку в 8 классе  (1 вариант с ответами).

Просмотр содержимого документа
«Контрольная полугодовая работа по русскому языку в 8 классе (1 вариант с ответами)»

Русский язык, 8 класс

Вариант 1

Часть 1

Ответами на задания 1-16 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. скОльких

  2. премировАть

  3. форзАц

  4. звонИт

Ответ:________________________.


  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Темнота уже не смогла (В)НОВЬ стать ТАКОЙ(ЖЕ) пугающей, как всего минуту назад.

Искатель корня жизни приютил меня, покормил, не спрашивая, (ОТ)КУДА я и ЗА(ЧЕМ) сюда пришел.

Бабушкина варёная кукуруза ТО(ЖЕ) пахла (ПО)СВОЕМУ.

Ответ:___________________


  1. Выпишите составное глагольное сказуемое из приведённых ниже предложений.

Природа полярных сияний продолжает волновать учёных.

В небольшом пустом зале было абсолютно светло.

Идея была действительно блестящая по многим причинам.

Ответ:___________________


  1. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить тире.

  1. Чистые пруды средоточие самого прекрасного, чем было исполнено моё детство.

  2. Красные большие цветы словно ярко пылающие костры.

  3. Говорить бездумно стрелять наугад.

  4. Искусство со стороны своего содержания есть выражение исторической жизни народа.

Ответ:___________________


  1. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Читал он по складам и писать почти вовсе не умел зато счетом владел отменно.

  2. Ни сплести вершу ни обделать рукоятку для кнута ни вырезать палку ни просто так задумчиво построгать палочку невозможно без складного ножа.

  3. Вдруг сторож подошёл и брякнул на стол тяжёлый ключ и измятый голубой конверт.

  4. Каждое задание здесь либо несоразмерно либо незавершенно либо искажено излишествами.

  5. Лес Надежды Филаретовны ценен не только своей близостью к будущей стройке но и особым качеством.

Ответ:___________________


  1. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Вскоре после окончания школы он заболел (1) кажется (2) сыпным тифом. Такое утверждение (3) кажется (4) нам очень странным.

Ответ:____________________


  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами



1) Совершая необдуманные поступки, людям трудно вовремя остановиться.

  1. 2) Нас всегда удивляла забота и внимание к детям в этой маленькой деревенской школе.

  2. 3) Крылов пишет и обличает в баснях раболепство и преклонение перед иностранщиной.

  3. 4) Типичный пример русской усадьбы – усадьба Трубецких на улице Усачева, недалеко от станции метро «Фрунзенской».

  4. 5) Оказавшись в доме незнакомых людей, я поначалу жутко стеснялся.

  5. 6) Обосновавшись на Земле ещё в неимоверно далёкую бескислородную эпоху, неприхотливые водоросли первоначально были типичными анаэробами и довольствовались одним лишь азотом.

А

Б

В

Г





Ответ:



Прочитайте текст и выполните задание 8-17.

(1)Одна из бесчисленных деревень. (2)Не лучше и не хуже других. (3)Но выбор наш не случайный – в этой деревне родился Михаил Васильевич Ломоносов.

(4)Время не пощадило ничего, кроме маленького пруда, вырытого отцом академика. (5)В пруду семья Ломоносовых держала к столу карасей. (6)Вон там, у дороги, темнеет ёлка, как раз против неё и находится этот пруд, поросший лозинками. (7)За прудом справа – домик-музей. (8)Он построен как раз на том месте, где когда-то стояла изба Ломоносовых. (9)Слева белеет Двина, вернее, один из многих её рукавов, называемый тут Курополка. (10)По реке вниз уходили когда-то на промысел зверобои. (11)По реке мимо этой деревни не один раз проплывал Петр I. (12)Увидев его в этом месте, соседнее село Холмогоры било в колокола и палило из пушек.

(13)Деревня называлась Денисовкой, а сегодня именуется Ломоносово.

(14)Ломоносов… (15)При этом слове мы сразу же вспоминаем человека в белом завитом парике, румяного и полнолицего. (16)Мы так привыкли к этому образу, что иного Ломоносова не представляем. (17)А ведь был и без парика Ломоносов. (18)В маленьком деревенском музее долго стоишь именно перед этим портретом Ломоносова без парика. (19)В этом лице легче разглядеть русского парня, выраставшего на краю деревянной России. (20)Деревянные избы. (21)Деревянные прялки, посуда, лодки. (22)Рыбацкие сети, светец для лучины… (23)В окошко музея видны берег реки, поросший красным ивовым хворостом, оттаявший косогор и посиневший лёд на реке. (24)И не так уж много надо воображения, чтобы представить себе идущего с веслом парня по имени Михайло… (25)И, конечно, вот этот Ломоносов без парика писал о начале своей дороги в Москве: «(26)Несказанная бедность… (27)В день на денежку хлеба и на денежку квасу… (28)Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван, лет в двадцать пришёл латыни учиться».

(29)Так начинался первый наш академик. (30)В деревенском музее любовно собраны свидетельства всех деяний великого земляка. (31)Сегодня даже просто перечислить всё сделанное великим человеком представляет немалую трудность. (32)Но есть у Ломоносова три достоинства, особенно близкие сердцу русского человека. (33)Ломоносов был верным и преданным сыном России. (34)И был он высоким гражданином Отечества. (35)Умел за себя постоять и не дорожить ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей. (36)Послушайте, как пишет он Шувалову, высокому своему патрону, который вздумал было над ним шутить: «(37)Я, ваше высокопревосходительство, не только у вельмож, но даже у господа моего бога дураком быть не хочу». (38)Эти строчки мы находим у Пушкина, который высоко чтил Ломоносова и которому, кстати, принадлежат слова: «(39)Он был первым нашим университетом».

(40)И особая наша гордость: университет начинался в мужицкой избе. (41)Не каждый из нас посвящён в подробности его трудов. (42)Но каждому со школьных уроков известен великий путь от деревенской избы к высотам науки, поэзии и гражданственности.

(43)В музее хранится макет старой Денисовки: несколько домиков, засыпанных снегом, дорога. (44)По дороге с рыбным обозом ушёл в Москву юноша Ломоносов. (45)Он ни разу потом не был в родной деревне. (46)И вернулся сюда отлитым в бронзе. (47)Бронзовый Ломоносов сидит на камне перед входом в деревенскую школу.

(По В.М. Пескову*)

*Василий Михайлович Песков (1930 – 2013 гг.) – писатель, журналист и фотокорреспондент, тележурналист. Ведущий программы «В мире животных» (1975 – 1990), путешественник.


  1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Какой факт из биографии Ломоносова особенно памятен каждому русскому человеку»? Укажите номер этого предложения.

(31)Сегодня даже просто перечислить всё сделанное великим человеком представляет немалую трудность.

(11)По реке мимо этой деревни не один раз проплывал Петр I.

(44)По дороге с рыбным обозом ушёл в Москву юноша Ломоносов.

«(37)Я, ваше высокопревосходительство, не только у вельмож, но даже у господа моего бога дураком быть не хочу».

Ответ:_______________________


  1. Какие стиль и тип речи представлены в предложениях 4-12? Напишите номера правильных ответов.

Стили

  1. художественный стиль

  2. публицистический стиль

  3. научный стиль

  4. разговорный стиль


Типы речи

  1. описание

  2. повествование

  3. рассуждение

  4. описание и рассуждение

  5. повествование и описание

Стиль

Тип(ы) речи



Ответ:



  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова «дорога». Определите значение, в котором употреблено это слово в двадцать пятом (25) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ДОРОГА, -и, ж.

  1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная, шоссейная, грунтовая, проселочная дорога. Большая дорога (грунтовая дорога между крупными или отдаленными друг от друга населенными пунктами: устар.) Обочина дороги. При дороге (около дороги).

  2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому. Не знать дороги.

  3. Путешествие: пребывание в пути. Устал с дороги. Взять еды на дорогу. В дороге было много интересного. Всю дорогу проспал (во время всего пути).

  4. перен. Образ действий, направление деятельности. Труд – дорога к успеху. Быть на хорошей (верной, плохой) дороге. Идти своей дорогой (по избранному пути).

Ответ:__________________________


  1. В каком предложении средством речевой выразительности является метонимия? Напишите номер этого предложения.

(17)А ведь был и без парика Ломоносов.

(12)Увидев его в этом месте, соседнее село Холмогоры било в колокола и палило из пушек.

(22)Рыбацкие сети, светец для лучины…

(5) В пруду семья Ломоносовых держала к столу карасей.

Ответ:_________________________


  1. Из предложения 30 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответ:_________________________


  1. Выпишите грамматическую основу предложения 34.

Ответ:_________________________


  1. Среди предложений 17-22 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________


  1. Установите соответствие между предложениями, взятыми из текста, и их синтаксической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Время не пощадило ничего, кроме маленького пруда, вырытого отцом академика.

Б) Увидев его в этом месте, соседнее село Холмогоры било в колокола и палило из пушек.

В) «Я, ваше высокопревосходительство, не только у вельмож, но даже у господа моего бога дураком быть не хочу».


СИНТАКСИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

  1. Простое предложение, осложнённое обращением и однородными членами.

  2. Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и однородными членами.

  3. Простое предложение, осложнённое вводным словом.

  4. Просто предложение, осложнённое обособленными уточняющим дополнением и определением.

А

Б

В




Ответ:



  1. Среди предложений 4-12 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи указательной частицы и указательного наречия. Напишите номер этого предложения.

Ответ:__________________________


Часть 2

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 17.1 или 17.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 17.1 или 17.2


17.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного писателя и литературоведа Корнея Ивановича Чуковского: «Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.И. Чуковского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


17.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «И особая наша гордость: университет начинался в мужицкой избе».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Система оценивания


Часть 1


За выполнение каждого из заданий 1-16 (кроме заданий 4, 5, 7, 9 и 15) выставляется 1 балл при условии, что дан правильный ответ. В случае неверного ответа или его отсутствия выставляется 0 баллов.

В задании 2, где в качестве ответа записывается два слова, 1 балл выставляется, если верно указаны все слова. Порядок слов в ответе при оценивании не учитывается.

В задании 6, где в качестве ответа записывается несколько цифр, 1 балл выставляется, если верно указаны все цифры. Порядок цифр в ответе при оценивании не учитывается.

Если даны два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается.

За выполнение заданий 4, 5 и 9 выставляется от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру обучающийся получает по 1 баллу. Если обучающийся верно указал только одну цифру, то выставляется 1 балл, а если неверно указаны обе цифры – 0 баллов. Порядок цифр в ответе при оценивании не учитывается.

За выполнение задания 7 (задание на соответствие) выставляется от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру обучающийся получает по 1 баллу. Порядок цифр в ответе при оценивании учитывается.

За выполнение задания 15 (задание на соответствие) выставляется от 0 до 3 баллов. За каждую верно указанную цифру обучающийся получает по 1 баллу. Порядок цифр в ответе при оценивании учитывается.

Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший 16 заданий первой части работы, – 24 балла.

Ключи


Вариант 1

Макс. балл

1

форзац

1 балл

2

откуда, зачем

1 балл

3

продолжает волновать

1 балл

4

1,3

2 балла

5

1,5

2 балла

6

1,2

1 балл

7

А4, Б1, В2, Г3

4 балла

8

44

1 балл

9

2,5

2 балла

10

4

1 балл

11

12

1 балл

12

любовно собраны

1 балл

13

он был гражданином

1 балл

14

19

1 балл

15

А4, Б2, В1

3 балла

16

6

1 балл


Система оценивания

Часть 2

Проверка задания 17.1


Ответ на задание 17.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) оценивается по следующим критериям.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Баллы

С1К1

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос


Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет.

2

Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса.

1

Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне.

Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

или

тезис не доказан.

или

дано рассуждение вне контекста задания,

или

тезис доказан на бытовом уровне.

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов


Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте.

3

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

или

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль одного из них,

или

экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте.

2

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте.

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента из текста, иллюстрирующего тезис,

или

Экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста.

0

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.


0

С1К4

Композиционная стройность работы


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена 1ошибка в построении текста.

1

В работе допущено 2 ошибки и более в построении текста.

0


Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого


С1К5

Соблюдение орфографических норм


Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1ошибки.

2

Допущено 2-3 ошибки.

1

Допущено 4 ошибки и более.

0

С1К6

Соблюдение пунктуационных норм


Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущено 3-4 ошибки.

1

Допущено 5 ошибок и более.

0

С1К7

Соблюдение грамматических норм


Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

2

Допущено 2 ошибки.

1

Допущено 3 ошибки и более.

0

С1К8

Соблюдение речевых норм


Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущено 3-4 ошибки.

1

Допущено 5 ошибок и более.

0

С1К9

Фактическая точность письменной речи


Фактических ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов нет.

2

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов.

1

Допущено 2 ошибки и более в изложении материала или в употреблении терминов.

0


Максимальное количество баллов

19


Проверка задания 17.2

Ответ на задание 17.2 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста) оценивается по следующим критериям.


Критерии оценивания развернутого ответа (сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста) С2

Баллы

С2К1

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос на основе интерпретации текста.


Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос. Ошибок в интерпретации текста нет.

2

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но допустил 1 ошибку в его интерпретации.

1

Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос,

или

экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста.

0

С2К2

Наличие примеров-аргументов


Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют обоснованному ответу на поставленный вопрос.

3

Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует обоснованному ответу на поставленный вопрос.

2

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста.

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, соответствующего обоснованному ответу на поставленный вопрос,

или

приведённые экзаменуемым примеры-аргументы не соответствуют обоснованному ответу на поставленный вопрос.

0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

С2К4

Композиционная стройность работы


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена 1ошибка в построении текста.

1

В работе допущено 2 ошибки и более в построении текста.

0

С2К5

Соблюдение орфографических норм


Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1ошибки.

2

Допущено 2-3 ошибки.

1

Допущено 4 ошибки и более.

0

С2К6

Соблюдение пунктуационных норм


Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущено 3-4 ошибки.

1

Допущено 5 ошибок и более.

0

С2К7

Соблюдение грамматических норм


Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

2

Допущено 2 ошибки.

1

Допущено 3 ошибки и более.

0

С2К8

Соблюдение речевых норм


Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущено 3-4 ошибки.

1

Допущено 5 ошибок и более.

0

С2К9

Фактическая точность письменной речи


Фактических ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов нет.

2

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов.

1

Допущено 2 ошибки и более в изложении материала или в употреблении терминов.

0


Максимальное количество баллов

19


Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулем баллов по всем критериям проверки (СК1-СК9).

Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании17 выполняемого варианта, по всем критериям проверки оценивается нулем баллов.


При оценке грамотности (СК5-СК8) следует учитывать объём сочинения.

Указанные в таблицах нормативы применяются для проверки и оценки сочинения, объём которого составляет 70 слов и более.

Если объём развернутого ответа составляет 50-69 слов, то по каждому из критериев СК5-СК9 не ставится больше 1 балла:

СК5 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

СК6 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

СК7 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

СК8 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в сочинении в целом насчитывается менее 50 слов, то такая работа по критериям СК5-СК9 оценивается нулём баллов.


Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся за выполнение 2 части работы, – 19 баллов.


Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся за выполнение всей работы, – 43 балла.



Шкала перевода первичных баллов в школьную оценку


Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Интервал баллов

0 – 18

19 – 33

34 – 39 (не менее 4 баллов по критериям СК5-СК8)

40 – 43 (не менее 6 баллов по критериям СК5-СК8)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!