СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Политические режимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель : ученик научиться характеризовать различные формы политических режимов, давать оценку развитию политических процессов.

Задачи:

- создать условия для формирования умения ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы

- создать условия для формирования умения характеризовать различные формы политических режимов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Политические режимы"»

Конспект по теме «Политические режимы»

Цель : ученик научиться характеризовать различные формы политических режимов, давать оценку развитию политических процессов.

Задачи:

- создать условия для формирования умения ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы

- создать условия для формирования умения характеризовать различные формы политических режимов

Содержание

Компетенции учащихся

Использование различных источников и средств обучения (ИКТ и др.)

Организационный момент

Моделирование проблемной ситуации.

Учитель – На протяжении нескольких уроков мы с Вами изучали различные формы государства, я предлагаю Вам

обратиться к тексту Конституции РФ глава 1 «Основы конституционного строя» статья 1:

«Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В данной статье указаны три формы государства, какие формы государства Вы можете назвать?

Учитель – Что в данной характеристике нашего государства пока нам неизвестно?


Учитель – Да, мы пока не знаем каким образом понятие «демократический» связано с формами государства.


Регулятивные УУД учеников, например, оценка (ученики выделяют и осознают то, что уже усвоено на предыдущих уроках и осознают, что надо еще усвоить).

Ученики отвечают:

- Исходя из статьи Конституции РФ можно назвать следующие формы государства:

- Россия – федеративное государство (это форма национально-государственного устройства);

- Россия – государство с республиканской формой правления (это форма правления).




Ученики отвечают, что неизвестно и непонятно, что означает слово демократическое государство?

Текст Конституции РФ, учебник параграф 3, презентация PowerPoint, дидактический материал.

Опрос учащихся проводится в форме фронтального опроса учащихся по пройденному материалу.

Цель данного этапа проверка и закрепление изученного материала.

Учитель задает вопросы:

- Что такое форма государства?

- Какие формы государства мы с Вами изучили? Назовите их.

- Какие разновидности национально-государственного устройства Вам известны? Перечислите их.

- Какие разновидности формы правления Вам известны? Перечислите их.

Учитель - Предположите, что могло бы означать слово «демократический»?

Учитель корректирует высказывания учеников.

- Какую цель мы могли бы сформулировать?

Учитель корректирует высказывания учеников – цель нашего занятия определить неизвестную форму государства и ее суть, запомнить ее название.


Учитель – Что для этого мы должны сделать?















Учитель объявляет тему урока.

Тема нашего урока «Политические режимы»





Ученики отвечают на вопросы учителя.













Ученики – выдвигают гипотезу, что вероятнее всего это какой-то режим, но какой мы пока не знаем.












Ученики – Выяснить, что такое политический режим и как он связан с формой государства?

Ученики – 1)усвоить определение неизвестной формы государства;

2)выяснить ее разновидности ;

3)определить их признаки, т. е. чем они отличаются друг от друга.


На этом этапе урока ученики проявляют познавательные УУД – формулирование познавательной информации, выдвижение гипотез и их обоснование.


Ученики записывают тему урока в тетрадь или дидактический материал.

Рабочая тетрадь, дидактический материал, презентация PowerPoint.

Объяснение нового материала.

Цель учитель конкретизирует знания учащихся по новой теме.

Учитель – В современном мире насчитывается более 200 государств. Все они имеют общие признаки и единую сущность. Однако мы с Вами уже заметили, что государства могут различаться своими формами. Составные части формы государства позволяют нам ответить на вопросы, на каких территориальных принципах построено государство, как создаются и взаимодействуют органы власти, какими методами устроена власть? Методы осуществления государственной власти и есть политический режим, который и является третьей формой государства.

Учитель дает определение «политический режим – это система методов осуществления государственной власти, соотношение правовых норм с реальной политической жизнью». Учитель объясняет, что существуют несколько основных разновидностей политических режимов и предлагает начать работу с дидактическим материалом или рабочей тетрадью.

Каждый из указанных политических режимов имеет свои характерные признаки.

Учитель обращает внимание учеников на дидактический материал, построенный особым образом. Учитель объясняет признаки только одного политического режима (тоталитарного и объясняет разновидности тоталитаризма), признаки второго ученики находят самостоятельно из дополнительного материала учитель объясняет разновидности авторитаризма, признаки третьего формулируют вместе с учителем по аналогии с предыдущими.

Учитель – К какому выводу мы пришли? Выслушивая мнения учеников, учитель конкретизирует ответы:

- мы познакомились с политическим режимом, который является еще одной формой государства.


Ученики систематизируют свои знания с помощью дидактического материала, заранее подготовленного учителем.

































Работая с дополнительным текстом, ученики выделяют признаки авторитарного режима и записывают их в таблицу.

Затем вместе с учителем формулируют признаки демократического режима.





На данном этапе урока у учащихся формируются познавательные УУД – перерабатывать и систематизировать информацию.

Коммуникативные УУД – аргументировать свое мнение, умение вести диалог, сотрудничество в поиске и обработке информации.









Ученики решают творческое задание аналогичное типам заданий, используемых в ГИА по обществознанию.


Дидактический материал, презентация.

Закрепление учебного материала

Закрепление пройденного на уроке материала.

Какая цель стояла перед нами в начале урока?

Достигли ли мы поставленной цели?

Какими путями мы двигались к намеченной цели?

Ученикам предлагается в дидактическом материале нарисовать кластер (ветвь), который объединит три формы государства.

Учитель - предлагает высказать свое мнение по теме «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» Ж. – Ж. Руссо (1712-1778 гг.) французский ученый-просветитель.





Оценивание работы учащихся.

Ученики


Отвечают на вопросы учителя.


Затем работают в тетради, составляя кластер (ветвь) и вызванные к доске ученики составляют по очереди кластер на доске, а затем сравнивают с кластером, составленным учителем.



Ученики заполняют небольшую таблицу «Что мы знали ….»





На данном этапе урока ученики отрабатывают такие регулятивные УУД как способность контролировать достигнутые результаты.

Коммуникативные УУД – способность участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные УУД – выполнять обобщение.

Дидактический материал, презентация.


Задание на дом


Домашним заданием для Вас будет параграф 3, закрепить изученный материал, чтобы затем применить его в тестовой работе.


На данном этапе ученики отрабатывают регулятивные УУД – самоконтроль.

Учебник, параграф 3. Подготовиться к повторению темы в тестовой форме.









Дидактический материал

Тема урока «_______________________________________________»

1.Политический режим – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Заполните пропуски в схеме «Виды политических режимов».













3.Заполните таблицу «Основные признаки политических режимов»

Демократический режим

Тоталитарный режим

Авторитарный режим












Название происходит от лат. слова totalis – весь, полный.

Это политический режим, при котором осуществляется полный, тотальный контроль государства за всеми сферами жизни общества:

  • Контролируются все области общественной и личной жизни.

  • Складывается режим личной власти вождя.

  • Господствует единая общеобязательная идеология, выразителем которой является одна политическая партия.

  • Отсутствует реальное разделение властей.

  • Права и свободы человека нарушаются.

  • Господствует государственная собственность в экономике.

  • Главный метод власти – насилие, репрессии.




4.Практикум. Определите в условиях, каких режимов (демократического, тоталитарного, авторитарного) могли произойти следующие события.

События

1.Поэт иронично отозвался о вожде и за это был сначала сослан в другой город, а затем арестован и расстрелян.


2.Известный писатель критически изображал тяжелую жизнь в стране, правящий режим хотел его как-то «одернуть», но ничего не смог с ним сделать


3.Известный общественный деятель не раз критиковал формальное разделение властей в государстве Н. Он указывал на незначительную роль парламента в стране и господствующее положение исполнительной власти, за что неоднократно привлекался к ответственности.

Режимы



5.Нарисуйте кластер (ветвь).

Форма государства




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!