СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положительные герои комедии Фонвизина "Недоросль"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Положительные герои комедии Фонвизина "Недоросль"»

Положительные герои комедии и их конфликт с миром Простаковых и Скотининых.

Положительные герои комедии

и их конфликт

с миром Простаковых и Скотининых.

“  Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”. Ж.-Б. Мольер “  Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…”   (Н.В. Гоголь) Жан-Батист Мольер  (1622-1673г.г.) – комедиограф Франции Гоголь Николай Гоголь 1809 -1852 “  Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры”  (В.Г. Белинский) Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848)

“  Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.

Ж.-Б. Мольер

“  Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…” 

(Н.В. Гоголь)

Жан-Батист Мольер 

(1622-1673г.г.) – комедиограф Франции

Гоголь Николай Гоголь

1809 -1852

“  Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры” 

(В.Г. Белинский)

Виссарион Григорьевич

Белинский

(1811–1848)

ВИКТОРИНА НА ЗНАНИЕ КОМЕДИИ Где происходит действие комедии? в имении Простаковой Кто по социальному происхождению Простакова? дворянка, помещица Кем Простаковой приходится Скотинин? братом Кем Простаковой приходится Софья? воспитанницей, дальней родственницей Кем Софье приходится Стародум? дядей

ВИКТОРИНА НА ЗНАНИЕ КОМЕДИИ

Где происходит действие комедии?

в имении Простаковой

Кто по социальному происхождению Простакова?

дворянка, помещица

Кем Простаковой приходится Скотинин?

братом

Кем Простаковой приходится Софья?

воспитанницей, дальней родственницей

Кем Софье приходится Стародум?

дядей

Как зовут учителей Митрофана? Цифиркин, Вральман, Кутейкин Кто такая Еремеевна? няня Митрофана Как зовут жениха Софьи? Милон Кто такой Правдин? представитель закона, который приехал, чтобы навести порядок в имении Простаковой

Как зовут учителей Митрофана?

Цифиркин, Вральман,

Кутейкин

Кто такая Еремеевна?

няня Митрофана

Как зовут жениха Софьи?

Милон

Кто такой Правдин?

представитель закона, который приехал, чтобы навести порядок в имении Простаковой

Какое любимое занятие Митрофана? (гонять голубей на голубятне) Сколько женихов у Софьи и кто они? Милон Митрофан Скотинин

Какое любимое занятие Митрофана?

(гонять голубей на голубятне)

Сколько женихов у Софьи и кто они?

Милон

Митрофан

Скотинин

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ СЛОВА: (Простакова) «А ты, скот, подойди поближе.» «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил». (Еремеевна) «Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». (Скотинин) «Прочтите его сами! … Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». (Простакова) «Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление». (Стародум)

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ СЛОВА:

(Простакова)

«А ты, скот, подойди поближе.»

«Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил».

(Еремеевна)

«Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой».

(Скотинин)

«Прочтите его сами! … Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».

(Простакова)

«Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление».

(Стародум)

ВСПОМНИМ ТЕОРИЮ! Что такое сатира? Что такое конфликт? Что такое комедия? острое проявление комического, высмеивающее и обличающее общественные пороки Жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие или нравственные пороки

ВСПОМНИМ ТЕОРИЮ!

Что такое сатира?

Что такое конфликт?

Что такое комедия?

острое проявление комического, высмеивающее и обличающее общественные пороки

Жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие или нравственные пороки

КОНФЛИКТ КОНФЛИКТ - (от лат. conflictus - столкновение) - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения. Конфликт выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. Развитие конфликта приводит в движение сюжетное действие.  Конфликт может быть разрешимым или неразрешимым (трагический конфликт), явным или скрытым, внешним (прямые столкновения характеров) или внутренним (противоборство в душе героя).

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ - (от лат. conflictus - столкновение) - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения. Конфликт выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней

борьбе героя с самим собой. Развитие конфликта приводит в движение сюжетное действие.

Конфликт может быть разрешимым или неразрешимым (трагический конфликт), явным или скрытым, внешним (прямые столкновения характеров) или внутренним (противоборство в душе героя).

 Существуют сюжеты, основанные лишь на внутренних конфликтах («психологические», «интеллектуальные»), в основе действия в них лежат не события, а перипетии чувств, мыслей, переживаний. В одном произведении может быть сочетание разных типов конфликтов. Резко выраженные противоречия, противоположность действующих в произведении сил, называется КОЛЛИЗИЕЙ.

Существуют сюжеты, основанные лишь на внутренних конфликтах («психологические», «интеллектуальные»), в основе действия в них лежат не события, а перипетии чувств, мыслей, переживаний. В одном произведении может быть сочетание разных типов конфликтов.

Резко выраженные противоречия, противоположность действующих в произведении сил, называется КОЛЛИЗИЕЙ.

Виды художественного конфликта комический трагический героический сатирический «высокое» сталкивается с «высоким» (внутренний разлад Гринева) «низкое» сталкивается с «низким» «высокое» противостоит «низкому» «низкое» пытается одолеть «высокое»  (упрёки, которые г-жа Простакова бросает Софье: негоже, мол, приличной девушке уметь читать) ( потасовка Скотинина с Митрофаном, поссорившихся о Софье, точнее – о её приданом)

Виды художественного конфликта

комический

трагический

героический

сатирический

«высокое» сталкивается с «высоким»

(внутренний разлад Гринева)

«низкое» сталкивается с «низким»

«высокое» противостоит «низкому»

«низкое» пытается одолеть «высокое»

(упрёки, которые

г-жа Простакова бросает Софье: негоже, мол,

приличной девушке уметь читать)

( потасовка Скотинина с Митрофаном, поссорившихся о Софье, точнее – о её приданом)

Кто и кому противостоит в комедии? Отрицательные персонажи – просвещению, закону Положительные персонажи – невежеству, беззаконию Что и чему противостоит в комедии? Просвещение, закон — невежеству, беззаконию. Добро — злу.

Кто и кому противостоит в комедии?

Отрицательные персонажи – просвещению, закону

Положительные персонажи – невежеству, беззаконию

Что и чему противостоит в комедии?

Просвещение, закон — невежеству, беззаконию.

Добро — злу.

Перечислите положительных и отрицательных персонажей комедии. Отрицательные герои Положительные герои Д. И. Фонвизин

Перечислите положительных и отрицательных

персонажей комедии.

Отрицательные герои

Положительные герои

Д. И. Фонвизин

"Недоросль"

Тарас

Скотинин

Правдин

Софья

Простакова и

Простаков

Каковы ценности

отрицательных и положительных

героев?

Милон

Стародум

Митрофан Простаков

Честность,

любовь к родине, высокая мораль, образованность.

Деньги,

положение в обществе, физическая сила.

Представители

«СТАРОГО ДВОРЯНСТВА»

Поддерживают идеи ПРОСВЕЩЕНИЯ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ Софья происходит из честной дворянской семьи, образована. Она считает, что почёт и богатство должны доставаться трудами. Образы Правдина и Милона – примеры исполнения дворянского долга перед Отечеством. Правдин Софья Милон Стародум Стародум осуждает нравы екатерининского двора. Он по своему мировоззрению – носитель идей русского дворянского Просвещения. Стародум служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойдён наградой. Её получил его бывший приятель, граф, отказавшийся ехать в действующую армию. Выйдя в отставку, Стародум пытается служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но остаётся верен своим идеалам. Он является вдохновителем борьбы с Простаковой.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ

Софья происходит из честной дворянской семьи, образована. Она считает, что почёт и богатство должны доставаться трудами.

Образы Правдина и Милона – примеры исполнения дворянского долга перед Отечеством.

Правдин

Софья

Милон

Стародум

Стародум осуждает нравы екатерининского двора. Он по своему мировоззрению – носитель идей русского дворянского Просвещения. Стародум служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойдён наградой. Её получил его бывший приятель, граф, отказавшийся ехать в действующую армию. Выйдя в отставку, Стародум пытается служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но остаётся верен своим идеалам. Он является вдохновителем борьбы с Простаковой.

 Кто из персонажей комедии не может быть отнесён ни к явно положительным, ни к явно отрицательным? Кто из действующих лиц комедии не принимает непосредственного участия в конфликте? С какой целью эти персонажи появляются на сцене? Что такое антитеза? Каково происхождение этого слова?  В прозаическом или поэтическом тексте добро может вступать в конфликт со злом – это является антитезой .  АНТИТЕЗА (от греч. anti — против и thesis — положение) — противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста образов.

Кто из персонажей комедии не может быть отнесён ни к явно положительным, ни к явно отрицательным?

Кто из действующих лиц комедии не принимает непосредственного участия в конфликте? С какой целью эти персонажи появляются на сцене?

Что такое антитеза? Каково происхождение этого слова?

В прозаическом или поэтическом тексте добро может вступать в конфликт со злом – это является антитезой .

АНТИТЕЗА (от греч. anti — против и thesis — положение) — противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста образов.

Вспомните, что чему противопоставлено в комедии. Подберите антонимы к приведённым ниже словам. Просвещённый —   Следующий закону —    Нравственный — образованный, интеллигентный, культурный, развитой, цивилизованный, начитанный, ученый, высокообразованный, высокоразвитый законопослушный, добропорядочный, лояльный, цивилизованный, честный, благопристойный, порядочный, благонадёжный, уважаемый, высоконравственный, здравомыслящий, гуманный высоконравственный, честный, целомудренный, добродетельный, духовный, душевный, этичный, добрый, нравоучительный, наставительный, педагогичный, беспорочный, добронравный, благонравный

Вспомните, что чему противопоставлено в комедии.

Подберите антонимы к приведённым ниже словам.

Просвещённый —

Следующий закону —

Нравственный —

образованный, интеллигентный, культурный, развитой, цивилизованный, начитанный, ученый, высокообразованный, высокоразвитый

законопослушный, добропорядочный, лояльный, цивилизованный, честный, благопристойный, порядочный, благонадёжный, уважаемый, высоконравственный, здравомыслящий, гуманный

высоконравственный, честный, целомудренный, добродетельный, духовный, душевный, этичный, добрый, нравоучительный, наставительный, педагогичный, беспорочный, добронравный, благонравный

 С КЕМ ИЗ ПЕРСОНАЖЕЙ КОМЕДИИ СВЯЗАН ЛЮБОВНЫЙ КОНФЛИКТ? У Софьи, племянницы Стародума, есть возлюбленный (Милон), которому она обещала руку и сердце, однако Простакова прочит ей в мужья своего Попытка похитить Софью брата Скотинина. Из письма Стародума Простакова и Скотинин узнают, что Софья — богатая наследница; и теперь к ней сватается ещё и Митрофан, поощряемый к женитьбе матерью, Простаковой. Известие о приезде Стародума Рассказ о Софье и о соискателях её руки Счастливый финал – соединение Милона и Софьи

С КЕМ ИЗ ПЕРСОНАЖЕЙ КОМЕДИИ СВЯЗАН ЛЮБОВНЫЙ КОНФЛИКТ?

У Софьи, племянницы Стародума, есть возлюбленный (Милон), которому она обещала руку и сердце, однако Простакова прочит ей в мужья своего

Попытка

похитить Софью

брата Скотинина. Из письма Стародума Простакова и Скотинин узнают, что Софья — богатая наследница; и теперь к ней сватается ещё и Митрофан, поощряемый к женитьбе матерью, Простаковой.

Известие о

приезде Стародума

Рассказ о Софье и о соискателях её руки

Счастливый финал – соединение Милона и Софьи

ОБРАЗ СОФЬИ София в переводе с греческого означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость Софьи — не рациональная, не мудрость ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели. По сюжету у Софьи была трудная судьба. Ещё в маленьком возрасте у девушки умирает отец, а за полгода до описываемых событий мать. Так как дядя её, Стародум, был на службе в Сибири, Софья волей судьбы попадает на попечение грубой, жестокой и глупой Простаковой.  Софья получила образование (она читает по-французски сочинение Фенелона о воспитании девиц). Её простые чувства человечны: почет и богатство, считает она, должны доставаться трудами, девушке приличны кротость и послушание старшим. 16

ОБРАЗ СОФЬИ

София в переводе с греческого означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость Софьи — не рациональная, не мудрость ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели.

По сюжету у Софьи была трудная судьба. Ещё в маленьком возрасте у девушки умирает отец, а за полгода до описываемых событий мать. Так как дядя её, Стародум, был на службе в Сибири, Софья волей судьбы попадает на попечение грубой, жестокой и глупой Простаковой.

Софья получила образование (она читает по-французски сочинение Фенелона о воспитании девиц). Её простые чувства человечны: почет и богатство, считает она, должны доставаться трудами, девушке приличны кротость и послушание старшим.

16

ОБРАЗ СОФЬИ Помещица собирается выдать девушку без её ведома замуж за своего брата Скотинина. Из письма Стародума Простакова и Скотинин узнают, что Софья — богатая наследница. С о ф ь я   вошла, держа письмо в руках и имея весёлый вид. Г-ж а   П р о с т а к о в а  (Софье) . Что так весела, матушка, чему обрадовалась? С о ф ь я. Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила. Г-ж а   П р о с т а к о в а  (испугавшись, с злобою) . Как! Стародум, твой дядюшка, жив! И ты изволишь затевать, что он воскрес! Вот изрядный вымысел!

ОБРАЗ СОФЬИ

Помещица собирается выдать девушку без её ведома замуж за своего брата Скотинина.

Из письма Стародума Простакова и Скотинин узнают, что Софья — богатая наследница.

С о ф ь я   вошла, держа письмо в руках и имея весёлый вид.

Г-ж а   П р о с т а к о в а  (Софье) . Что так весела, матушка, чему обрадовалась?

С о ф ь я. Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила.

Г-ж а   П р о с т а к о в а  (испугавшись, с злобою) . Как! Стародум, твой дядюшка, жив! И ты изволишь затевать, что он воскрес! Вот изрядный вымысел!

ОБРАЗ СОФЬИ  В письме несколько лет отсутствующий дядя Стародум писал, что он заработал большие деньги и делает Софью своей наследницей.  Новость о наследстве Софьи кардинально меняет отношение героев к Софье и планы Простаковой – женщина решает посватать ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Явление VII Г-ж а   П р о с т а к о в а.    Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка. М и т р о ф а н.   Ну! А там что? Г-ж а   П р о с т а к о в а. А там и женишься. М и т р о ф а н. Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору. Г-ж а   П р о с т а к о в а.  Придёт час воли Божией! М и т р о ф а н.  Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться.  своего сына-неуча Митрофана, чтобы получить свою долю наследства.

ОБРАЗ СОФЬИ

В письме несколько лет отсутствующий дядя Стародум писал, что он заработал большие деньги и делает Софью своей наследницей.

Новость о наследстве Софьи кардинально меняет отношение героев к Софье и планы Простаковой – женщина решает посватать

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Явление VII

Г-ж а   П р о с т а к о в а.    Пока

он отдыхает, друг мой, ты хоть

для виду поучись, чтоб дошло до

ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

М и т р о ф а н.  Ну! А там что?

Г-ж а   П р о с т а к о в а. А там и женишься.

М и т р о ф а н. Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору.

Г-ж а   П р о с т а к о в а. Придёт час воли Божией!

М и т р о ф а н. Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться. 

своего сына-неуча Митрофана, чтобы получить свою долю наследства.

ОБРАЗ СОФЬИ Апогеем истории с женитьбой становится похищение Софьи. Стародум одобрил выбор Софьи выйти замуж за честного и доброго Милона. ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Явление IX Г-ж а   П р о с т а к о в а ( к мужу ). Завтра в шесть часов чтоб карета подвезена была к заднему крыльцу. Слышишь ли ты? Не прозевай. П р о с т а к о в. Слушаю, мать моя. Узнав, что жених для Софьи выбран и отъезд героини – дело решенное, Простакова задумывает похитить девушку, чтобы силой обвенчать ее с Митрофаном. ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ Явление I П р а в д и н. Что за шум? С т а р о д у м. Что такое сделалось? Явление II М и л о н ( отталкивая от Софьи Еремеевну, которая за неё было уцепилась, кричит к людям, имея в руке обнажённую шпагу ). Не смей никто подойти ко мне! С о ф ь я   (бросаясь к Стародуму) . Ах, дядюшка! Защити меня! 19

ОБРАЗ СОФЬИ

Апогеем истории с женитьбой становится похищение Софьи.

Стародум одобрил выбор Софьи выйти замуж за честного и доброго Милона.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Явление IX

Г-ж а   П р о с т а к о в а ( к мужу ). Завтра

в шесть часов чтоб карета подвезена была

к заднему крыльцу. Слышишь ли ты? Не прозевай.

П р о с т а к о в. Слушаю, мать моя.

Узнав, что жених для Софьи выбран и отъезд героини – дело решенное, Простакова задумывает похитить девушку, чтобы силой обвенчать ее с Митрофаном.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Явление I

П р а в д и н. Что за шум?

С т а р о д у м. Что такое сделалось?

Явление II

М и л о н ( отталкивая от Софьи Еремеевну, которая

за неё было уцепилась, кричит к людям, имея в руке

обнажённую шпагу ). Не смей никто подойти ко мне!

С о ф ь я   (бросаясь к Стародуму) . Ах, дядюшка! Защити меня!

19

ОБРАЗ СОФЬИ Финал комедии для девушки оказался счастливым – она остаётся с любимым человеком. Преступный план госпожи Простаковой разоблачен, в неудаче она винит крепостных слуг и во всеуслышанье обещает прибить их до смерти. Узнав, что за планировавшееся похищение Софьи может грозить наказание, Простакова просит прощения у девушки, и та ее великодушно прощает. П р о с т а к о в а. Ах я, собачья дочь! Что я наделала!

ОБРАЗ СОФЬИ

Финал комедии для девушки оказался счастливым – она остаётся с любимым человеком. Преступный план госпожи Простаковой разоблачен, в неудаче она винит крепостных слуг и во всеуслышанье обещает прибить их до смерти. Узнав, что за планировавшееся похищение Софьи может грозить наказание, Простакова просит прощения у девушки, и та ее великодушно прощает.

П р о с т а к о в а. Ах я, собачья дочь! Что я наделала!

В ЧЁМ СВОЕОБРАЗИЕ ЭТОГО КОНФЛИКТА? КЕМ ИЗ ПЕРСОНАЖЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДВИЖЕТ ЛЮБОВЬ?  Своеобразие художественного конфликта пьесы в том, что история злоключений Софьи и любовная интрига, связанная с её образом, составляет лишь фон, на котором разыгрывается общественно-политический, конфликт между крепостниками и просвещенными дворянами.

В ЧЁМ СВОЕОБРАЗИЕ ЭТОГО КОНФЛИКТА?

КЕМ ИЗ ПЕРСОНАЖЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДВИЖЕТ ЛЮБОВЬ?

Своеобразие художественного конфликта пьесы в том, что история злоключений Софьи и любовная интрига, связанная с её образом, составляет лишь фон,

на котором разыгрывается

общественно-политический,

конфликт между

крепостниками и

просвещенными дворянами.

 Докажите, что в комедии представлен и семейный конфликт.  Проблема взаимоотношения отцов и детей, поднятая Фонвизиным в комедии «Недоросль», была весьма насущной в 18 веке, не утратила она своей актуальности и в наши дни. На примере госпожи Простаковой и ее сына Митрофана писатель показал, к чему может привести слепая родительская любовь.  Простакова души не чает в своем единственном сыне Митрофанушке, которому уже минул шестнадцатый год.. Однако великовозрастный увалень не торопится взрослеть. Он неспешно течет по течению, не утруждая себя даже задуматься над тем, кем он хочет быть в будущем.  Простакова буквально подавляет сына своей опекой и заботой. В такой атмосфере у Митрофанушки не возникает никакого желания учиться, познавать себя и окружающий мир. Он принимает как должное ценности матери, становится продолжателем ее жизненной философии. Вместо чувства благодарности и сыновьей признательности госпожа Простакова получает лишь хамство и грубость.

Докажите, что в комедии представлен и семейный конфликт.

Проблема взаимоотношения отцов и детей, поднятая Фонвизиным в комедии «Недоросль», была весьма насущной в 18 веке, не утратила она своей актуальности и в наши дни. На примере госпожи Простаковой и ее сына Митрофана писатель показал, к чему может привести слепая родительская любовь.

Простакова души не чает в своем единственном сыне Митрофанушке, которому уже минул шестнадцатый год.. Однако великовозрастный увалень не торопится взрослеть. Он неспешно течет по течению, не утруждая себя даже задуматься над тем, кем он хочет быть в будущем.

Простакова буквально подавляет сына своей опекой и заботой. В такой атмосфере у Митрофанушки не возникает никакого желания учиться, познавать себя и окружающий мир. Он принимает как должное ценности матери,

становится продолжателем ее жизненной философии. Вместо чувства благодарности и сыновьей признательности госпожа Простакова получает лишь хамство и грубость.

Что решительно не принимает и сатирически высмеивает драматург в семейной жизни господ Простаковых?  Фонвизин высмеивает через комичное поведение своих персонажей  жадность, глупость, невежество и грубость . Его отрицательные герои вызывают неприязнь своими суждениями и поступками.

Что решительно не принимает и сатирически высмеивает драматург в семейной жизни господ Простаковых?

Фонвизин высмеивает через комичное поведение своих персонажей  жадность, глупость, невежество и грубость .

Его отрицательные

герои вызывают

неприязнь своими суждениями и поступками.

Какой конфликт в комедии «Недоросль» является центральным: общественный, семейный, любовный или нравственный? Основной конфликт комедии – борьба просвещённых дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин). просвещение невежество

Какой конфликт в комедии «Недоросль» является центральным: общественный, семейный, любовный или нравственный?

Основной конфликт комедии – борьба просвещённых дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин).

просвещение

невежество

Выразительное чтение первых явлений второго действия комедии «Недоросль»

Выразительное чтение первых явлений второго действия комедии «Недоросль»

1. Вспомните сцену, которая обозначила завязку конфликта, а также афишу и первые явления, подготовившие нас к восприятию последующих событий и обозначившие условия, в которых мог возникнуть такой конфликт. Атмосфера грубости, невежества, беззакония и произвола в доме Простаковых. Г-жа Простакова, Простаков, Скотинин (вместе): – Тебя наследницею! – Софью наследницею! – Ее наследницею! Г-жа Простакова (бросаясь обнимать Софью). Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя от радости! Теперь тебе надобен жених. 2. Как осложняется намеченный уже в первом действии конфликт? Вспомните слова госпожи Простаковой, сказанные после чтения письма Стародума. Что она задумала? Поддержал ли её замысел Митрофанушка? Г-жа Простакова (бросаясь обнимать Софью). Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю.

1. Вспомните сцену, которая обозначила завязку конфликта, а также афишу и первые явления, подготовившие нас к восприятию последующих событий и обозначившие условия, в которых мог возникнуть такой конфликт.

Атмосфера грубости, невежества, беззакония и произвола в доме Простаковых.

Г-жа Простакова, Простаков, Скотинин (вместе):

– Тебя наследницею!

– Софью наследницею!

– Ее наследницею!

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать Софью). Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя от радости! Теперь тебе надобен жених.

2. Как осложняется намеченный уже в первом действии конфликт? Вспомните слова госпожи Простаковой, сказанные после чтения письма Стародума.

Что она задумала? Поддержал ли её замысел Митрофанушка?

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать Софью).

Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю.

3. Какие планы возникли у Скотинина? Найдите в тексте его высказывания по поводу женитьбы на богатой наследнице. Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась? Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка. Простаков. Так по соседству ее деревеньки? Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота. Г-жа Простакова. До чего же, братец? Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас  целой головою. Могло ли быть осуществлено намерение Простаковой и Скотинина законным образом? Кто мог помешать их планам?

3. Какие планы возникли у Скотинина? Найдите в тексте его высказывания по поводу женитьбы на богатой наследнице.

Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?

Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.

Простаков. Так по соседству ее деревеньки?

Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота.

Г-жа Простакова. До чего же, братец?

Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора,

став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас

целой головою.

Могло ли быть осуществлено намерение Простаковой и Скотинина законным образом? Кто мог помешать их планам?

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ-ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ Простакова Простаков  Митрофан Скотинин Софья, Правдин Простакова Простаков  Митрофан Скотинин Софья, Правдин,  Милон Софья, Правдин, Милон, Стародум Простакова Простаков  Митрофан Скотинин

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

ПЕРВОГО И ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ

ДЕЙСТВИЕ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

ТРЕТЬЕ-ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ

Простакова Простаков

Митрофан Скотинин

Софья, Правдин

Простакова Простаков

Митрофан Скотинин

Софья, Правдин,

Милон

Софья, Правдин,

Милон, Стародум

Простакова Простаков

Митрофан Скотинин

ПОЧЕМУ ДЛЯ ДРАМАТУРГА БЫЛО ВАЖНО ИЗМЕНЕНИЕ РАССТАНОВКИ СИЛ УЖЕ НАЧИНАЯ СО ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ.  Расстановка сил меняется не только по количественным показателям: Милон прибыл в имение Простаковых с солдатами, несомненной поддержкой для положительных персонажей стали появившиеся во втором действии учителя Цыфиркин, Кутейкин и Вральман. Всё большую роль в пьесе начинают играть монологи Правдина и Стародума, во многом отражающие просветительскую программу самого автора. “ Вот злонравия достойные  плоды!”

ПОЧЕМУ ДЛЯ ДРАМАТУРГА БЫЛО ВАЖНО ИЗМЕНЕНИЕ РАССТАНОВКИ СИЛ УЖЕ НАЧИНАЯ СО ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ.

Расстановка сил меняется не только по количественным показателям: Милон прибыл в имение Простаковых с солдатами, несомненной поддержкой для положительных персонажей стали появившиеся во втором действии учителя Цыфиркин, Кутейкин и Вральман. Всё большую роль в пьесе начинают играть монологи Правдина и Стародума, во многом отражающие просветительскую программу самого автора.

Вот злонравия достойные  плоды!”

ВЫВОД: каковы особенности конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? — как общественный конфликт (между невежеством и просвещённостью, законом и беззаконием), осложнённый семейными противоречиями и весьма необычным любовным конфликтом; — как традиционный конфликт, соответствующий правилам классицизма (чёткое распределение конфликтующих сторон на положительных и отрицательных персонажей, несомненное превосходство и конечное торжество сил добра и справедливости).

ВЫВОД: каковы особенности конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

как общественный конфликт (между невежеством и просвещённостью, законом и беззаконием), осложнённый семейными противоречиями и весьма необычным любовным конфликтом;

как традиционный конфликт, соответствующий правилам классицизма (чёткое распределение конфликтующих сторон на положительных и отрицательных персонажей, несомненное превосходство и конечное торжество сил добра

и справедливости).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитать действия 4—5 комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»; ответить на вопросы 6 и 7 учебника; подготовить сообщение о Митрофане.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • прочитать действия 4—5 комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»;
  • ответить на вопросы 6 и 7 учебника;
  • подготовить сообщение о Митрофане.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!