СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Покормите птиц зимой""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как  важно  поддерживать  наших  меньших  братьев.

Просмотр содержимого документа
«"Покормите птиц зимой""»

Тема: «Покормите птиц зимой!»

Цели: - познакомить учащихся с многообразием пернатых;

- дать представление о разновидностях птиц, среде обитания, образе жизни;

- научить детей выделять признаки сходства и различия у птиц;

- развивать речь учащихся;

- прививать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: плакаты и картинки с изображениями птиц на доске, выставка книг «Птицы – наши друзья!», энциклопедии, карточки с заданиями и кроссвордами, памятки «Правила поведения в природе», «Как подкармливать птиц», выставка рисунков с изображением зимующих птиц, «Красная книга», карточки с пословицами и поговорками, иллюстрации к сказкам.

Ход классного часа:

Не привыкайте к чудесам,

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь!

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повториться!

За мигом миг,

За шагом шаг –

Впадайте в изумленье,

Всё будет так

И всё не так

Через одно мгновенье!



- Жизнь продолжается миллиарды лет и постоянно нас удивляет своим разнообразием.

- Человек всегда живёт в дружбе с живыми существами. Живая природа хранит много тайн, которые нельзя сразу разгадать, но наблюдения – это первые открытия в жизни – интересные и разнообразные. Они помогут узнать удивительное и интересное, но природа раскрывает свои тайны только любознательным и трудолюбивым. Общение с природой обогащает нас знаниями.

- Всегда рядом с нами одна из тайн природы – ПТИЦЫ! Они везде – над нами, вокруг нас, в лесу, в поле, в горах, их можно встретить и на реке, и на озере, около моря, рядом с океаном. Птиц в природе очень много. Чтобы посмотреть на всех птиц – и жизни не хватит. Но тех птиц, которые живут рядом с нами, в лесу, в парке, около дома - надо знать!

- Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, оперенье оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

- Какое сейчас время года?

- Каких птиц можно увидеть зимой около дома, в парке, около школы? (воробьи, сороки, синицы, дятел, снегири, свиристели, поползни, вороны).

- Правильно. Осенью многие улетают в тёплые страны зимовать. Но не все птицы покидают нас. Остаются синицы, поползни, сороки, вороны, голуби, воробьи. А позже – появляются гости с севера – снегири, щеглы, свиристели.

- Давайте отгадаем загадки про птиц:

1) Небольшая пёстрая птица

Не боится в лесу простудиться.

Угощение ей наше снится,

Прилетает к нам часто……? (синица).

2) В каждом городском дворе

Есть на радость детворе – птичка,

Ты её не бей!

Эта птичка …….(воробей).


3) У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём (сова).


4) Окраска – сероватая,

Повадка – вороватая.

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это…………..(ворона).


5) Он по-рабочему одет –

Удобно, просто, ловко.

На нём малиновый берет и пёстрая спецовка (дятел).

6) Сероспиный, красногрудый,

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает (снегирь).


7) Сама черна,

Манишка бела.

По лесу сплетни разносит (сорока).


8) «Бу – бу – бу» - он бубнит.

В сказках он знаменит.

С ним хитрила лиса.

Он обманул её сам (тетерев).


9) Спинка зеленоватая.

Животиком желтоватая.

Чёрненькая шапочка

И полоска галстучка (синица).


10) Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом (клёст).



- «На всякое слово есть пословица». Объясните смысл пословиц.

1) Куда ворона летит, туда и глядит.

2) Дятел и дуб продалбливает.

3) Всякая птица своим голосом поёт.

4) Нет такого дерева, чтобы птица на него не садилась.

- Очень много народных примет связаны с птицами. Составьте народную примету (карточки с пословицами).

1) Больше птиц - ……… (выше урожай).

2) Срубили кусты - ……….. (прощайте, птицы!)

3) С утра пищит синица - ………. (зиму вещает).

4) Громко пищит синица - ……….(ночью будет мороз).

5) Снегирь зимой поёт – ………….. (на снег и вьюгу).

6) Воробьи дружно зимой расчирикались – …………. (к теплу).

- «Птичья викторина». Вам нужно правильно ответить на вопросы викторины.

1) «Лесной врач»? (дятел)

2) Зимующая птица с хохолком на голове? (свиристель)

3) У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (пингвины)

4) Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерев)

5) Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой? (клёст)

6) У какой птицы самый длинный язык? Почему? (дятел)

7) Где синица вьёт гнездо? (в дупле дерева)

8) Какую птицу в народе называют «воровкой»? (сороку)

9) Птица, которая хорошо передвигается вниз головой по деревьям? (поползень)

- Холодно и голодно птицам зимой. Земля, дороги, деревья – всё покрыто глубоким снегом. Трудно пернатым добывать себе корм. Голодные и ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает одна. Ведь голодную птицу может убить даже самый маленький морозец. А вот сытой птице сильный мороз не страшен. И летят птицы поближе к жилью человека.

- В лесном бору города Челябинска живут: синица – гаечка, щегол. Эти птицы живут только в лесу. Там тишина, покой и птички чувствуют себя вольготно. Все жители района ходят в бор подкармливать синичек, щеглов и других птиц. Многие приезжают с разных концов города.

- Как мы можем помочь птицам в зимнюю пору? (сделать кормушки и подкармливать птиц)

- Чем кормить птиц зимой? (птицы клюют крошки от хлеба, плоды рябины, любят семена тыквы, арбуза, сало)

- Птичья столовая – разнообразная. Каждая птица, как и человек, любит разную еду:

1) Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьёв.

2) Пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели.

3) Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.

4) Ягоды рябины, черёмухи очень любят снегири и свиристели.

5) Несолёное сало или кожура от него – любимая еда синиц.

А сухие хлебные крошки всегда нравятся всем!

- Что нельзя давать птицам и почему? (нельзя давать жареные семена (семечки), крошки чёрного хлеба, солёное сало – это всё вредно для птиц)

- Как часто надо кормить птиц? (каждый день)

- Давайте составим памятку «Как подкармливать птиц».

1) Сделать любую кормушку.

2) Развешивать их надо в местах, спокойных для птиц и доступных для человека, чтобы своевременно насыпать туда корм.

Кормушку можно повесить около дома. Очень интересно наблюдать за птичьей столовой!

3) Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно!

4) Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки деревьев.

5) Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6) Не кладите в кормушку апельсины, яблоки, конфеты. Птицы это не едят!

7) Не бросайте возле кормушки банки, пакеты, в которых приносите корм!

8) Помните, что птицы любят крошки хлеба, кусочки несолёного сала, семена арбуза, подсолнечника, тыквы.

- Конкурс «Знаете ли вы птиц?» По словесному описанию должны угадать, что это за птица.

- Уж её ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут её белые с чёрным крылья. (сорока)

- Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему всё равно. Он занят одним – вылущивает из шишек семена. Для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки клюва перекрещиваются на конце. Птенчики появляются в самый сильный мороз. (клёст)

- «У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост – тёмные, а грудка ярко – жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом питаюсь жучками, червячками, а зимой ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало». (синица)

- «Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Люблю орехи, семена клёна. Осенью я прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. Окраска у меня не очень заметная, а крылья мне нужны только для того, чтобы перелетать с дерева на дерево. А так всю жизнь я на ногах бегаю: туда – сюда, вверх – вниз по дереву. Меня ещё зовут «птица – акробат». Так кто же я?» (поползень)

- «Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, чёрный, коричневый, жёлтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес». (щегол)

- Последний конкурс «Кто лучше знает сказки». Много есть сказок, где одним из действующих лиц является птица. Вспомните название таких сказок и их авторов.

1) Галчонок (Э.Успенский «Простоквашино»)

2) Попугай (Г.Остер «Зарядка для хвоста»)

3) Золотой петушок (А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

4) Ворон (Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)

5) Сова (А.Милн «Винни – Пух и все – все – все»)

6) Утёнок (Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»)

7) Жар – птица (П.Ершов «Конек – горбунок»)

8) Ласточка (Г.Х Андерсен «Дюймовочка»)



Подведение итогов игры.

- Издавна и по-разному складывались отношения человека и птиц. Много пернатых истребили. Исчезло 86 видов птиц.

И только после того, как было уничтожено немало видов птиц, люди по – настоящему задумались об охране ещё уцелевших, редких и находящихся на грани исчезновения пернатых. Наша задача – не растерять, не разрушить то, что мы имеем сейчас!

Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Скучно и трудно было бы жить на свете без птиц!

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!