Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему:«Политические режимы»»
Тема урока «Политические режимы»
Цели урока:
воспитательные:
воспитывать культуру общения;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
осознание ценностных и мировоззренческих идеалов жизни в современном обществе;
знание ценностей и основ толерантного существования в мире.
обучающие:
● дать представление о политических режимах как способах осуществления политической власти;
● дать представление о современном социально-политическом устройстве российского государства;
● знание основ и принципов правового государства.
развивающие:
формировать коммуникативные умения и навыки учащихся в коллективной деятельности;
развивать мышление;
развивать устное изложение усвоенного материала;
формулировать свое мнение и умение аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Формы деятельности учащихся:
фронтальная;
индивидуальная;
самоанализ;
консультация.
Понятия:
политический режим;
демократия;
тоталитаризм.
ХОД УРОКА
1. Объявление темы и цели урока
Цель урока:
Познакомиться с основными характеристиками политических режимов.
3. Новый материал
Предварительно класс делится на 2 группы. Участники получают раздаточный материал:
Раздаточный материал для I группы:
Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующая элита осуществляет экономическую, политическую, идеологическую власть в стране в конкретный период ее исторического развития.
Тоталитарный режим
«Запрещено всё, что не приказано»
Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.
Характерные черты режима:
Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.
Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.
Отсутствие разделения властей.
Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
Легальная политическая оппозиция отсутствует.
Существование только одной правящей партии.
Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
Существует только официальная государственная идеология.
Церковь под жестким контролем государства.
Раздаточный материал для II группы:
Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующая элита осуществляет экономическую, политическую, идеологическую власть в стране в конкретный период ее исторического развития.
Демократический режим
«Разрешено всё, что не запрещено законом»
Демократия (от греч.demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.
Характерные черты режима:
Народ – источник власти.
Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
Правовое государство. Права личности закреплены законом и гарантированы. Гражданское общество.
Демократические выборы в органы государственной власти.
Политический плюрализм.
Конкурентная многопартийная система. Легальная оппозиция.
СМИ свободны от цензуры.
Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции милиции и суда.
Отсутствие какой-то официальной идеологии.
Церковь отделена от государства.
4. Задание № 1 для групп
Группы получают файлы с картинками и задание. Группы должны «поменять» политическими режимами. Первая группа должна оформить коллаж с картинками на тему «Демократический режим», вторая группа на тему «Тоталитарный режим». Далее группа должна представить и обосновать выбор картинок на своем коллаже. Во время подготовки продолжается консультация ребят, если у них есть вопросы.
5. Задание № 2 для групп
Каждая группа получает задание: подготовить сценку в которой необходимо показать особенности политического режима. Тема для первой группы: «Учитель в тоталитарной школе». Тема для второй группы: «Школьник в демократическом обществе». Во время подготовки продолжается консультация ребят, если у них есть вопросы.
6. Подведение итогов
Что такое политический режим. Какие формы политических режимов вы запомнили.
7. Учитель объявляет домашнее задание: § 21 пересказ, мысли мудрых устно.