СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры (методические рекомендации)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подбор самых популярных и значимых игр для младших школьников  (из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры (методические рекомендации)»

Романенко Татьяна Леонидовна, учитель физической культуры, МОУ «Средняя общеобразовательная школа№3 г.Свирск», Методическая разработка по теме: «Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»


Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает мир. В современном обществе подвижным играм уделяется все меньше времени, так как на смену пришли компьютерные игры. Если раньше дети разных возрастов играли на улице в прятки, классики, прыгали на скакалках, то сейчас этого просто не увидишь. Настораживает, что любимой игрушкой детей является компьютер, что они отдают предпочтение «стрелялкам».

Работая учителем физической культуры, отмечаю, что дети приходят в школу со слабым физическим развитием - не умеют приседать, прыгать на скакалке, бегать. Наши первоклассники - гиперактивные, легковозбудимые, нервные и психически неуравновешенные.

Известно, что отклонения в физическом развитии отрицательно сказывается на поведении ребенка, тормозят его умственную деятельность. Дети быстро утомляются, пассивны на занятиях, застенчивы и безынициативны, часто не успевают закончить работу вовремя, движения их не координированы, эти ребята не умеют правильно брать дыхание.

Центральной нервной системой регулируется вся жизнедеятельность организма. Умеренная физическая тренировка и физический труд укрепляют нервную систему, улучшает соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, создают у ребенка уравновешенное нервно-психическое состояние. В детстве, благодаря высокой пластичности нервной системы, легче образуются условно рефлекторные связи, вырабатываются новые сочетания движений, которые ведут к образованию навыков многочисленных движений, необходимых человеку в жизни.

Говоря о содействии игры умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится быстро выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности.

Подвижные игры развивают и совершенствуют двигательные навыки и умения детей и имеют огромное воспитательное и эмоциональное воздействие на учащихся. Наличие интереса к игре, желание выиграть помогает сосредоточить внимание, активизировать восприятие, память, воображение. Для воспитания инициативы, развития фантазии детей, можно предложить им самим придумать новые упражнения.

Регулярные занятия физическими упражнениями воспитывают также навыки поведения в коллективе, способность проявлять волевые усилия, развивают инициативу и самостоятельность, помогает выработать привычку систематически заниматься физической культурой и спортом, привить важнейшие гигиенические навыки. Большое место занимают упражнения для мелких мышц кистей рук, стоп, шеи, а также сочетание нескольких упражнений, выполняемых слитно.

Одним из условий всестороннего развития растущего человека – это развитие основных движений, которые не только обуславливают развитие координации движений, силы, пространственной ориентировки, но и способствуют развитию ловкости, быстроты, выносливости – что необходимо для будущего школьника. Важно упражнять ребят в разных видах ходьбы и бега, которые окажутся необходимыми и в туристических походах, дальних прогулках.

Одной из важных задач физического воспитания детей младшего школьного возраста наряду с формированием у них основных движений является развитие двигательных качеств. Необходимо использовать специальные упражнения для развития быстроты, ловкости, силы. Дети с быстрыми резкими движениями быстрой реакцией с удовольствием соревнуются в беге на скорость, более выносливые сложные сочетания основных движений, например, бег змейкой с перепрыгиванием и т. д. способствует развитию ловкости детей. Ловкость развивается во многих подвижных играх, так как в них приходится приспосабливаться  к изменяющимся игровым ситуациям, быстро менять движения, положение тела.

Учителя физической культуры отмечают, что у первоклассников лучше развиты мышцы разгибатели туловища, слабее – мышцы плечевого пояса. Поэтому необходимо активно содействовать укреплению именно эту группу мышц, что поможет достичь гармонического развития всех мышечных групп.

На важность и необходимость мышечных движений человека для развития деятельности мозга указывал ученик И.П.Павлова академик Быков. Он говорил, что без мышечных движений невозможно познание природы, тем более переделка ее в процессе труда, ни совершенствование самого человека в процессе воспитания.

Формирование двигательных умений младших школьников лучше всего происходит в игре. Тут мы подходим к истине о пользе подвижных игр, в которые можно играть без специальной подготовки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила можно изменить по желанию. Подвижных игр много, они разнообразны, хороши ещё и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. Всегда есть игры, которые особенно любимы ребятами. Это пятнашки, прятки, игры со скакалкой, палкой, мячом, лентами.

Хотелось бы вспомнить игры, в которые больше всего любят играть дети:

1. Игры, которые с интересом играют в небольших помещениях (классе) –«Вороны и воробьи», «Передал – садись», «Вызов номеров», «Эстафета зверей», «Круговая эстафета», «Самые быстрые», «Доброе утро, охотник!»

2.Игры, которые с удовольствием играют ребята в спортзале, на воздухе («Вытащи платок», «Своему ловцу», «Больше передач», эстафеты с мячом и без мяча, «Пионербол», «Пионербол с двумя мячами».


ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.Н. Вавилова, Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1983.

  2. И.М. Коротков, Подвижные игры во дворе. – М.: Знание, 1987. Серия «Физкультура и спорт»; №5.

  3. Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время / С.Л. Садыкова, Е. И. Лебедева, - Волгоград: Учитель, 2008.

  4. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004 – 624 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!