Тема: «Покормите птиц зимой!»
Цели: - познакомить учащихся с многообразием пернатых;
- дать представление о разновидностях птиц, среде обитания, образе жизни;
- научить детей выделять признаки сходства и различия у птиц;
- развивать речь учащихся;
- прививать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: плакаты и картинки с изображениями птиц на доске, выставка книг «Птицы – наши друзья!», энциклопедии, карточки с заданиями и кроссвордами, памятки «Правила поведения в природе», «Как подкармливать птиц», выставка рисунков с изображением зимующих птиц, «Красная книга», карточки с пословицами и поговорками, иллюстрации к сказкам.
Ход классного часа:
Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повториться!
За мигом миг,
За шагом шаг –
Впадайте в изумленье,
Всё будет так
И всё не так
Через одно мгновенье!
- Жизнь продолжается миллиарды лет и постоянно нас удивляет своим разнообразием.
- Человек всегда живёт в дружбе с живыми существами. Живая природа хранит много тайн, которые нельзя сразу разгадать, но наблюдения – это первые открытия в жизни – интересные и разнообразные. Они помогут узнать удивительное и интересное, но природа раскрывает свои тайны только любознательным и трудолюбивым. Общение с природой обогащает нас знаниями.
- Всегда рядом с нами одна из тайн природы – ПТИЦЫ! Они везде – над нами, вокруг нас, в лесу, в поле, в горах, их можно встретить и на реке, и на озере, около моря, рядом с океаном. Птиц в природе очень много. Чтобы посмотреть на всех птиц – и жизни не хватит. Но тех птиц, которые живут рядом с нами, в лесу, в парке, около дома - надо знать!
- Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, оперенье оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
- Какое сейчас время года?
- Каких птиц можно увидеть зимой около дома, в парке, около школы? (воробьи, сороки, синицы, дятел, снегири, свиристели, поползни, вороны).
- Правильно. Осенью многие улетают в тёплые страны зимовать. Но не все птицы покидают нас. Остаются синицы, поползни, сороки, вороны, голуби, воробьи. А позже – появляются гости с севера – снегири, щеглы, свиристели.
- Давайте отгадаем загадки про птиц:
1) Небольшая пёстрая птица
Не боится в лесу простудиться.
Угощение ей наше снится,
Прилетает к нам часто……? (синица).
2) В каждом городском дворе
Есть на радость детворе – птичка,
Ты её не бей!
Эта птичка …….(воробей).
3) У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём (сова).
4) Окраска – сероватая,
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это…………..(ворона).
5) Он по-рабочему одет –
Удобно, просто, ловко.
На нём малиновый берет и пёстрая спецовка (дятел).
6) Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает (снегирь).
7) Сама черна,
Манишка бела.
По лесу сплетни разносит (сорока).
8) «Бу – бу – бу» - он бубнит.
В сказках он знаменит.
С ним хитрила лиса.
Он обманул её сам (тетерев).
9) Спинка зеленоватая.
Животиком желтоватая.
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка (синица).
10) Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом (клёст).
- «На всякое слово есть пословица». Объясните смысл пословиц.
1) Куда ворона летит, туда и глядит.
2) Дятел и дуб продалбливает.
3) Всякая птица своим голосом поёт.
4) Нет такого дерева, чтобы птица на него не садилась.
- Очень много народных примет связаны с птицами. Составьте народную примету (карточки с пословицами).
1) Больше птиц - ……… (выше урожай).
2) Срубили кусты - ……….. (прощайте, птицы!)
3) С утра пищит синица - ………. (зиму вещает).
4) Громко пищит синица - ……….(ночью будет мороз).
5) Снегирь зимой поёт – ………….. (на снег и вьюгу).
6) Воробьи дружно зимой расчирикались – …………. (к теплу).
- «Птичья викторина». Вам нужно правильно ответить на вопросы викторины.
1) «Лесной врач»? (дятел)
2) Зимующая птица с хохолком на голове? (свиристель)
3) У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (пингвины)
4) Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерев)
5) Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой? (клёст)
6) У какой птицы самый длинный язык? Почему? (дятел)
7) Где синица вьёт гнездо? (в дупле дерева)
8) Какую птицу в народе называют «воровкой»? (сороку)
9) Птица, которая хорошо передвигается вниз головой по деревьям? (поползень)
- Холодно и голодно птицам зимой. Земля, дороги, деревья – всё покрыто глубоким снегом. Трудно пернатым добывать себе корм. Голодные и ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает одна. Ведь голодную птицу может убить даже самый маленький морозец. А вот сытой птице сильный мороз не страшен. И летят птицы поближе к жилью человека.
- В лесном бору города Челябинска живут: синица – гаечка, щегол. Эти птицы живут только в лесу. Там тишина, покой и птички чувствуют себя вольготно. Все жители района ходят в бор подкармливать синичек, щеглов и других птиц. Многие приезжают с разных концов города.
- Как мы можем помочь птицам в зимнюю пору? (сделать кормушки и подкармливать птиц)
- Чем кормить птиц зимой? (птицы клюют крошки от хлеба, плоды рябины, любят семена тыквы, арбуза, сало)
- Птичья столовая – разнообразная. Каждая птица, как и человек, любит разную еду:
1) Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьёв.
2) Пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели.
3) Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
4) Ягоды рябины, черёмухи очень любят снегири и свиристели.
5) Несолёное сало или кожура от него – любимая еда синиц.
А сухие хлебные крошки всегда нравятся всем!
- Что нельзя давать птицам и почему? (нельзя давать жареные семена (семечки), крошки чёрного хлеба, солёное сало – это всё вредно для птиц)
- Как часто надо кормить птиц? (каждый день)
- Давайте составим памятку «Как подкармливать птиц».
1) Сделать любую кормушку.
2) Развешивать их надо в местах, спокойных для птиц и доступных для человека, чтобы своевременно насыпать туда корм.
Кормушку можно повесить около дома. Очень интересно наблюдать за птичьей столовой!
3) Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно!
4) Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки деревьев.
5) Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6) Не кладите в кормушку апельсины, яблоки, конфеты. Птицы это не едят!
7) Не бросайте возле кормушки банки, пакеты, в которых приносите корм!
8) Помните, что птицы любят крошки хлеба, кусочки несолёного сала, семена арбуза, подсолнечника, тыквы.
- Конкурс «Знаете ли вы птиц?» По словесному описанию должны угадать, что это за птица.
- Уж её ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут её белые с чёрным крылья. (сорока)
- Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему всё равно. Он занят одним – вылущивает из шишек семена. Для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки клюва перекрещиваются на конце. Птенчики появляются в самый сильный мороз. (клёст)
- «У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост – тёмные, а грудка ярко – жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом питаюсь жучками, червячками, а зимой ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало». (синица)
- «Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Люблю орехи, семена клёна. Осенью я прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. Окраска у меня не очень заметная, а крылья мне нужны только для того, чтобы перелетать с дерева на дерево. А так всю жизнь я на ногах бегаю: туда – сюда, вверх – вниз по дереву. Меня ещё зовут «птица – акробат». Так кто же я?» (поползень)
- «Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, чёрный, коричневый, жёлтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес». (щегол)
- Последний конкурс «Кто лучше знает сказки». Много есть сказок, где одним из действующих лиц является птица. Вспомните название таких сказок и их авторов.
1) Галчонок (Э.Успенский «Простоквашино»)
2) Попугай (Г.Остер «Зарядка для хвоста»)
3) Золотой петушок (А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
4) Ворон (Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)
5) Сова (А.Милн «Винни – Пух и все – все – все»)
6) Утёнок (Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»)
7) Жар – птица (П.Ершов «Конек – горбунок»)
8) Ласточка (Г.Х Андерсен «Дюймовочка»)
Подведение итогов игры.
- Издавна и по-разному складывались отношения человека и птиц. Много пернатых истребили. Исчезло 86 видов птиц.
И только после того, как было уничтожено немало видов птиц, люди по – настоящему задумались об охране ещё уцелевших, редких и находящихся на грани исчезновения пернатых. Наша задача – не растерять, не разрушить то, что мы имеем сейчас!
Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Скучно и трудно было бы жить на свете без птиц!
7