СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение о школьном музее.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Положение о школьном музее. Программа деятельности. Перспективный план. 

Просмотр содержимого документа
«Положение о школьном музее.»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22 города Смоленска



Положение о музее МБОУ СОШ №22.

  1. Общие положения.

    1. Музей МБОУ СОШ №22 – структурное подразделение школы, созданное для изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

    2. Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом РФ от 04.01.2013 г «Об образовании в РФ», Законом РФ от 26.05.1996 г №54-ФЗ «О музейной фонде РФ и музеях в РФ», письмом Минобразования России от 12.03.2003 г № 28-51-181|16 «О деятельности музеев образовательных учреждений» и настоящим положением.

    3. Музей организован в целях:

- гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

- расширения образовательного пространства, совершенствования образовательного процесса;

- формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;

- развитие познавательных интересов и способностей обучающихся;

- развитие социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории школы и истории Смоленщины, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность, овладение практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

- активного освоения обучающимися историко-культурной среды.

1.4. Профиль и функции музея определяются задачами школы.



  1. Основные понятия.

    1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, видом деятельности, областью науки или искусства, задачами ОУ.

    2. Профиль музея МБОУ СОШ №22 историко-краеведческий и этнографический.

    3. Комплектование музейных фондов – проведение комплекса мероприятий по выявлению и сбору предметов музейного значения, их учету и научному описанию.

    4. Предмет музейного значения – движимый памятник истории, культуры, находящийся в среде своего бытования.

    5. Экспонат – музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.

    6. Экспозиция – выставленные на обозрение в соответствии с разработанной музеем концепцией музейные предметы.

    7. Выставка – экспозиция, имеющая временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.

    8. Книга поступлений (инвентарная книга) – основной документ учета музейных предметов.



  1. Организация музея.

    1. Организация музея в МБОУ СОШ№22 происходит по инициативе педагогических работников и обучающихся с привлечением ветеранов, выпускников школы.

    2. Организация музея является результатом поисковой и исследовательской деятельности.

    3. Музей был создан в 2004 году на основании приказа директора школы.

    4. Обязательным условием для открытия музея являются:

- наличие фонда музейных предметов, собранных и зарегистрированных в книге поступлений (на октябрь 2013г – 599 экспонатов);

- наличие помещения и оборудования для хранения фондов, создание выставок и экспозиций (музей располагается в двух помещениях площадью 37 кв.м. и 32 кв.м, имеет 3 экспозиции: «История школы - часть истории Отечества», «Героические страницы родной Смоленской земли», «Русская старина» - этнография родного края;

- наличие музейного актива, состоящего из педагогов, ветеранов, выпускников школы.

Актив музея:

  1. Зуева В.Н. – зам. директора по ВР.

  2. Лескова А.В. – учитель истории, руководитель историко-краеведческого направления музея.

  3. Пакяльтене Л.И. – учитель изо, руководитель этнографического направления музея.

  4. Шорникова Л.М. – выпускница школы.

  5. Столярова Е.Г. – учитель мхк.

  6. Иванова Л.В. – учитель информатики.

7. Обучающиеся.

- наличие программы деятельности и развития музея.



  1. Функции и основные направления деятельности.

    1. Основными функциями музея являются:

- организация поисковой, проектной и исследовательской деятельности обучающихся, создание условий для их социализации, формирование научных и творческих инициатив;

- документирование процессов и явлений через комплектование фондов музейных предметов;

- организация экспозиционно-выставочной, методической, информационной работы;

- совершенствование образовательной, воспитательной, культурно-просветительской деятельности школы.

4.2. Основные направления деятельности музея являются:

- выявление и сбор музейных предметов и музейных коллекций;

- комплектование музейных фондов;

- изучение музейных предметов.



  1. Учет и обеспечение сохранности фондов.

    1. Собранные музейные предметы составляют основной и научно-вспомогательный фонды музея.

    2. Все поступающие в музей предметы подлежат актированию.

    3. Все предметы подлежат обязательной записи в книге поступлений.

    4. Ответственность за сохранность всех фондов музея несет руководитель.

    5. Хранение в музее взрывоопасных предметов категорически запрещается.



  1. Содержание работы.

    1. Работа музея ведется в соответствии с учебно-воспитательными задачами ОУ.

    2. Ежегодное и перспективное планирование работы осуществляется как в целом по музею, так и по всем направлениям музейной деятельности.

    3. Содержание работы музея:

- выявление, сбор, учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций;

- изучение музейных предметов;

- поисковая, проектная и исследовательская деятельность обучающихся;

- организация экспозиций.



  1. Руководство.

    1. Непосредственное руководство музеем осуществляют его руководители – Лескова А.В. и Пакяльтене Л.И.

    2. Текущую работу музея организует актив музея.









Программа деятельности школьного историко-краеведческого музея МБОУ «СШ №22» г. Смоленска

Пояснительная записка.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей-это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.

Направления деятельности музея:

• 1.Образовательно-познавательная деятельность. Массово-просветительская.

• 2. Учебно-исследовательская деятельность.

• 3. Поисковая работа.

• 4. Индивидуальная работа с учащимися.

• 5. Методическая работа.

6. Фондовая работа.

Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия своей малой родины.

Методы обучения

1. Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

2. Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций

и выставок музея.

3. Поисковый - сбор информации по интересующей теме.

4. Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из

фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Формы занятий: беседы, лекции, поисковые экспедиции, индивидуальные занятия с учащимися, занятия – отчеты о проделанной работе, описание поискового материала, оформление выставок.

Ожидаемые результаты: участие в школьных, районных и областных конференциях, олимпиадах, фестивалях, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.









Основная часть.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

-формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;

-формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;

-утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

-привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

-проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;

-передача жизненного опыта от поколения к поколению;

-активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.



1.Образовательно-познавательная деятельность. Массово-просветительская.

Мы используем работу музея в учебной и внеурочной деятельности.

- Учебная деятельность:

Так главная задача руководителей музея состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения в перспективном планировании на учебный год предусматривается работа учащихся в музее, использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.

Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

- Внеурочная деятельность

Классные руководители имеют информацию о всех возможных музейных занятиях, в соответствии с ней и воспитательными задачами класса планируется работа на год.

К формам работы во внеучебное время относятся: беседы, экскурсии, организация встреч с ветеранами, проведение игр (игра по станциям), проектная деятельность по материалам музея.



2. Поисковая работа (сбор материала, посещение ветеранов, выпускников школы).

Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.

Школьный музей обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края, своей школы изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

3. Учебно-исследовательская деятельность (обработка полученной информации).

Много практических навыков приобретают обучающиеся и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках школы, района.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

Подготовка экскурсоводов по запланированным темам, организация индивидуальной помощи в написании проектов.

5. Методическая работа.

Подготовка методических разработок по темам, оформление раскладушек, выпуск брошюр («Как молоды мы были…», «Нам дороги эти забывать нельзя » (об участниках войны),

6. Фондовая работа

Учёт и хранение собранного материала на бумажном носителе. Существует инвентарная книга, книга учета посетителей, книга отзывов. Планируется оцифровка экспонатов.

7. Руководство работой музея

Работу музея направляет Актив музея. Он

• направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,

• организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея,

• разрабатывает план работы.

Таким образом, программа «Школьный историко - краеведческий музей» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:

- Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.

- Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра.

- Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих движениях, федеральных, региональных и местных программ музейно-краеведческими средствами.



























Программа развития школьного историко-краеведческого музея.

Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

Материалы музея призваны воспитывать в учащихся чувство гордости, любви к своей школе. Среди экспонатов школьного музея половина относится к направлению истории школы.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

В числе важнейших мер предусматривается дальнейшее использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача руководителя музея состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Целесообразно проведение уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.

Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, встречи с ветеранами, тружениками тыла, узниками, поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д.

Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно - воспитательном процессе. Координацию деятельности актива осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.

Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют директор школы, его заместитель по УВР. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.

В результате осуществления программы развития музея ожидается:

обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,

возрождения истинных духовных ценностей российского народа,

сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,

оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

Школьный музей не должен являться самоцелью. Он лишь звено в единой цепи, часть образовательно-воспитательной системы и выполняет только присущие ему функции. Музей не может заменить урок. Он лишь дополняет учебную и воспитательную работу, насыщая ее историко-краеведческим содержанием. Из многочисленных форм работы следует выбрать только те, которые могут войти в структуру работы каждой конкретной, отдельно взятой школы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!