СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине: любовь-воспоминание, грусть, надежда.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового,который учит понимать поэтический язык; помогает осмыслить прочитанное;

развивает навыки выразительного чтения, анализ поэтического текста.

 

Просмотр содержимого документа
«Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине: любовь-воспоминание, грусть, надежда.»


Тема Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине: любовь-

воспоминание, грусть, надежда.


Цель Учить понимать поэтический язык; помочь осмыслить прочитанное;

развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.


Оборудование Портреты поэтов, пейзажи русских художников, аудиозаписи

музыкальных произведений, посвященных природе.


Ход урока:

I. Орг. момент

II. Проверка домашнего

задания

III. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя Художники слова всегда писали о русской природе и Родине. Очень

часто лирические пейзажные зарисовки сочетаются с фило­софскими размышлениями о судьбах Родины, с высокими граж­данскими мотивами.

Отношение к Родине не всегда было простым: вспомним сти­хотворение М.Ю. Лермонтова «Родина» или стихотворение в про­зе И.С. Тургенева «Русский язык».

По всегда в стихотворных произведениях поэтов чувствуется любовь к родному краю и боль за то, что совершается на Родине.

2.Чтение и анализ стихотворения

И.Ф. Анненского «Снег»

Слово учителя об И.Ф. Анненском Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909) - поэт, драматург,

переводчик, критик. Родился в Омске в семье государственного чиновника. В 1860 году семья переехала в Петербург, где Анненский получил начальное и высшее образование. В 1879 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета по специальности сравнительное языкознание.

После университета началась его педагогическая деятельность, не прекращавшаяся до конца жизни. Был преподавателем древних языков, античной литературы, русского языка и теории словесности в гимназиях и на Высших женских курсах, директором Николаевской Царскосельский гимназии.

В 1870-е годы начинает писать стихи, но не делает попытки опуб­ликовать их. С начала 1890-х годов Анненский приступил к полному периоду трагедий Еврипида, который считал главным делом своей жизни. В журнале «Русская школа» появляются его статьи о твор­честве русских писателей: Гоголя, Лермонтова, Гончарова и др. Эти статьи обычно называют «критической прозой», поскольку, отличаясь глубоким анализом литературного произведения, его статьи сами обладают высокой художественностью.

Известность И.Ф. Анненекому как поэту принесла его вторая книг стихов «Кипарисовый ларец», вышедшая посмертно в 1910 году.

Лирика Анненского, носившая психологически-символический характер, отличалась глубокой искренностью. При жизни автора была мало известна, но в дальнейшем оказала сильное влияние на творчество многих поэтов.

«Поэты говорят обыкновенно об одном из трех: или о страдаю или о смерти, или о красоте», -- писал И. Анненский в одной из статей Эта формула верна прежде всего по отношению к его собственно поэтическому миру. Он особенно любил в искусстве трагическое начало и острее своих современников реагировал на любые проявления жизненной дисгармонии. Трагизм возможен лишь в том случае, если жизнь принимается человеком как драгоценный дар, как безусловна ценность. Лишь тот, кто по-настоящему ценит красоту природы, искусства, человеческого общения, способен особо переживать ее хрупкое конечность, незащищенность от враждебных ей сил.

Высший вид красок Анненский видел в искусстве слова, являвшемся для него главным оправданием жизни.

В пейзажных зарисовках импрессионистический стиль Анненского проявляется в использовании разнообразных оттенков цвета, во внимании к изменчивым, едва уловимым состояниям природы, отражающих летучие внутренние состояния личности.

В основе композиции стихотворений Анненского - принцип соответствий, сцепленности всех вещей и явлений. Читателю предлагает своего рода поэтический ребус: нужно угадать, как связаны между собой попавшие в поле зрения лирического героя вещи с его настроением.

Индивидуальность лирического стиля Анненского сказалась и в своеобразии его поэтической лексики. Наряду ее традиционной для поэта лексикой он использовал такие разнородные лексические ресурсы, философская терминология и «будничное» слово; заимствования, из. французскою и просторечные обороты. По масштабам лексического, обновления поэзии новаторство Анненского может быть сопоставлено с достижениями его великого предшественника Н. Некрасова.

Чтение наизусть стихотворения

«Снег».

Беседа по стихотворению — В какое время поэт видит снег?

— По каким приметам вы догадались об этом?

— Найдите эпитеты в стихотворении. Какова их роль? (Эпитеты окрашивают стихотворение (снег «синий», «сверкающе белый», «сиреневый»), то создают одухотворенные образы, служат олицетворениями («грузный полет», «заплаканный лед», «ослабелый... снег», «усталый» снег), то позволяют по-новому увидеть мир, создают настроение стихотворения («скользящий обрыв», «непорочные сны», «на томительной грани»),)

2. Чтение и анализ стихотворе-

ний Д. Мережковского

«Родное» и «Не надо звуков»

Слово учителя о Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941) - поэт, прозаик,

Д. Мережковском критик, религиозный философ.

Родился в Петербурге в многодетной семье чиновника Дворцового Ведомства, который ушел в отставку в чине действительною тайного советника.

В 1884 году поступил на историко-филологический факультет Пе­тербургского университета.

В 1888 знакомится с Зинаидой Гиппиус, через год ставшей его женой и единомышленником.

В 1890-е Мережковский начал сотрудничать в журнале «Северный вестник», где печатались первые символисты. Выпустил сборник сти­хов «Символы. (Песни и поэмы)». Стал одним из основоположников символизма в русской литературе.

Всю жизнь Мережковского волновала судьба христианской ре­лигии, провозвестия которой он искал в историческом прошлом че­ловечества. Попыткам оживить религиозную мысль в России были посвящены организованные им и 3. Гиппиус вместе с В. Розановым и Д. Философовым известные петербургские «Религиозно-философские собрания», которые из-за резкости и остроты выступлений просущест­вовали недолго: в апреле 1903 года их запретила синодальная власть.

В 1906-1914 годах Мережковские жили в Париже, периодически приезжая в Россию.

Европейскую известность принесла писателю трилогия «Христос и Антихрист»; «Смерть богов (Юлиан Отступник)», 1896; «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)», 1902; «Антихрист (Петр и Алексей)», 1905.

Перу Мережковского принадлежат литературно-критические исследования, статьи, множество работ в области духовно-религиозной публицистики и литературной критики.

Октябрьскую революцию Мережковский не принял и в 1920 году окончательно эмигрировал в Париж, где жил до конца своих дней.

В эмиграции Мережковский отличался своим активным антисове-цизмом. В художественном творчестве он все более уходит в прошлое, и далеком прошлом он стремится найти объяснение настоящему и прочесть будущее человечества. Книги последних лет, написанные в форме художественно-философской прозы, посвящены этой цели.

Все его творчество, отмеченное напряженным вниманием к нрав-ственно-религиозной проблематике, было лишь одним из проявлений той глубокой духовной жизни, которая была свойственна русской интеллигенции начала XX века.

Чтение наизусть стихотворения

«Родное».

Беседа по стихотворению - Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Найдите в тексте эпитеты, сравнения, которые помогают поэту передать грустное, щемящее чувство печали. (Стихотворение проникнуто чувством светлой печали. Это чувство создается и неторопливой интонацией, и эпитетами, («унылое», «молчанье», «печальные», «однообразных», «задумчивый», «полное тоски», «робкие, беспомощные «бесстрастной» и т. д.), и особым синтаксисом: большинство предложений — назывные, «безглагольные», что придает ощущение покоя, тишины, недвижности, неизменности. Необычность интонации создается чередованием восклицаний и многоточий. Обращение играет роль олицетворения: «О, бледный май, задумчивый, как осень!» Сравнение в этом предложении соединяет противоположности («май» - «осень»).)

- С чем сравнивает Мережковский дождь? («Как робкие, мощные слезы, Струится теплый дождь во тьме ночной» сравнение является в то же время олицетворением.)

Чтение стихотворения

«Не надо звуков».

Беседа по вопросам - Какое настроение передает нам поэт в стихотворении?

- О каком состоянии собственной души рассказывает? (Образы и настроение этого стихотворения родственны образам стихотворения «Родное», но все же образы природы играют здесь второстепенную роль. На первом плане - философские размышления, взгляд в небо, обращенный к Богу, желание постичь высшее: «Учись тому теперь, что выше / Земных желаний, дел и слов».)


3.Чтение и анализ стихотворений

Н. Заболоцкого «Вечер на Оке»

и «Уступи мне, скворец, уголок»

Слово учителя о Н. Заболоцком Николай Алексеевич Заболоцкий родился в Казани, где его отец

служил агрономом. Учился в реальном училище в Уржуме, в Вятской губернии. Рано начал писать стихи. Как поэт сформировался к середине 20-х годов в Ленинграде, где он учился в педагогическом институте. Еще студентом активно включился в литературную жизнь, был одним из создателей авангардной литературной группы - Объединение реального искусства (Оберну).

В 1929 году вышла первая книга Заболоцкого «Столбцы». Уже тогда особое значение в его творчестве приобретает мир природы: он волше­бен, одушевлен, «очеловечен». Даже первые, внешне наивные, легкие стихотворения поэта приближаются к философскому осмыслению при­роды, которое станет главной темой творчества Заболоцкого.

Как и у большинства бывших «обернутое», судьба Заболоцкого ока­залась трагической: в 1938 году он был арестован по сфабрикованному обвинению и несколько лет провел в лагерях и ссылке. Годы заключения наложили неизгладимую печать на его судьбу, на его творчество.

После возвращения из ГУЛАГа в 1946 году Заболоцкий возвраща­ется к своей излюбленной теме: родство природы и духовной жизни.

Поэт отказывается от демонстративной сложности в своем творче­стве, стремится к большей ясности. Ощущение божественного начала, пронизывающего все мироздание, всю природу, обостряется в поздних стихах.

В художественном мире Заболоцкого происходит взаимосближе-ние, взаимообогащение человека и природы. Здесь речь не просто об образном параллелизме, о сопоставлении про исходящего в природе с тем, что творится в душе человека. Автор не только слышит природу, вглядывается в нее, примечает мельчайшие детали, но и включается в диалог с природой, видит красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих.

Человек и природа - явления одного порядка, они не противопос­тавлены друг другу, они вступают в перекличку. В природе все мудро и гармонично устроено, природа пронизана любовью. Человеку надо только постараться быть более чутким, научиться видеть и слышать красоту природы, понимать ее язык.

Чтение наизусть стихотворения

«Вечер на Оке»

Беседа по стихотворению - Почему подлинная радость очарования русского пейзажа открыта

не всем и даже не каждому художнику?

- Что происходит с природой, когда «вечерний луч таинственно блеснет»?

- Какие тропы использует поэт? (Все стихотворение построе­но на олицетворении. Природа более одухотворена, чем сами «неочарованные» люди. Все в природе чувствует, дышит, трудится: природа, «обремененная работой, / Трудом ле­сов, заботами полей», открывает внимательному, чуткому человеку свою красоту. По тонкости, искусности работы природа сравнивается с ювелиром.

В стихотворении удивительно связаны небо и земля, небес­ное и земное: «вздохнут леса, опущенные вводу» (так поэт передает отражение леса в воде), связаны огонь и вода («загорится влажно и светло»; «дали / Речных лугов, затонов излук» и рядом - «Горит весь мир, прозрачен и духовен», «плотной завесой» обыденности «неочарованный» не видит красоты природы. Поэт призывает вглядеться и ее «живые черты», ощутить радость .жизни, почувствовать ее красоту-)


Чтение стихотворения - С кем ведет диалог поэт в стихотворении? В чем его смысл?

«Уступи мне, скворец, уголок» - Какая картина мира открывается поэту и вам? Что происходит в

природе? (В диалоге с вестником весны, скворцом, поэт выражает переполняющие его чувства восхищения вечным обновлением жизни, душевное волнение, радость от общения с природой. Это и диалог с собственной душой. Все сти­хотворение пронизано восклицательной интонацией. Все в природе переплетено и взаимосвязано: листья кленов срав­ниваются с крыльями бабочек, душа человека стремится слиться с душой природы, достать до звезды, приобщить, к мирозданью, повернуться к нему лицом.)


4. Чтение и анализ стихотворе-

ний Н. Рубцова «По вечерам»,

«Встреча», «Привет, России...»

Слово учителя о Н. Рубцове Николай Рубцов (1936 -1971) - одна из ярких фигур современной

поэзии. За свою недолгую жизнь он успел издать только четыре сборника. Первый же сборник - «Звезда полей» (1967) явил читателям сложившегося поэта с самостоятельным, свежим голосом. Рубцов в войну потерял родителей, вырос сиротой, в детдоме.

Первым сборником Николая Рубцова была самодельная «Волны и скалы» (1953-1962), представленная автором на конкурс при поступлении в Литературный институт. Большинство стихотворений этого сборника было написано во время службы Рубцова на Северном флоте и посвящено морю и морякам.

В последующих книгах поэтические образы Рубцова станут более традиционными и органичными, юношеская страсть со всевозможными резкостям и излишней красивости уступит место сознательному и глубокому поиску гармоничною сочетания символов.

1962 год, связанный с поступлением в Литературный институт считается этапным в жизни Рубцова. С него начинается московский период творчества, который характеризуется прежде всего созданием собственного поэтического стиля на фоне углубления приверженности к классической традиции. Именно в это время к Рубцову приходит, глубинное знание и понимание русской поэзии.

К концу 1964 года, когда Николай Рубцов подготовил для издательства свою первую книгу, за плечами его было целые десятки работы над стихами, публикации в альманахе «Полярное сияние» (1958), литобъединениях Северного флота, в коллективных сборниках «На страже Родины любимой» (1958) и «Первая плавка» (Л., 1961), во флотских и ленинградских газетах.

В сборник «Заезда полей» (1967) вошли лучшие произведения поэта: «Видение на холме», «Русский огонек», «Журавли» и другие. Далее появился сборник «Душа хранит» (1969) - это книга о состоянии чуши лирического героя, молодости, любви, обращение к которой так характерно для русской поэзии.

Жизнь поэта трагически оборвалась в расцвете его творчества. Сти­хи Рубцова живут уже вдвое больше своего создателя, и им предстоит еще долгая жизнь.


Чтение стихотворений «По вече-

рам», «Встреча», «Привет,

Россия...».

Беседа по стихотворениям - Что говорит поэт о прошлом России?

- В чем выражается его любовь к Родине? Какие литературные приемы и средства использует автор для выражения своего чувства? (В стихотворении «По вечерам», проникнутом ностальгией по прошлому, оживает «былая Русь». Восклицание в начале стихотворения: «Какая грусть!» сменяется радо­стным пониманием того, что не все кануло безвозвратно. Образы-символы придают общей картине объемность, глу­бину: «развалины собора» символизируют «былую Русь», «об­раз свободы» восходит к пушкинскому; с этим же образом связан метонимический образ коней (часть вместо целого — «стремена»). Восклицания усиливают эмоциональность стихотворения.

В стихотворении «Встреча» проводится параллель ме­жду жизнью человека и жизнью страны. Стихотворение построено как перекличка двух реплик лирического героя. Ключевые слова обрамляют строфу: «изменился» - «изме­нилась». Повторяются и другие слова с этим же корнем: «меняя» (анафора пятой и шестой строк). Стихотворение «Привет, Россия...» тоже о родине. В этом стихотворении-обращении преобладает восклицательная интонация. Важное значение имеет образ-символ ветра: это образ судьбы, образ перемен, непокоя: он яснее высве­чивает образ лирического героя, борющегося с жизненными бурями. Образу бури противопоставлен образ любви. Слово «любовь» дважды начинает строку (анафора в третьей строфе). Любовь к родине лирического героя Рубцова близка к выражению этого чувства в творчестве Есенина. Даже образы неизменны: «овины», «изба», «поле», «низкий дом», «простор». Родина для Рубцова воплощена в этих простые вечных словах, в «достославной старине».)


IV. Домашнее задание Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!