СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка в ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование одного слова «СУХОЙ» (подготовка к ОГЭ)

Цели урока:

образовательные: комплексное повторение по отдельным разделам («Лексика», «Словообразование», «Синтаксис», «Пунктуация»);

развивающие: развитие познавательного интереса, развитие исследовательских навыков, развитие образного мышления, развитие речи.

воспитательные: воспитание интереса к истории слова, воспитание интереса к языку вообще, развитие умения устанавливать межпредметные связи.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка в ОГЭ»

Задание: рассмотрите предложенные изображения и скажите, каким словом можно их объединить?

Задание: рассмотрите предложенные изображения и скажите, каким словом можно их объединить?

Исследование лексического значения слова Задание: проанализировав предложенные словосочетания, попробуйте определить значения слова «сухой»: СУХОЕ ПОЛОТЕНЦЕ СУХАЯ ДОРОГА СУХОЙ СТАРИК СУХОЙ ХЛЕБ СУХОЙ ПРИЕМ СУХАЯ НИЧЬЯ

Исследование лексического значения слова

Задание: проанализировав предложенные словосочетания, попробуйте определить значения слова «сухой»:

СУХОЕ ПОЛОТЕНЦЕ

СУХАЯ ДОРОГА

СУХОЙ СТАРИК

СУХОЙ ХЛЕБ

СУХОЙ ПРИЕМ

СУХАЯ НИЧЬЯ

Исследование лексического значения слова Задание: проанализировав предложенные словосочетания, попробуйте определить значения слова «сухой»:  СУХОЕ ПОЛОТЕНЦЕ - Не содержащий влаги, не мокрый, не замоченный. СУХАЯ ДОРОГА - Лишённый воды, грязи. СУХОЙ СТАРИК - То же, что худощавый СУХОЙ ПРИЁМ — Лишённый мягкости, доброты; безучастный, неласковый. СУХОЙ ХЛЕБ — Лишённый или лишившийся свежести, сочности, мягкости; высушенный или высохший. СУХАЯ НИЧЬЯ - О счёте в игре: такой, при котором проигравший не получил ни одного очка.

Исследование лексического значения слова

Задание: проанализировав предложенные словосочетания, попробуйте определить значения слова «сухой»:

СУХОЕ ПОЛОТЕНЦЕ - Не содержащий влаги, не мокрый, не замоченный.

СУХАЯ ДОРОГА - Лишённый воды, грязи.

СУХОЙ СТАРИК - То же, что худощавый

СУХОЙ ПРИЁМ — Лишённый мягкости, доброты; безучастный, неласковый.

СУХОЙ ХЛЕБ — Лишённый или лишившийся свежести, сочности, мягкости; высушенный или высохший.

СУХАЯ НИЧЬЯ - О счёте в игре: такой, при котором проигравший не получил ни одного очка.

Задание:  Замените разговорное слово «ведренная» в предложении: «Сердце радуется: на улице стоит ведренная погода» стилистически нейтральным синонимом.   ВЁДРО, -а, ср. (прост.). Летняя сухая погода. Сердце радуется: на улице стоит сухая погода.

Задание:

Замените разговорное слово «ведренная» в предложении: «Сердце радуется: на улице стоит ведренная погода» стилистически нейтральным синонимом.

ВЁДРО, -а, ср. (прост.). Летняя сухая погода.

Сердце радуется: на улице стоит сухая погода.

Задание:  Замените разговорное слово «сухопарый» в предложении: «Невысокий сухопарый мальчик держал двумя руками саксофон, и казалось, что инструмент хочет вырваться, а он его от себя не отпускает» стилистически нейтральным синонимом.   Невысокий худой мальчик держал двумя руками саксофон, и казалось, что инструмент хочет вырваться, а он его от себя не отпускает.

Задание:

Замените разговорное слово «сухопарый» в предложении: «Невысокий сухопарый мальчик держал двумя руками саксофон, и казалось, что инструмент хочет вырваться, а он его от себя не отпускает» стилистически нейтральным синонимом.

Невысокий худой мальчик держал двумя руками саксофон, и казалось, что инструмент хочет вырваться, а он его от себя не отпускает.

Исследование лексической сочетаемости некоторых однокоренных слов Задание:  - прочитайте выражения и найдите лишнее, объясните, по каким признакам вы исключили то или иное выражение. СУХАЯ ЗЕМЛЯ ГОВОРИЛ СУХО СУХОСТЬ КОЖИ ЗЕМЛЯ СУХА - определите способ связи слов в предложенных словосочетаниях.

Исследование лексической сочетаемости некоторых однокоренных слов

Задание:

- прочитайте выражения и найдите лишнее, объясните, по каким признакам вы исключили то или иное выражение.

СУХАЯ ЗЕМЛЯ

ГОВОРИЛ СУХО

СУХОСТЬ КОЖИ

ЗЕМЛЯ СУХА

- определите способ связи слов в предложенных словосочетаниях.

Задание:  - объясните постановку запятых на месте цифр. - укажите цифры, обозначающие запятые при обращении. Эй(1) Сухой (2) - закричал издали Петька, - поворачивай обратно, мы (3) кажется (4) на муравейник набрели.

Задание:

- объясните постановку запятых на месте цифр.

- укажите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Эй(1) Сухой (2) - закричал издали Петька, - поворачивай обратно, мы (3) кажется (4) на муравейник набрели.

Задание: укажите средства выразительности, использованные в следующих предложениях: Она посмотрела вокруг сухим взором.  Передо мной стоял высокий сухой, как жердь, человек.  Иванову вновь удалось выйти сухим из воды.

Задание: укажите средства выразительности, использованные в следующих предложениях:

  • Она посмотрела вокруг сухим взором.

  • Передо мной стоял высокий сухой, как жердь, человек.

  • Иванову вновь удалось выйти сухим из воды.

Задание:  - запишите слова, вставляя пропущенные буквы. - определите часть речи, объясните правописание одной и двух Н.   СУШЁ .. ЫЙ и ПОДСУШЕ .. ЫЙ

Задание:

- запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

- определите часть речи, объясните правописание одной и двух Н.

СУШЁ .. ЫЙ и ПОДСУШЕ .. ЫЙ

Задание: рассмотрите изображения и составьте словосочетания со словом СУХОЙ. Сухое молоко Сухая вода

Задание: рассмотрите изображения и составьте словосочетания со словом СУХОЙ.

Сухое молоко

Сухая вода

Исследование текста Задание: прочитайте текст, выполните задания. (1) «Сухая вода» - уникальный материал, состоящий из капель, которые не дают слиться кремниевым наночастицам», - утверждают создатели «сухой воды». (2) Они полагают, что их разработка поможет создавать новые безопасные методы хранения метана. (3) «Сухая вода» будет незаменима в разработке новых гелей для улавливания газа, а также для хранения углекислоты, что поможет справиться с глобальным потеплением.

Исследование текста

Задание: прочитайте текст, выполните задания.

(1) «Сухая вода» - уникальный материал, состоящий из капель, которые не дают слиться кремниевым наночастицам», - утверждают создатели «сухой воды». (2) Они полагают, что их разработка поможет создавать новые безопасные методы хранения метана. (3) «Сухая вода» будет незаменима в разработке новых гелей для улавливания газа, а также для хранения углекислоты, что поможет справиться с глобальным потеплением.

(4) Итак, учёные создали вещество, которое выглядит, как вода, течёт, как вода, и быстро тушит огонь, как вода. (5) Кипит «сухая вода» при температуре 49 градусов по Цельсию. (6) Температура замерзания – минус 108 градусов по Цельсию. (7) Ещё эта вода имеет секрет: она не содержит атомов водорода. (8) Но в отличие от воды настоящей «новая вода» не повреждает ничего: ни электроники, ни произведений искусства, ни мебели: она является фактически сухим веществом.

(4) Итак, учёные создали вещество, которое выглядит, как вода, течёт, как вода, и быстро тушит огонь, как вода. (5) Кипит «сухая вода» при температуре 49 градусов по Цельсию. (6) Температура замерзания – минус 108 градусов по Цельсию. (7) Ещё эта вода имеет секрет: она не содержит атомов водорода. (8) Но в отличие от воды настоящей «новая вода» не повреждает ничего: ни электроники, ни произведений искусства, ни мебели: она является фактически сухим веществом.

 (9) Новую жидкость будут применять в системах пожаротушения. (10) Эта жидкость обладает всеми противопожарными свойствами воды, а будучи разбрызганной на очаг пожара, эффективно подавляет пламя. (11) В процессе распыления новое вещество обращается в пар, а в виде жидкости оно ждёт своего часа в баллонах автоматической противопожарной системы, где хранится под давлением.

(9) Новую жидкость будут применять в системах пожаротушения. (10) Эта жидкость обладает всеми противопожарными свойствами воды, а будучи разбрызганной на очаг пожара, эффективно подавляет пламя. (11) В процессе распыления новое вещество обращается в пар, а в виде жидкости оно ждёт своего часа в баллонах автоматической противопожарной системы, где хранится под давлением.

(12) Новые системы тушения пожара могут подавлять пламя, не повреждая книг, картин, электроники. (13) На недавней демонстрации в передаче «Доброе утро, Америка» в сосуд с этой жидкостью погружали книги и электронные приборы. (14) После того как предметы вынимали, жидкость испарялась с их поверхностей за секунду, не оставляя абсолютно никаких следов и не производя никаких изменений в структуре например бумаги.

(12) Новые системы тушения пожара могут подавлять пламя, не повреждая книг, картин, электроники. (13) На недавней демонстрации в передаче «Доброе утро, Америка» в сосуд с этой жидкостью погружали книги и электронные приборы. (14) После того как предметы вынимали, жидкость испарялась с их поверхностей за секунду, не оставляя абсолютно никаких следов и не производя никаких изменений в структуре например бумаги.

 (15) Интересно, что новая жидкость химически вмешивается в реакцию горения и подавляет её; «новая вода», испаряясь, охлаждает очаг возгорания – перекрывается доступ кислорода к огню. (16) Как полагают американские изобретатели, это идеальное решение для встроенных противопожарных систем в различных учреждениях: библиотеках, музеях, больницах, узлах телекоммуникаций и вычислительных центрах.

(15) Интересно, что новая жидкость химически вмешивается в реакцию горения и подавляет её; «новая вода», испаряясь, охлаждает очаг возгорания – перекрывается доступ кислорода к огню. (16) Как полагают американские изобретатели, это идеальное решение для встроенных противопожарных систем в различных учреждениях: библиотеках, музеях, больницах, узлах телекоммуникаций и вычислительных центрах.

 Ответы:  3 Распыления Центрах вычисления Буду применять 1 5

Ответы:

  • 3
  • Распыления
  • Центрах вычисления
  • Буду применять
  • 1
  • 5

Рефлексия Была ли информация, предложенная вам на уроке, сухой? сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось…

Рефлексия

Была ли информация, предложенная вам на уроке, сухой?

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

 Домашнее задание: Написать сочинение-рассужение на тему «Сухая вода – необыкновенное вещество»

Домашнее задание:

Написать сочинение-рассужение

на тему

«Сухая вода – необыкновенное вещество»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!