ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Литературное чтение на родном языке» для 3- 4 классов разработана на основе:
Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на русском родном языке» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» рассчитана на общую учебную нагрузку в 34 часа.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
Методических рекомендаций и письма МОиН РФ по контролю и оценке результатов обучения в 3- 4 классах;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
Базисного учебного плана, ООП НОО и учебного плана МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа».
Программа предусматривает работу с одарёнными детьми и детьми с ОВЗ.
На изучение курса «Литературное чтение на родном языке »(русском) в 3-4 классе начальной школы выделяется 68 часов, из них в 3- 4 классах (1ч в неделю, 34 учебные недели).
I. Планируемые результаты (1 - 4 кл.)
Усвоение данной программы обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
«Литературное чтение на родном языке (русском)»
Личностные результаты:
принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами многонационального государства России;
овладение знаниями о культуре русского народа, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России;
усвоение основных морально-нравственных норм русского народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций многонациональной и мировой культуры;
формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;
овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения:
- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
- с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);
- умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
II. Содержание учебного предмета (3 - 4 кл.)
3 класс
Русский фольклор-5ч.
Роль книги в жизни человека. Правила работы с книгой. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный). Описание героя в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Добро и зло в русской народной сказке «Марья Моревна». Озаглавливание частей текста. Описание героя. Сказка «Василиса прекрасная» Народные сказки на страницах детских журналов. Проект «Сочиняем волшебную сказку».
Поэзия пушкинской поры-3ч.
Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Творчество А. С. Пушкина. Стихи А. С. Пушкина. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Составление картинного плана. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев. Стихи П.А. Вяземского.
Литературные сказки 19-20вв.- 4ч.
Жизнь и творчество Г. Х. Андерсена. «Снеговик», «Самое невероятное». В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки.
Поэзия 2-й половины 19 в.-3ч.
Классики русской литературы XIX—XX вв. Стихи М. Ю. Лермонтова. Проект «Праздник поэзии»
Проза конца 19 – начала 20 вв.-5ч.
Жизнь и творчество А. П.Чехова. «Белолобый». Определение темы текста Л.Н. Толстого. «Акула». Ключевые слова текста. Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Выставка книг о животных. Чтение по выбору.
Проза о детях-6ч
Знакомство с творчеством, биографией писателя. Составление сжатого пересказа. В. Осеева «Бабушка». В. Осеева «Синие листья» Творческая работа: мини-сочинение «Мои друзья». Положительные качества человека в произведении В. Осеевой «Что легче?». Отношения взрослых и детей. В. Осеева «Сыновья». Составление цитатного плана произведения А. И. Куприна. «Слон». Выставка книг о детях. Чтение по выбору.
Проза о ВОВ-4ч
Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова». Определение темы текста. Три подвига. Сергей Алексеев. Подробный пересказ текста. Злая фамилия. Сергей Алексеев. Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста. Бул-буль. Сергей Алексеев.
Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях -4ч
Отношение к животным героя книги В. Осеевой «Кто хозяин?» Мораль рассказа Л. Андреева «Кусака» Человек и животные. Жанр произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Повторение и обобщение. По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.
4 класс
Преданья старины глубокой (8 часов)
Малые жанры устного народного творчества. Былины и летописи. «Повесть временных лет». Сказание о вещем о Олеге”. А.С. Пушкин. Исторические рассказы С. Алексеева. Рассказ о моём легендарном родственнике.
Проектные задания: «Сказочные символы в устном народном творчестве», «Легенды и предания моей семьи»
Лирика родной природы (6 часов)
Осень в природе и поэзии среднерусской полосы. Картины родной природы в произведениях М. М. Пришвина и К.Д. Паустовского. Мир живой природы в произведениях М. Колосова «Ежишка», Е. Носова «Тридцать зёрен».
Проектные задания: «Не навреди родной природе!», «А что такое Человек?», «Покормите птиц зимой!».
Народные традиции и обычаи (9 часов)
Праздник Новый год в традициях разных народов. Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе. Зима в природе и поэзии среднерусской полосы. Светлые праздники весны и их отражение в родной литературе. Масленица. Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии. Народные праздники: Жаворонки. Благовещение.
Проектные задания: «Растения в народных сказках в русской поэзии», «Птица счастья в народной фантазии и в поэзии».
К малой родине любовь (11 часов)
Белый гусь Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви. К.Д. Воробьёв - проблемный диалог по повести: «У кого поселяются аисты?» В. П. Детков. Зёрна истины писателя-земляка. Поэтическая гостиная «Среднерусская возвышенность – не возвышенно нельзя!»
Проектные задания: «Моя малая родина», «Малая родина в произведения русских писателей».
Читательская конференция: «Что мы называем своей Родиной?».
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс - 34 часа (34 н./1 ч)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | |
Проектная деятельность | Проверочные работы |
1 | Русский фольклор. | 5 | 1 | 1 |
2 | Поэзия пушкинской поры | 3 | | 1 |
3 | Литературные сказки 19-20вв. | 4 | | 1 |
4 | Поэзия 2-й половины 19 в. | 3 | 1 | |
5 | Проза конца 19 – начала 20 вв. | 5 | | 1 |
6 | Проза о детях | 6 | | 1 |
7 | Проза о ВОВ | 4 | | |
8 | Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях | 4 | 1 | 1 |
| Итого: | 34 | 3 | 6 |
4 класс - 34 часа (34 н./1 ч)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | |
Проектная деятельность | Проверочные работы |
1 | Преданья старины глубокой | 8 | | 1 |
2 | Лирика родной природы | 6 | 1 | |
3 | Народные традиции и обычаи | 9 | | 1 |
4 | К малой родине любовь | 11 | 1 | |
5 | | | | |
| Итого: | 34 | 2 | 2 |
5