9 класс Обществознание
Урок № 4
Дата _________________
тема: «Политические режимы. Демократия».
« Лучшие должны править во всех государствах
и при всех режимах. Всякий режим плох, если
в нём правят худшие».
И.А. Ильин, русский философ
Цели урока:
Учащиеся должны усвоить понятие «политический режим», уметь отличать политические режимы.
Создать условия для понимания ценности демократии, развивать умения анализа, обобщения и классификации социальной информации.
Способствовать развитию у учащихся универсальных учебных действий: умения соотносить события с принятыми этическими принципами, самоконтроля, переработки и структурирования информации, умения работать в группе, представить модель одного из политических режимов.
Задачи: познакомить обучающихся с понятиями «политический режим»,«демократия;
Развивать умения систематизировать информацию; применять знания в решении познавательных задач;
Развивать критическое мышление, умение анализировать тексты;
Воспитывать политическую культуру.
Планируемые результаты: давать характеристику понятиям «демократия», «политический режим»;
Применять полученные знания при решении творческих задач;
Извлекать информацию из источников
Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие методических приёмов;
Умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Тип урока: комбинированный с применением работы в группах.
Оборудование: мультимедийный проектор со схемами «Формы государства», «Факторы, определяющие политические режимы», «Демократия и ее виды», карточки-задания с дополнительной информацией для работы в группах, текст Конституции РФ, листы бумаги.
Основные виды деятельности: беседа, работа в группах.
Ход урока
I.Проверка д/з - Беседа по теме «Государство. Формы государства», опираясь на схему «формы правления и территориально-государственное устройство».
1)Что такое государство?
2)Каковы признаки государства?
3)Какие формы правления вы знаете? Дайте определение монархии и республики.
4)Какие формы территориально-государственного устройства вы знаете?
II. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя:
Эпиграф « Лишь немногие могут творить политику,
но судить о ней могут все»
Перикл
Мотивация. Учитель обращает внимание на основные термины, которые должны быть найдены учащимися заранее(опережающее задание): политический режим, тоталитарный режим, демократия, автократия, диктатура.
Класс делится на 3 группы, равные по количеству (в основе деления личные предпочтения по отношению к политическому режиму, у кого нет определенных предпочтений, учитель определяет ученика в группу).
Формулируется задание. На основе изучения текста параграфа 3 учебника Л.Н.Боголюбова и дополнительного материала для каждой группы учащиеся должны представить проект модели политического режима
руководствуясь следующими характеристиками
Возможности власти
Кому принадлежит власть
Существование политической оппозиции
Права и свободы граждан
Методы политического действия со стороны государства
Где существовал (существует)?
После представления проектов целесообразно (при наличии времени) заполнить таблицу по предложенным вопросам.
Начали заполнять таблицу:
Характеристика политических режимов параграф 3
| тоталитаризм | авторитаризм | демократия |
Возможности власти | | | |
Кому принадлежит власть Кто правит? | | | |
Каковы взаимоотношения власти и общества? | | | |
Существование политической оппозиции | | | |
Права и свободы граждан | | | |
Какие средства используются для осуществления власти? | | | |
Где существовал (существует) | | | |
3 Вопрос рассматривается посредством работы над ст.3 Конституции Российской Федерации.
Предлагаются вопросы:
Кто является носителем и источником власти в России?
Как народ осуществляет свою власть ( прямая демократия – непосредственно – референдум, представительная – через избранных представителей)?
Учитель приводит примеры референдума 1993г. – принятие Конституции РФ, 2014г. – Крымского референдума по вопросу перехода Крыма в состав Российской Федерации.
В заключение учитель приводит слова У.Черчилля «Демократия – ужасная вещь, но лучше человечество ничего не придумало».
III. Подведение итогов урока.
Оценка проектов каждой группы, отдельных наиболее активных учащихся, выставление оценок.
Домашнее задание:
Параграф 3, ответить на вопросы на стр.25 –26