СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полиязычный урок "Численность и воспроизводство населения мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен полиязычный урок по географии для 10 класса "Численность и воспроизводство населения мира". Упор сделан на перепись населения (обучение и подготовка волонтеров для переписи  населения на государственном языке) и численность населения района, Республики Казахстан, мира (работа с различными графиками).

Просмотр содержимого документа
«Полиязычный урок "Численность и воспроизводство населения мира"»

Тема: Численность и воспроизводство населения мира

(урок географии в 10 классе с элементами полиязычия)


Тип урока: урок-ролевая игра

Цель урока:

Ученики будут владеть навыками говорения по теме «Численность и воспроизводство населения» на казахском и русском языках, а также уметь работать с различными графиками.

Задачи урока:

  1. Ученики будут знать терминологию по теме «Численность населения»;

  2. Ученики будут иметь навыки говорения на казахском языке по данной теме;

  3. Ученики будут уметь работать с графическим материалом: создавать, комментировать и анализировать графики, составлять отчеты по ним на двух языках.

  4. Ученики выявят значимость численности населения для экономического развития Республики Казахстан.

Ожидаемый результат: изучив материал урока, я знаю термины по данной теме на казахском и русском языках, умею отвечать на вопросы анкет для переписи населения на казахском языке, знаю, как изменяется численность населения в г.Атбасар, Республике Казахстан, в мире.

Форма урока: заседание отделов по контролю за численностью населения Комитета Статистики Республики Казахстан

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, поисковый

Ход урока:

  1. Организационная часть (3 минуты) (приветствие, правила работы в группах, распределение ролей – заполнение бланков с указанием роли и описанием деятельности)

  2. Психологический настрой (4 минуты)

Мы рады Вас приветствовать на внеочередном заседании Комитета Статистики Республики Казахстан по вопросам численности населения. И сегодня на повестке дня следующий вопрос: Численность и воспроизводство населения мира.

Поводом для нашей встречи послужили поступившие от граждан Республики Казахстан на наш сайт видео-ролики. Прошу Вас внимательно просмотреть видео.

Демонстрация видео.

Проблемный вопрос:

  1. Что за процедура показана в данном видео? (перепись, опрос населения)

  2. По какой причине, волонтеры не смогли выполнить свою работу? (так как волонтер и опрашиваемые говорили на разных языках и не смогли понят друг-друга)

  3. Как избежать подобной ситуации в будущем? (всем, и волонтеру и опрашиваемым, необходимо владеть несколькими языками – государственным и русским)

  4. Как можно решить данную проблему? (изучать государственный и русский язык)

Для разрешения данной ситуации, к нам приглашен эксперт по государственному языку. Предоставляю ей слово.


  1. Изложение нового материала.

  1. Перепись населения (15 минут).

-Сәлеметсіздер ме , құрметті әріптестер.Біздің агенттілігіміздің кезектен тыс отырысы Тәуелсіздігіміздің 25-жылдық мерейтойының қарсанында өткелі отыр. Тәуелсіз Қазақстанда халық санағы 1999 және 2009 жылдары өтті, келесі халық санағы 2020 жылы жүргізіледі. 20-ғасырдың 90-жылдары басында еліміздегі халық саны күрт төмендеп кетсе , қазіргі кезде бұл жағдай әлдеқайда жақсарды. Халық саны өсуінің басты себептері –саяси ,экономикалық тұрақтылық , ұлтаралық және рухани келісім. Бұның барлығы тәуелсіздіктің жемісі.Біздің міндетіміз- келесі халық санағын жоғары деңгейде ұйымдастырып өткізу, ал тіл білу-санақ сапалығынына әсер ететін маңызды фактор.Олай болса , бүгін біз өзіміздің сөздік қорымызды қажетті сөздермен толықтырамыз.

Сөздік жұмысы

Азаматтық-

гражданство

Демографиялық күрт өсу

Демографический взрыв

халық санының күрт өсуі

Көші-қон

миграция

халықтың бір елдің шеңберінде орын ауысуы

Депопуляция

халықтың кемуі

Некеде болуы

состояние в браке

Меңгеру деңгейі

степень владение

Ажырасқан

разведен/разведена

Бастауыш кәсіптік

начальное профессиональное

Еркін

свободно

Жоғары

высшее

Бас тартамын

отказываюсь

-Ал енді волонтерлеріміз санақ парақтарын алып ,өз топтарындағыларға үлестіріп , алған білімдерін іс жүзінде қолданып көрсін.Парақтарынды толтырып, талдаушы мен баспасөз қызметкерлерііне тапсырасыңдар , нәтижелерін шығарған соң ,волонтерлер келіп маған есеп береді

Санақ парағы

1.Тегі


Аты


Әкесінің аты


2.Жынысы

Ер


Әйел


3.Азаматтығы

Қазақстан


Азаматтығы жоқ


Басқа мелекет, көрсетіңіз


4.Ұлты

-Қазақ


-Орыс


-Басқа,көрсетіңіз


5.Діні

-Ислам


-Христиан


-Иудаизм


-Буддизм


-Жауап беруден бас тартамын


-Дінге сенбеймін


6.Некеде болуы


-еш уақытта некеде болған жоқпын


-некеде тұрмын


-тұл еркек/ жесір әйел


-ажырасқан


7.Білімі

-Мектепке дейін


-Негізгі орта


-Аяқталмаған жоғары


-екі және одан көп жоғары


-бастауыш


-жалпы орта


-орта арнаулы


-жоғары


-жоғары оқу орнынан кеінгі

(аспирантура, магистратура,

докторантура)


8.Ана тілі

-қазақ


-орыс


-басқа ,көрсетіңіз


9.Қазақ тілін меңгеру деңгейі

-ауызша түсінемін


-еркін оқимын


-еркін жазамын


10.Орыс тілін меңгеру деңгейі

-ауызша түсінемін


-еркін оқимын


-еркін жазамын


11.Ағылшын тілін меңгеру деңгейі

-ауызша түсінемін


-еркін оқимын


-еркін жазамын




  1. Численность населения мира (10 минут).

Изменение численности населения напрямую влияет на развитие государства.

Проблемный вопрос:

- Как может повлиять увеличение численности населения на развитие экономики страны? (увеличивается производство, повышается прибыль)

- Как влияет уменьшение численности населения? (спад производства, падение экономики)

По результатам переписи населения получены определенные данные, собранные волонтерами и обработанные аналитиками. Сейчас, каждый из отделов должен подготовить отчет по полученным данным и представить его в виде графиков и диаграмм:


1 отдел - Динамика численности населения Атбасарского района (гистограмма)


Годы

Численность населения, человек

2000

58529

2002

55110

2004

54860

2006

54159

2008

53338

2010

50752

2012

50225

2014

49895

2016

49872



2 отдел - Динамика численности населения Казахстана (столбчатая диаграмма)


Годы

Численность населения, тыс.человек

1959

9283

1970

13013

1979

14688

1989

16199

1999

14953

2009

16196

2016

17753


3 отдел -Динамика численности населения на Земле (график)


Годы

Численность населения, млн.человек

Начало н.э.

230

1000

305

1500

1650

1650

550

1800

952

1900

1656

1999

6000

2005

6453

2009

6810

2013

7095

2016

7300



  1. Закрепление полученного материала (10 минут):

Данный отчет необходимо представить с демонстрацией графика (диаграммы). Защиту отчета проводит спикер. График составляет дизайнер. Текст отчета готовит редактор и спикер.

Критерии оценивания:

  1. Название отчета на казахском языке (2-3 слова).

  2. В анализ графика должны быть включены термины (допускается на русском и казахском языке) – до 20-25 слов

  3. Общий итог подводится на государственном языке (6-10 слов).

Терминология: демографический взрыв, демографический кризис, миграция, эмиграция, иммиграция, воспроизводство населения, депопуляция.


  1. Рефлексия

Завершая работу нашего заседания, каждый из Вас должен оценить собственную продуктивность и результативность нашей работы.

Для этого, составим общую отчетную столбчатую диаграмму, отметив цветом свой уровень достижения цели:

Зеленый – я умею говорить на данную тему на казахском языке, считаю, что этот метод изучения действенен.

Желтый – я могу сказать лишь отдельные слова, но метод изучения очень интересен и результативен.

Оранжевый – я не могу говорить на данную тему на казахском языке, но я понял терминологию на русском языке.


И в конце, хотелось бы услышать Ваше мнение о словах нашего Президента в бесед с одним из издательств: « … нам нужно, во что бы то ни стало, увеличивать численность населения. Если не увеличим ее, мы не будем процветать. Нам следует понять то, что количество все равно перейдет в качество..» (ответы учеников)


  1. Домашнее задание.

§ 20, вопрос № 5 стр.95 подготовить в виде мини-проекта.

  1. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок.



Отдел № 1 «Численность населения Атбасарского района»


Должность

Функции

Фамилия, Имя

Руководитель отдела

Представление отчетов перед экспертами, представление своего отдела


Волонтер

Проведение переписи населения, предоставление общих данных о населении


Аналитик

Подсчет качественных характеристик населения (возраст, пол, национальность и др.). Сообщает данные представителю пресс-службы.


Пресс-служба

Передает полученные данные от аналитика волонтеру.


Дизайнер

Работает над созданием графиков, диаграмм, гистограмм, оформлением отчета


Редактор

Занимается подготовкой и проверкой текста для отчетов на казахском и русском языке




Отдел № 2 «Численность населения Республики Казахстан»


Должность

Функции

Фамилия, Имя

Руководитель отдела

Представление отчетов перед экспертами, представление своего отдела


Волонтер

Проведение переписи населения, предоставление общих данных о населении


Аналитик

Подсчет качественных характеристик населения (возраст, пол, национальность и др.). Сообщает данные представителю пресс-службы.


Пресс-служба

Передает полученные данные от аналитика волонтеру.


Дизайнер

Работает над созданием графиков, диаграмм, гистограмм, оформлением отчета


Редактор

Занимается подготовкой и проверкой текста для отчетов на казахском и русском языке



Отдел № 3 «Численность населения мира»

Должность

Функции

Фамилия, Имя

Руководитель отдела

Представление отчетов перед экспертами, представление своего отдела


Волонтер

Проведение переписи населения, предоставление общих данных о населении


Аналитик

Подсчет качественных характеристик населения (возраст, пол, национальность и др.). Сообщает данные представителю пресс-службы.


Пресс-служба

Передает полученные данные от аналитика волонтеру.


Дизайнер

Работает над созданием графиков, диаграмм, гистограмм, оформлением отчета


Редактор

Занимается подготовкой и проверкой текста для отчетов на казахском и русском языке




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!