Тема: Численность и воспроизводство населения мира
(урок географии в 10 классе с элементами полиязычия)
Тип урока: урок-ролевая игра
Цель урока:
Ученики будут владеть навыками говорения по теме «Численность и воспроизводство населения» на казахском и русском языках, а также уметь работать с различными графиками.
Задачи урока:
Ученики будут знать терминологию по теме «Численность населения»;
Ученики будут иметь навыки говорения на казахском языке по данной теме;
Ученики будут уметь работать с графическим материалом: создавать, комментировать и анализировать графики, составлять отчеты по ним на двух языках.
Ученики выявят значимость численности населения для экономического развития Республики Казахстан.
Ожидаемый результат: изучив материал урока, я знаю термины по данной теме на казахском и русском языках, умею отвечать на вопросы анкет для переписи населения на казахском языке, знаю, как изменяется численность населения в г.Атбасар, Республике Казахстан, в мире.
Форма урока: заседание отделов по контролю за численностью населения Комитета Статистики Республики Казахстан
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, поисковый
Ход урока:
Организационная часть (3 минуты) (приветствие, правила работы в группах, распределение ролей – заполнение бланков с указанием роли и описанием деятельности)
Психологический настрой (4 минуты)
Мы рады Вас приветствовать на внеочередном заседании Комитета Статистики Республики Казахстан по вопросам численности населения. И сегодня на повестке дня следующий вопрос: Численность и воспроизводство населения мира.
Поводом для нашей встречи послужили поступившие от граждан Республики Казахстан на наш сайт видео-ролики. Прошу Вас внимательно просмотреть видео.
Демонстрация видео.
Проблемный вопрос:
Что за процедура показана в данном видео? (перепись, опрос населения)
По какой причине, волонтеры не смогли выполнить свою работу? (так как волонтер и опрашиваемые говорили на разных языках и не смогли понят друг-друга)
Как избежать подобной ситуации в будущем? (всем, и волонтеру и опрашиваемым, необходимо владеть несколькими языками – государственным и русским)
Как можно решить данную проблему? (изучать государственный и русский язык)
Для разрешения данной ситуации, к нам приглашен эксперт по государственному языку. Предоставляю ей слово.
Изложение нового материала.
Перепись населения (15 минут).
-Сәлеметсіздер ме , құрметті әріптестер.Біздің агенттілігіміздің кезектен тыс отырысы Тәуелсіздігіміздің 25-жылдық мерейтойының қарсанында өткелі отыр. Тәуелсіз Қазақстанда халық санағы 1999 және 2009 жылдары өтті, келесі халық санағы 2020 жылы жүргізіледі. 20-ғасырдың 90-жылдары басында еліміздегі халық саны күрт төмендеп кетсе , қазіргі кезде бұл жағдай әлдеқайда жақсарды. Халық саны өсуінің басты себептері –саяси ,экономикалық тұрақтылық , ұлтаралық және рухани келісім. Бұның барлығы тәуелсіздіктің жемісі.Біздің міндетіміз- келесі халық санағын жоғары деңгейде ұйымдастырып өткізу, ал тіл білу-санақ сапалығынына әсер ететін маңызды фактор.Олай болса , бүгін біз өзіміздің сөздік қорымызды қажетті сөздермен толықтырамыз.
Сөздік жұмысы
Азаматтық- | гражданство |
Демографиялық күрт өсу | Демографический взрыв халық санының күрт өсуі |
Көші-қон | миграция халықтың бір елдің шеңберінде орын ауысуы |
Депопуляция | халықтың кемуі |
Некеде болуы | состояние в браке |
Меңгеру деңгейі | степень владение |
Ажырасқан | разведен/разведена |
Бастауыш кәсіптік | начальное профессиональное |
Еркін | свободно |
Жоғары | высшее |
Бас тартамын | отказываюсь |
-Ал енді волонтерлеріміз санақ парақтарын алып ,өз топтарындағыларға үлестіріп , алған білімдерін іс жүзінде қолданып көрсін.Парақтарынды толтырып, талдаушы мен баспасөз қызметкерлерііне тапсырасыңдар , нәтижелерін шығарған соң ,волонтерлер келіп маған есеп береді
Санақ парағы
1.Тегі | |
Аты | |
Әкесінің аты | |
2.Жынысы |
Ер | |
Әйел | |
3.Азаматтығы |
Қазақстан | |
Азаматтығы жоқ | |
Басқа мелекет, көрсетіңіз | |
4.Ұлты |
-Қазақ | |
-Орыс | |
-Басқа,көрсетіңіз | |
5.Діні |
-Ислам | |
-Христиан | |
-Иудаизм | |
-Буддизм | |
-Жауап беруден бас тартамын | |
-Дінге сенбеймін | |
6.Некеде болуы | |
-еш уақытта некеде болған жоқпын | |
-некеде тұрмын | |
-тұл еркек/ жесір әйел | |
-ажырасқан | |
7.Білімі |
-Мектепке дейін | |
-Негізгі орта | |
-Аяқталмаған жоғары | |
-екі және одан көп жоғары | |
-бастауыш | |
-жалпы орта | |
-орта арнаулы | |
-жоғары | |
-жоғары оқу орнынан кеінгі (аспирантура, магистратура, докторантура) | |
8.Ана тілі |
-қазақ | |
-орыс | |
-басқа ,көрсетіңіз | |
9.Қазақ тілін меңгеру деңгейі |
-ауызша түсінемін | |
-еркін оқимын | |
-еркін жазамын | |
10.Орыс тілін меңгеру деңгейі |
-ауызша түсінемін | |
-еркін оқимын | |
-еркін жазамын | |
11.Ағылшын тілін меңгеру деңгейі |
-ауызша түсінемін | |
-еркін оқимын | |
-еркін жазамын | |
Численность населения мира (10 минут).
Изменение численности населения напрямую влияет на развитие государства.
Проблемный вопрос:
- Как может повлиять увеличение численности населения на развитие экономики страны? (увеличивается производство, повышается прибыль)
- Как влияет уменьшение численности населения? (спад производства, падение экономики)
По результатам переписи населения получены определенные данные, собранные волонтерами и обработанные аналитиками. Сейчас, каждый из отделов должен подготовить отчет по полученным данным и представить его в виде графиков и диаграмм:
1 отдел - Динамика численности населения Атбасарского района (гистограмма)
Годы | Численность населения, человек |
2000 | 58529 |
2002 | 55110 |
2004 | 54860 |
2006 | 54159 |
2008 | 53338 |
2010 | 50752 |
2012 | 50225 |
2014 | 49895 |
2016 | 49872 |
2 отдел - Динамика численности населения Казахстана (столбчатая диаграмма)
Годы | Численность населения, тыс.человек |
1959 | 9283 |
1970 | 13013 |
1979 | 14688 |
1989 | 16199 |
1999 | 14953 |
2009 | 16196 |
2016 | 17753 |
3 отдел -Динамика численности населения на Земле (график)
Годы | Численность населения, млн.человек |
Начало н.э. | 230 |
1000 | 305 |
1500 | 1650 |
1650 | 550 |
1800 | 952 |
1900 | 1656 |
1999 | 6000 |
2005 | 6453 |
2009 | 6810 |
2013 | 7095 |
2016 | 7300 |
Закрепление полученного материала (10 минут):
Данный отчет необходимо представить с демонстрацией графика (диаграммы). Защиту отчета проводит спикер. График составляет дизайнер. Текст отчета готовит редактор и спикер.
Критерии оценивания:
Название отчета на казахском языке (2-3 слова).
В анализ графика должны быть включены термины (допускается на русском и казахском языке) – до 20-25 слов
Общий итог подводится на государственном языке (6-10 слов).
Терминология: демографический взрыв, демографический кризис, миграция, эмиграция, иммиграция, воспроизводство населения, депопуляция.
Рефлексия
Завершая работу нашего заседания, каждый из Вас должен оценить собственную продуктивность и результативность нашей работы.
Для этого, составим общую отчетную столбчатую диаграмму, отметив цветом свой уровень достижения цели:
Зеленый – я умею говорить на данную тему на казахском языке, считаю, что этот метод изучения действенен.
Желтый – я могу сказать лишь отдельные слова, но метод изучения очень интересен и результативен.
Оранжевый – я не могу говорить на данную тему на казахском языке, но я понял терминологию на русском языке.
И в конце, хотелось бы услышать Ваше мнение о словах нашего Президента в бесед с одним из издательств: « … нам нужно, во что бы то ни стало, увеличивать численность населения. Если не увеличим ее, мы не будем процветать. Нам следует понять то, что количество все равно перейдет в качество..» (ответы учеников)
Домашнее задание.
§ 20, вопрос № 5 стр.95 подготовить в виде мини-проекта.
Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок.
Отдел № 1 «Численность населения Атбасарского района»
Должность | Функции | Фамилия, Имя |
Руководитель отдела | Представление отчетов перед экспертами, представление своего отдела | |
Волонтер | Проведение переписи населения, предоставление общих данных о населении | |
Аналитик | Подсчет качественных характеристик населения (возраст, пол, национальность и др.). Сообщает данные представителю пресс-службы. | |
Пресс-служба | Передает полученные данные от аналитика волонтеру. | |
Дизайнер | Работает над созданием графиков, диаграмм, гистограмм, оформлением отчета | |
Редактор | Занимается подготовкой и проверкой текста для отчетов на казахском и русском языке | |
Отдел № 2 «Численность населения Республики Казахстан»
Должность | Функции | Фамилия, Имя |
Руководитель отдела | Представление отчетов перед экспертами, представление своего отдела | |
Волонтер | Проведение переписи населения, предоставление общих данных о населении | |
Аналитик | Подсчет качественных характеристик населения (возраст, пол, национальность и др.). Сообщает данные представителю пресс-службы. | |
Пресс-служба | Передает полученные данные от аналитика волонтеру. | |
Дизайнер | Работает над созданием графиков, диаграмм, гистограмм, оформлением отчета | |
Редактор | Занимается подготовкой и проверкой текста для отчетов на казахском и русском языке | |
Отдел № 3 «Численность населения мира»
Должность | Функции | Фамилия, Имя |
Руководитель отдела | Представление отчетов перед экспертами, представление своего отдела | |
Волонтер | Проведение переписи населения, предоставление общих данных о населении | |
Аналитик | Подсчет качественных характеристик населения (возраст, пол, национальность и др.). Сообщает данные представителю пресс-службы. | |
Пресс-служба | Передает полученные данные от аналитика волонтеру. | |
Дизайнер | Работает над созданием графиков, диаграмм, гистограмм, оформлением отчета | |
Редактор | Занимается подготовкой и проверкой текста для отчетов на казахском и русском языке | |