СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Поэты о Великой Отечественной войне»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по поэзии о Великой Отечественной войне с элементами анализа стихотворений для 6 класса

Просмотр содержимого документа
««Поэты о Великой Отечественной войне»»

Тема урока: «Поэты о Великой Отечественной войне»

Цели урока:

- познакомить учащихся с историей создания песен, дать биографические сведения о поэтах К.М.Симонове, Д.С.Самойлове;

- развивать навыки выразительного чтения, умения анализа стихотворного произведения; интерес к прошлому нашей страны;

- воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны.

Оборудование: учебник под редакцией В.Я.Коровиной, средства ИКТ, портреты писателей, выставка книг о войне, фонохрестоматия.

Цель урока: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.

Оборудование урока: записи военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации на тему войны, рисунки учащихся на военную тему.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам.

Ход урока.

1.Организационная часть.

2.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы хотим познакомить вас с лучшими стихами о войне, о подвиге, о славе Стихами, которые вечно хранят память о великой войне. Стихами, в которых вечно живы ее солдаты..

Победа пришла к нам не в лавровом венке, торжественная и спокойная.

Она была добыта жизнью и смертью, потом и кровью, великим подвигом нашего народа.

Народ ждал ее четыре года. Четыре года он шел к ней дымными полями сражений, недоедал и недосыпал, но все же выстоял и победил. Но сначала были горечь поражений и отступления, были Брест и Смоленск, Орел и Курск, Сталинград и блокада Ленинграда….

Был и первый день, горький день начала войны.


Эти стихи Степан Щипачев написал в первый день войны – 22 июня 1941 года:

Казалось, было холодно цветам

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки,

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

ЗАПИСЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЛЕВИТАНА 50 СЕК

3.Беседа с классом.

- Как вы считаете, в военное время нужна музыка?

- Для чего нужна в тяжелое время для страны, людей музыка?

- Какие песни о войне вам знакомы?

Для одних война – воспоминание, для других – история. Но нет равнодушных людей, когда слышат “главную песню Великой Отечественной войны”, написанную поэтом Василием Лебедевым - Кумачем и композитором Александром Александровым. “Священная война” – это песня-воин, песня-полководец”. Ее слова были опубликованы в газете “Известия” через два дня после начала войны – 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

Звучит отрывок из песни «Священная война»

ВАСИЛИЙ ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна.

Идет война народная,

Священная война'.

4. Слово учащимся. Поэт К.М.Симонов.

Среди поэтов, прошедших через горнило Великой Отечественной войны, был Константин Михайлович Симонов. Он являлся военным корреспондентом газет «Известия» и «Красная звезда».

5.Прослушивание СТИХОТВОРЕНИЯ «РОДИНА» Дьяченко П.

Слайд про 3 березы.

6.Слово учителя.

На прошлом уроке мы знакомились со стихотворением Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». МИРОНОВА ИЛИ УЧУСКИНА

К кому обращается поэт в этом стихотворении?

Верно, Симонов обращается к своему другу, писателю А.Суркову.

 Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня композитора К.Листова на слова поэта А.Суркова “Бьется в тесной печурке огонь”.

Алексей Сурков говорил о своей песне: “Уже с первых дней войны мы почувствовали, что солдатское сердце ждет и ищет, не только лозунга и призыва, но и теплого лирического слова. А родилась эта песня случайно. Это были шестнадцать “домашних” строк из письма к жене. Написал я их в конце ноября после страшного сражения под Истрой, когда пришлось мне вместе с полком пробираться ночью из окружения. А спустя время пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и стал пересматривать листовки, прочитав стихотворение, отложил его в сторону”.

Передаваясь из уст в уста, песня молниеносно распространилась на фронте. Лирическая, немного грустная и очень искренняя, песня понравилась бойцам. Слова песни “до тебя мне дойти не легко, а до смерти четыре шага” – были не только поэтическим образом, но и реальностью.

КОНОВАЛЕНКО ИВАН Ведущий 2: 

Софье Кревс

Бьется в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях' под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко.

А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло.

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Алексей Сурков

1941г.



7.Слово учителю.

И сегодня мне хотелось бы познакомить вас еще с одним замечательным поэтом фронтового поколения – Давидом Самуиловичем Самойловым. Как и многие его сверстники, он со студенческой скамьи ушел на фронт.

Подробнее о нем прослушаем выступление учащегося.

8. Звучит стихотворение «Сороковые».Шемота Снежана

О суровых годах войны – стихотворение-воспоминание Давида Самуиловича Самойлова. Оно называется – «Сороковые». Слово « годы» уже излишне, у народа ассоциации со словом «сороковые» однозначные – это о войне. Выразительное чтение стихотворения. Как поэт рисует картины войны? Стихотворение рассказывает о войне. Создается впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а, может страницы своей памяти: «А это я на полустанке». Простые предложения изображают холод, неустроенность, опустошающую силу войны. Повторы и многоточия усиливают масштаб трагедии. Многие строки начинаются с союза «и». «Война гуляет по России, а мы такие молодые!» Молодость противопоставлена войне – это антитеза. Война противоречит жизни, убивает ее, калечит судьбы людей. Но молодости свойствен оптимизм. – Каким восклицанием заканчивается стихотворение? Да, вопреки всему жизнь побеждает.

9. Анализ стихотворения.

- Каким настроением пронизано стихотворение?

(Поэт вспомнил «сороковые» 20 лет спустя. Это позволило ему шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет, вспомнить с грустью себя молодым. Казалось бы, такие несовместимые понятия: юность, задор, беспричинное веселье, жажда жизни и война, страдания, лишения и необходимость расстаться с жизнью. (Как это было, как совпало – война, беда, мечта и юность!..)

- Какие эпитеты использует поэт для описания 1940-х годов?

(Сороковые, роковые – они выпали на долю целого поколения, сломали судьбы миллионов людей, военные и фронтовые – эти годы совпали с ВОВ, свинцовые, пороховые).

- С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя?

(Возмужавший, пройдя все испытания войны, с удовольствием вспоминает поэт свою молодость, безмятежность, готовность в любой ситуации радоваться жизни).

10.Слово учителя. Во время войны стала явственной связь с землей , со своей землей, где ты родился, с историей России, с предками. Поэтому у фронтовых поэтов так много стихов, пронизанных любовью к Родине, лирических, задушевных , впоследствии ставших песнями. Одно из них - "Летят перелетные птицы" Михаила Исаковского.

ОСМАНОВ КОНСТАНТИН

ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ...

Летят перелетные птицы

В осенней дали голубой,

Летят они в жаркие страны,

А я остаюся с тобой.

А я остаюся с тобою,

Родная навеки страна!

Не нужен мне берег турецкий,

И Африка мне не нужна.

Немало я стран перевидел,

Шагая с винтовкой в руке.

И не было горше печали,

Чем жить от тебя вдалеке.

Немало я дум передумал

С друзьями в далеком краю.

И не было большего долга.

Чем выполнить волю твою.

Пускай утопал я в болотах,

Пускай замерзал я на льду,

Но если ты скажешь мне снова,

Я снова все это пройду.

Желанья свои и надежды

Связал я навеки с тобой -

С твоею суровой и ясной, С твоею завидной судьбой.

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать.

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать,

А я остаюся с тобою,

Родная моя сторона!

Не нужно мне солнце чужое,

Чужая земля не нужна.

1948 Внуково

Ведущий 1: Чувства , усиленные близостью смерти , находили выход в стихотворных строках. Это было чувство любви, любви к родному дому, к детям, к любимой женщине. Это было чувство надежды , надежды на то , что тебя любят , помнят и ждут

ГРИГОРЯН СОФИЯ или КУРЕННОЙ ИВАН

-Это стихотворение написал Константин Симонов в 1941 году:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

 

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет:-Повезло.-

Не понять неждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Иосиф Уткин в далеком сорок втором году сочинил эти строки:

ПОЛУНИН ЯРОСЛАВ

ТЫ ПИШЕШЬ ПИСЬМО МНЕ

На улице полночь.

Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

...Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но -тот, кого любят,

Но тот, кого Помнят,

Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой Любимую видишь

И Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной...

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем...


Есть такая поговорка «У войны не женское лицо». Но очень многие женщины сражались на войне рядом с мужчинами. Были среди них и поэты А.А.Ахматова, Вероника Тушнова, Ольга Берггольц, Юлия Друнина.

Ведущий 2: А каким чистым и сильным было чувство благодарности к тем , кто облегчал страдания раненых бойцов, кто выносил их с поля боя, кто спасал им жизнь , часто жертвуя собой, к этим молоденьким медсестрам- девчонкам!

Чтец 7:

Иосиф Уткин :"Сестра"

Когда, упав на поле боя -

И не в стихах, а наяву,-

Я вдруг увидел над собою

Живого взгляда синеву,

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра,-

Боль сразу стала не такою: Не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили

Живой и мертвою водой,

Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой!..

1943

К сожалению, поэт не дожил до конца войны, он погиб. С войны не вернулись более 400 писателей и поэтов.

Одно из самых сильных чувств на войне- это чувство товарищества, чувство уверенности в своем друге, чувство крепкого дружеского плеча, на которое в трудную минуту всегда можно опереться. Много стихов поэты военного времени посвящали своим боевым товарищам. В их числе Алим Кешоков , в числе других отважных воинов прошедший нелегкими дрогами войны.

АЛИМ КЕШОКОВ (С кабардинского)

НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ПОРТРЕТ

Нелегко художнику-солдату,

Краток на путях войны привал,-

Наш товарищ фронтовой когда-то

Нас в часы досуга рисовал.

Кто хотел послать портрет невесте,

Кто родных порадовать спешил: -

Нарисуй меня, но, честь по чести,

Безбородым, как до фронта был.

И художник на клочках бумаги

Рисовал, досуга не ценя.

Как-то раз в одном глухом овраге

Рисовать он начал и меня.

Ранят иль убьют бойца, но дома

На стене висит его портрет

И одной улыбкою знакомой

Утешает в том, что писем нет.

День настал - погиб солдат-художник,

Мой портрет закончить не успел.

Не узнал конца путей тревожных...

Нет бойца, а вот рисунок цел.

Он хранится в небольшой тетради.

Это память друга моего...

На портрет незавершенный глядя,

Не себя я вижу, а его.

1945

Перевод М. Петровых


Потеря друзей, близких, родных – всё это пришлось вынести солдатам войны, которую лишь через года, осознав масштаб потерь назовут Великой Отечественной.


Ю.Друнина «Зинка» Дерябина Варвара

Ведущий 1: Но самым сильным чувством была надежда остаться в живых , вернуться домой , увидеть и обнять близких людей.

Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Вот уже наш народ отметил семидесятую годовщину Победы над фашистской Германией.

Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:
Когда это будет, не знаю.
В тени белоствольных берез
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез...
Подымут победные марши
Армейские трубы страны, 
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны...

Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.
А тема войны волнует и сейчас и маститых поэтов, и молодые дарования.

ОЛЕГ ДЬЯЧЕНКО

12.Рассказ о воевавших родственниках

13.Заключение.

1.Подведение итогов урока.

- С какими писателями вы сегодня познакомились? Что вы о них узнали?

- Как были созданы песни, прозвучавшие сегодня на уроке?

- Какова же была главная цель создания стихов и песен в военное время?

2.Рефлексия.

- Что вам интересно было сегодня узнать?

- Понравилась ли вам форма проведения урока?

- Что вам хотелось бы еще узнать по данной теме?

- Какие у вас возникли вопросы в ходе урока?

3.Проставление оценок.

4.Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение на военную тему (по выбору).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!