ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ШКОЛЕ
ПЛАН
1. Подвижные игры в школе
2. Место подвижных игр в программе общеобразовательной школы
3. Методика проведения подвижных игр в различных классах
4. Типы уроков с применением подвижных игр
5. Игры-эстафеты на уроках физической культуры
Место подвижных игр в программе общеобразовательной школы - дальнейшее совершенствование методики физического воспитания в школе связано с повышением интенсификации уроков физической культуры. Они помогают эффективнее решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
С помощью подвижных игр совершенствуются жизненно необходимые навыки бега, прыжков, метаний, лазаний в изменяющихся условиях.
- Место подвижных игр в программе общеобразовательной школы - дальнейшее совершенствование методики физического воспитания в школе связано с повышением интенсификации уроков физической культуры. Они помогают эффективнее решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. С помощью подвижных игр совершенствуются жизненно необходимые навыки бега, прыжков, метаний, лазаний в изменяющихся условиях.
Применение комбинированных эстафет на уроках позволяет разнообразить двигательную деятельность, воспитывать умение быстро переключаться с одних действий на другие.
При применении подвижных игр на уроках физической культуры, ведущими являются образовательные задачи : совершенствование и закрепление навыков в беге, прыжках, метаниях, а также навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, борьбой и лыжами. Например, в игре "Волк во рву" решается образовательная задача – совершенствование навыка прыжка с разбега, в игре "Борьба за мяч" – совершенствование техники передачи мяча двумя руками от груди.
К в оспитательным задачам относится воспитание физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости), а также морально-волевых качеств (смелости, решительности, честности, коллективизма).
К оздоровительным задачам относится: содействие нормальному развитию организма учащихся, укрепление их здоровья.
Перечисленные задачи тесно взаимосвязаны (привести примеры "2 Мороза").
Подвижные игры можно включать во все части урока.
Их содержание зависит от задач урока и состава занимающихся.
В подготовительную часть урока рекомендуется включать малоподвижные и несложные игры, способствующие организации внимания учащихся (Класс, смирно!, "Запрещенное движение", "Великаны и карлики"), а также игры средней интенсивности с упражнениями общеразвивающего характера ("Космонавты", "К своим флажкам").
В основной части урока используются игры с бегом на скорость, с увертыванием, с преодолением препятствий, с разными прыжками, борьбой, с метанием мяча в подвижную цель ("Борьба в квадратах", "Охотники и утки"). Игры подготовительные к видам спорта ("Вызов номеров" к легкой атлетике – на совершенствование техники низкого и высокого старта, "Передал, садись!" – к баскетболу). В эстафетах совершенствуются передачи, ведение мяча и другие технические элементы. По времени проводятся от 8 до 10 минут.
В заключительной части урока проводятся игры малой и средней подвижности, которые способствуют активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока ("Кто подходил?", "Совушка", "Маскировка в колоннах", "Минутка"). По времени – до 3-х минут.
Методика проведения подвижных игр в 1-4 классах.
На уроках физической культуры в 1-4 классах подвижные игры занимают ведущее место. Это объясняется необходимостью удовлетворять большую потребность в движениях, свойственную детям младшего возраста.
Младший школьный возраст характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Но, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы для отдыха.
У детей этого возраста преобладает предметно-образное мышление. Подвижные игры носят сюжетный характер, представляя участникам возможность драматизации, проявления творческой активности. Сюжетность игр отражается в их названиях: "Зайцы, сторож и Жучка", "Совушка", "Гуси-лебеди", "Конники-спортсмены".
Уровень развития речи маленьких школьников позволяет им дружно в определенном ритме, согласуя слова с движениями, произносить речитативы, требующиеся во многих играх ("Кот идет", "Космонавты", "Два Мороза").
У детей в этом возрасте костно-связочный аппарат пластичен и гибок. Он легко податлив к деформациям под влиянием односторонней нагрузки и больших мышечных напряжений. Поэтому не допускают применение игр с переноской, перебрасыванием тяжелых предметов (набивных мячей) и перетягиванием.
Для проведения большинства игр в 1-4 классах нужны пособия и инвентарь. У детей зрительный рецептор развит слабо, внимание рассеяно, поэтому им нужен красочный инвентарь.
Объяснять игры им надо кратко, т.к. они стремятся воспроизвести в действиях всё изложенное руководителем. Рассказ об игре в форме сказки воспринимается детьми с большим интересом и способствует воспитанию воображения, творческому исполнению ролей в игре.
Методика проведения подвижных игр в средних классах.
- В этом возрасте резко повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономичные движения.
- Это позволяет проводить игры с большей интенсивностью, длительнее по времени.
- У подростков формируется и укрепляется волевая сфера, ярче проявляются такие качества, как: смелость, решительность, самостоятельность (защита укрепления, не давай мяч водящему).
- Особое место занимают командные игры, где участники вступают в непосредственное соприкосновение с противником ("Борьба за мяч", "Мяч капитану").
- При объяснении особое внимание обратить на правила игры. Серьезно отнестись к судейству, дети в этом возрасте очень строго оценивают объективность судьи.
- Подвижные игры на уроках проводятся в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и лыжной подготовкой.
- Мальчиков привлекают игры с элементами силовой борьбы ("Выталкивание из круга", "Хоккей с набивным мячом"), а девочек – игры с элементами танца ("Музыкальные змейки", "Смена пар").
В работе со школьниками 10-11 классов используются игры учащихся предшествующей возрастной группы, но они должны быть усложнены в повышении требований к точности выполнения тех или иных технических приемов.
Основное место в этот период занимают спортивные игры, а подвижные игры являются вспомогательным средством, позволяющим совершенствовать и развивать физические качества, закреплять отдельные навыки, тактику поведения в спортивных играх и различных видах спорта.
Подвижные игры со спортивными элементами могут быть так же использованы в качестве разминки, в качестве активного отдыха на занятиях тем или другим видом спорта.
Типы уроков с применением подвижных игр.
Уроки с применением подвижных игр могут быть игровые и смешанные.
Игровые уроки – это такие уроки, когда задачи решаются только с помощью игр.
Смешанные уроки – когда задачи урока решают с помощью игр и других средств физического воспитания.
Только в младших классах проводятся игровые уроки с применением подвижных игр. Если игровой урок посвящен какой-то тематике: "Прогулка в лес зимой", "Полет на Луну", "Рыбалка"), то он называется игровой – тематический урок .
Например: схема игрового-тематического урока в 1 классе "Прогулка в лес зимой".
Игры-эстафеты на уроках физической культуры
Эстафеты применяются на уроке физической культуры в подготовительной и основной частях урока. В заключительной части урока эстафеты не проводятся, т.к. они повышают эмоциональное состояние занимающихся.
В подготовительной части урока эстафеты проводятся с целью общей и специальной разминки, для развития определенных двигательных качеств (быстроты, ловкости, прыгучести). Следует выбирать такие эстафеты, в которых участвуют одновременно все занимающиеся или задания выполняются поочередно (Веревочка под ногами, прыжки по шпалам).
В основной части урока эстафеты проводятся в начале, в середине и в конце с целью качественной проверки изученного материала: эстафеты с элементами баскетбола, волейбола, гимнастики, легкой атлетики и т.д. Эстафеты в основной части урока решают образовательные задачи: совершенствование техники передач, ловли, бросков, низкого и высокого старта и т.д.
При подборе эстафет акцент может быть сделан на развитие определенных двигательных способностей: быстроты реакции и скорости движений, прыгучести и ловкости, силы и выносливости, координации движений и согласованности действий с партнером.
Таким образом, при подборе эстафет необходимо учитывать:
- Форму занятия, в которое включена эстафета (урок, занятие спортивной секции, утренняя зарядка и пр.).
- Целевую установку занятия – поставленные перед ним педагогические задачи.
- Количественный состав группы по возрасту и полу.
- Уровень физической и технической подготовленности занимающихся
- Условия и место проведения игр – размеры зала, площадки, наличие инвентаря.
- Состояние участников – характер их деятельности перед игрой и непосредственно после игры.
Эстафета – это соревнование, в котором очень важно объективно определить команду-победительницу, поэтому надо вовремя фиксировать все нарушения правил игры.
В тех эстафетах, где нарушения правил неизбежны или критерием основной оценки является качество исполнения, следует ввести штрафные очки.
Каждой команде предварительно начисляются за I место 10 очков, за II – 8, за III –6 и т.д. Каждая ошибка оценивается в 1 штрафное очко. Команда "А", закончившая эстафету первой, допускает 4 штрафных очка, а команда "Б", закончившая эстафету 2-ой, допускает 1 штрафное очко. Команда "А" получает – 6 очков, а команда "Б" – 7 очков, в итоге побеждает команда "Б" – несмотря на то, что она закончила эстафету второй. За победу команде дается 2 очка, поражение – 1 очко.
Правила эстафет
- Количество игроков (мальчиков и девочек) равное.
- Впереди в колоннах ребята меньшего роста.
- Забеги в командах строго по очереди.
- Раньше времени выбегать за линию старта не разрешается.
- Заканчивает эстафету в команде игрок, который начинал.
- Эстафета продолжается до тех пор, пока не выполнят все игроки.
- Результат подводится по очкам.
- За каждую ошибку назначается штрафное очко.
- Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
- Победители и призеры эстафет могут определиться следующим образом:
а) по быстроте выполнения задания;
б) по точности и качеству их выполнения;
в) по комплексной оценке – быстрота и качество исполнения.
ЛИТЕРАТУРА
- 500 игр и эстафет. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 304 с., ил. – (Спорт в рисунках).
- Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры – к спорту: Сборник эстафет и игровых заданий. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 80 с., ил.
- Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 120 с.
- Коротков И.М. Подвижные игры в пионерском лагере: Учебное пособие для студентов педагогического и тренерского факультетов ГЦОЛИФКа. – М.: 1984. – 56 с.
- Коротков И.М. Подвижные игры детей. – М.: Сов.Россия, 1987. – 160 с.: ил.
- Коротков И.М. Подвижные игры: Методические рекомендации для студентов тренерского и спортивного факультетов ГЦОЛИФКа. – М.: 1984. – 25 с.
- Кузнецов В.С., Клодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами: Метод.пособие. – М.: Изд-во НЦЭНАС, 2002. – 136 с. – (Портфель учителя).
- Мишенькина В.Ф., Рогов И.А., Гераськин А.А., Шалаев О.С. Подвижные игры во внеклассной работе общеобразовательной школы. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2003. – 108 с.
- Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. –279 с.
- Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 229 с.