Тема внеурочного занятия: Собака – друг человека
Класс: 2
Цель: формирование основ исследовательской деятельности на основе изучения подвига известных собак
Задачи:
Образовательные:
Выявить понимание учащимися возможностей собак в жизни человека
Исследовать истории конкретных собак, достижения которых отмечены в истории общества
Формировать умение представлять истории выдающихся собак.
Развивающие:
2.1. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь учащихся
2.2. Формировать умение высказывать собственную точку зрения, обосновывать ее с учетом норм аргументирования и ведения конструктивной беседы
2.3. Формировать презентационные навыки детей
Воспитывающие:
3.1. Воспитывать гуманное и уважительное отношение детей к собакам, как братьям нашим меньшим
3.2. Воспитывать умение вести позитивное сотрудничество в процессе построения исследовательского взаимодействия
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- понимать вклад собак – героев в развитие, исход событий, важных для человечества.
Метапреметные УУД:
познавательные УУД
– находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
- анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне;
- представлять информацию в разных формах.
коммуникативные УУД
- слушать и понимать окружающих, договариваться и распределять обязанности при работе в группе;
- строить устные высказывания, аргументировать свою точку зрения;
регулятивные УУД
– определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической ;
- планировать и осуществлять простейшие эксперименты, анализировать результаты своей деятельности;
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя икт;
- оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Личностные УУД:
- осознавать границы своего знания-незнания;
-осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Конспект занятия
План-конспект занятия
1.Подведение учащихся к формулированию темы проекта, задач, гипотезы
- Ребята, вы любите собак?
- Почему?
- Из всех животных не так уж и много видов получилось приручилось настолько, чтобы жить и работать бок о бок с человеком. Среди них достойное место занимают наши помощники — собаки. Главная их миссия на земле, быть нашими верными друзьями.
- Сейчас практически у каждого человека есть четвероногий друг: кот, шиншилла, хомячок или собака.
- За что мы любим собак?
- Конечно, это друг, защитник, который не подведет.
- У многих литературных героев были друзья – собаки.
- Давайте вспомним их. Посмотрите на интерактивную доску, здесь есть литературные герои и имена их собак.
- Рассмотрите внимательно всех героев и соотнесите имена собак с ними.
Дядя Федор – Шарик
Мальвина – Артемон
Элли – Тотошка
- Каждая собака в этом литературном произведение не только поддерживала героя, но и помогала в сложных ситуациях.
- Как вы думаете, могут ли в реальной жизни собаки совершить подвиги?
-Как вы думаете, над каким проектным исследованием мы будем сегодня работать?
Слайд Тема проекта: Собаки - герои
- Мы выступим с вами в роли исследователей.
- Что мы можем узнать в рамках нашего исследования?
- Какова цель исследования?
Слайд Цель проекта: изучить героические подвиги собак, ставших известными в стране и мире.
- Какие задачи мы поставим перед собой?
Слайд
Исследовать исторические факты о собаках – героях.
Подготовить РАССКАЗ о собаках – героях.
Выступить перед одноклассниками с РАССКАЗОМ о собаке герое.
- Как вы думаете, что могло бы произойти, если бы собаки – герои не совершили свой подвиг?
- Проводя исследование, ученые всегда выдвигают гипотезы. А раз вы сегодня тоже в роли ученых, которые проводят своё исследование, попробуйте сформулировать варианты гипотезы.
- Позвольте, я обобщу ваши мнения в такую гипотезу.
Слайд Гипотеза исследования: Если бы собаки не совершили свой героический подвиг, то в жизни человека могла бы случиться трагедия.
2. Выявление знаний детей о собаках – героях.
- Каких собак – героев, получивших известность, вы знаете?
- Чем знаменита эта собака?
3. Определение поля проблемного исследования
- Посмотрите на экран. Это фото собак, совершивших героические подвиги (На слайде Белка-Стрелка, Джульбарс, Бальто)
- Знаете ли вы, кто здесь изображен?
- Что вы знаете о них?
- Хотите узнать больше?
4. Деление учащихся на исследовательские микрогруппы. Предъявление задач исследования
- Сейчас вы поработаете в парах, и подготовите интересный, содержательный рассказ о этих собаках – героях, который представим в форме «устного журнала». Информацию вы найдете в интернете, воспользовавшись планшетом.
- Так как работать вы будете в парах, давайте вспомним правила работы в паре. Прочитайте различные способы работы в парах, представленные на слайде, и выбросите в «мусор» те, которые недопустимы.
РАБОТАЕМ ДРУЖНО, НО НЕ ГОВОРИМ ВСЕ СРАЗУ
ГОВОРИ ГРОМКО
КОГДА ГОВОРИТ ОДИН, ДРУГОЙ - СЛУШАЕТ
ВСЕ СМОТРЯТ НА ГОВОРЯЩЕГО
НЕ СМОТРИ НА ГОВОРЯЩЕГО
НЕ СОГЛАСЕН – СПОРЬ
НЕ СОГЛАСЕН – ДОСЛУШАЙ, И СКАЖИ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ
ЕСЛИ НЕ ПОНЯЛ, ПЕРЕСПРОСИ
В РАБОТЕ ДЕЛАЙ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ИНТЕРЕСНО
КАЧЕСТВЕННО ВЫПОЛНЯЙ СВОЮ РАБОТУ
ВСЕГДА ПРОВЕРЯЙ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
- Итак, поднимаем руку.
- Выходи к доске и убирай
- Давайте прочтем полученные правила. Вслух прочтет.
- Соблюдайте их, они условие вашей работы.
- Сейчас с помощью жеребьевки мы определим, подвиг какой собаки вы будете изучать.
5. Поисковая деятельность в парах.
- Итак, все подготовительные работы совершены.
- Послушайте порядок работы.
- С помощью планшета, вы заходите в Интернет и делаете поисковой запрос «Подвиг ….(кличка собаки)
- Затем ищете информацию по плану: НА СЛАЙД
Когда и где был совершен подвиг?
В чем состоит подвиг?
Какое значение имел этот подвиг для человека?
- На работу вам дается 3 (5) минут.
6. Организация последовательности выступления.
- Договоритесь, кто будет выступать от вашей пары. Помните, что выступая перед одноклассниками, вы должны говорить четко, ясно, выразительно. Ваше выступление будет оцениваться с помощью смайликов НА СЛАЙД
- Все было понятно, выступление было интересным и эмоциональным
- Выступление было нечетким, безэмоциональным, что-то было не понятно.
- Ничего не понял из выступления.
- Кроме того, после выступления слушатели должны будут задать по одному вопросу от пары выступающему.
7. Выступление учеников в рамках устного журнала
- Прошу первую (вторую, третью) пару представить классу результаты вашего исследования. (СЛАЙД – фото собаки)
- Пожалуйста, задайте вопросы выступающему.
- Оцените выступление выступающего смайликами, воспользуйтесь подсказкой на экране.
8. Подведение к общим выводам исследования.
- Молодцы, вы старались, пусть не все получилось идеально, но мы еще только учимся.
- Чтобы вы еще хотели узнать о собаках – героях?
- Как человек выражает благодарность собакам, совершившим подвиги? ( ставит памятники, снимает фильмы, мультфильмы, пишет книги и стихи)
- Предлагаю Вас сегодня прийти домой и посмотреть мультфильм про Балто.
- Ребята, а ваши домашние собаки могут совершить подвиг? Какой?
- Как мы должны относится к нашим питомцам, чтобы они всегда вставали на защиту человечества?
- Оцените сою работу с помощи смайлов:
- Отлично работал, отвечал на все вопросы, был активным.
- Затруднялся в ответах на некоторые вопросы, но старался учавствовать в работе класса.
- Работал мало, было много затруднений.
- Спасибо за работу, в будущем вы вполне можете стать исследователями в различных направлениях наук
ПЛАН ОТВЕТА: Когда и где был совершен подвиг? В чем состоит подвиг? Какое значение имел этот подвиг для человека? |
ПЛАН ОТВЕТА: Когда и где был совершен подвиг? В чем состоит подвиг? Какое значение имел этот подвиг для человека? |
ПЛАН ОТВЕТА: Когда и где был совершен подвиг? В чем состоит подвиг? Какое значение имел этот подвиг для человека? |
Джульбарс
Белка и Стрелка
Балто
Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности
ФИО участника_____________________
Класс 2
Предмет окружающий мир
Тема «Про кошек и собак » (раздел «Природа»)
Тема проекта «Собаки - герои»
Исследуемый объект: знаменитые собаки, совершившие подвиги, имеющие значение для человечества
Цель проекта: узнать о подвигах знаменитых собак
Продукт проекта: Информационный «Собаки-герои»
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
Предметные УУД:
- понимать вклад собак – героев в развитие, исход событий, важных для человечества.
Метапреметные УУД:
познавательные УУД
– находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
- анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне;
- представлять информацию в разных формах.
коммуникативные УУД
- слушать и понимать окружающих, договариваться и распределять обязанности при работе в группе;
- строить устные высказывания, аргументировать свою точку зрения;
регулятивные УУД
– определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической ;
- планировать и осуществлять простейшие эксперименты, анализировать результаты своей деятельности;
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя икт;
- оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Личностные УУД:
- осознавать границы своего знания-незнания;
-осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Продукт |
Подготовительный этап | 1. Вводная беседа о роли собак в жизни человека 2. Знакомство с типичными «профессиями» собак. 3.Создание проблемной ситуации о возможности собаки совершить подвиг. | 1. Знакомятся с содержательными аспектами выражения «Собака – друг и помощник человека». 2. Знакомство с профессиями собак./подготовка рассказов о профессиях собак 3.Осознание возможности собаки совершить подвиг. | Интеллектуальная потребность знакомства с профессиями собак и подвигами собак – героев. |
Исследовательский этап | 1.Подведение учащихся к формулированию темы проекта, задач, гипотезы 2. Определение поля проблемного исследования .Выявление знаний детей о собаках – героях. 3. Деление учащихся на исследовательские микрогруппы. Предъявление задач исследования 4. Поисковая деятельность в парах. 5. Организация последовательности выступления. 6. Выступление учеников в рамках устного журнала 8. Подведение к общим выводам исследования. | 1. Формулируют тему проекта, выдвигают задачи, выдвигают гипотезу 2. Актуализируют собственные знания о собаках, совершивших героический подвиг. 3. Принимают задачи исследования 4.Осуществляют поиск и отбор информации по плану исследования 5. Принимают критерии оценки выступления как ориентир собственной презентационной деятельности. 6.Представляют результат исследования (рассказ), отвечают на вопросы, оценивают качество выступления.. 5. Формулирование общих выводов исследования | Устный журнал «Собаки-герои» |
Заключительный этап | 1.Презентация результатов исследования на информационном стенде 2.Организация рефлексии в микрогруппах, в аспекте: -достижения поставленной цели и решения задач; -оценки вклада каждого участника. 3. Организация планирования тем последующих исследований | 1.Оформляют материалы исследования на информационном стенде 2.Осуществляют рефлексию по выделенным аспектам. 3. Определяют темы возможных исследований в рамках внеурочной проектной деятельности по окружающему миру | 1.Информационный стенд «Собаки-герои» 2.Определение перспектив работы, как направлений социализации личности младшего школьника |