Задание: рассмотрите предложенные изображения и скажите, каким словом можно их объединить?
Исследование лексического значения слова
Задание: проанализировав предложенные словосочетания, попробуйте определить значения слова «сухой»:
СУХОЕ ПОЛОТЕНЦЕ
СУХАЯ ДОРОГА
СУХОЙ СТАРИК
СУХОЙ ХЛЕБ
СУХОЙ ПРИЕМ
СУХАЯ НИЧЬЯ
Исследование лексического значения слова
Задание: проанализировав предложенные словосочетания, попробуйте определить значения слова «сухой»:
СУХОЕ ПОЛОТЕНЦЕ - Не содержащий влаги, не мокрый, не замоченный.
СУХАЯ ДОРОГА - Лишённый воды, грязи.
СУХОЙ СТАРИК - То же, что худощавый
СУХОЙ ПРИЁМ — Лишённый мягкости, доброты; безучастный, неласковый.
СУХОЙ ХЛЕБ — Лишённый или лишившийся свежести, сочности, мягкости; высушенный или высохший.
СУХАЯ НИЧЬЯ - О счёте в игре: такой, при котором проигравший не получил ни одного очка.
Задание:
Замените разговорное слово «ведренная» в предложении: «Сердце радуется: на улице стоит ведренная погода» стилистически нейтральным синонимом.
ВЁДРО, -а, ср. (прост.). Летняя сухая погода.
Сердце радуется: на улице стоит сухая погода.
Задание:
Замените разговорное слово «сухопарый» в предложении: «Невысокий сухопарый мальчик держал двумя руками саксофон, и казалось, что инструмент хочет вырваться, а он его от себя не отпускает» стилистически нейтральным синонимом.
Невысокий худой мальчик держал двумя руками саксофон, и казалось, что инструмент хочет вырваться, а он его от себя не отпускает.
Исследование лексической сочетаемости некоторых однокоренных слов
Задание:
- прочитайте выражения и найдите лишнее, объясните, по каким признакам вы исключили то или иное выражение.
СУХАЯ ЗЕМЛЯ
ГОВОРИЛ СУХО
СУХОСТЬ КОЖИ
ЗЕМЛЯ СУХА
- определите способ связи слов в предложенных словосочетаниях.
Задание:
- объясните постановку запятых на месте цифр.
- укажите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Эй(1) Сухой (2) - закричал издали Петька, - поворачивай обратно, мы (3) кажется (4) на муравейник набрели.
Задание: укажите средства выразительности, использованные в следующих предложениях:
- Она посмотрела вокруг сухим взором.
- Передо мной стоял высокий сухой, как жердь, человек.
- Иванову вновь удалось выйти сухим из воды.
Задание:
- запишите слова, вставляя пропущенные буквы.
- определите часть речи, объясните правописание одной и двух Н.
СУШЁ .. ЫЙ и ПОДСУШЕ .. ЫЙ
Задание: рассмотрите изображения и составьте словосочетания со словом СУХОЙ.
Сухое молоко
Сухая вода
Исследование текста
Задание: прочитайте текст, выполните задания.
(1) «Сухая вода» - уникальный материал, состоящий из капель, которые не дают слиться кремниевым наночастицам», - утверждают создатели «сухой воды». (2) Они полагают, что их разработка поможет создавать новые безопасные методы хранения метана. (3) «Сухая вода» будет незаменима в разработке новых гелей для улавливания газа, а также для хранения углекислоты, что поможет справиться с глобальным потеплением.
(4) Итак, учёные создали вещество, которое выглядит, как вода, течёт, как вода, и быстро тушит огонь, как вода. (5) Кипит «сухая вода» при температуре 49 градусов по Цельсию. (6) Температура замерзания – минус 108 градусов по Цельсию. (7) Ещё эта вода имеет секрет: она не содержит атомов водорода. (8) Но в отличие от воды настоящей «новая вода» не повреждает ничего: ни электроники, ни произведений искусства, ни мебели: она является фактически сухим веществом.
(9) Новую жидкость будут применять в системах пожаротушения. (10) Эта жидкость обладает всеми противопожарными свойствами воды, а будучи разбрызганной на очаг пожара, эффективно подавляет пламя. (11) В процессе распыления новое вещество обращается в пар, а в виде жидкости оно ждёт своего часа в баллонах автоматической противопожарной системы, где хранится под давлением.
(12) Новые системы тушения пожара могут подавлять пламя, не повреждая книг, картин, электроники. (13) На недавней демонстрации в передаче «Доброе утро, Америка» в сосуд с этой жидкостью погружали книги и электронные приборы. (14) После того как предметы вынимали, жидкость испарялась с их поверхностей за секунду, не оставляя абсолютно никаких следов и не производя никаких изменений в структуре например бумаги.
(15) Интересно, что новая жидкость химически вмешивается в реакцию горения и подавляет её; «новая вода», испаряясь, охлаждает очаг возгорания – перекрывается доступ кислорода к огню. (16) Как полагают американские изобретатели, это идеальное решение для встроенных противопожарных систем в различных учреждениях: библиотеках, музеях, больницах, узлах телекоммуникаций и вычислительных центрах.
Ответы:
- 3
- Распыления
- Центрах вычисления
- Буду применять
- 1
- 5
Рефлексия
Была ли информация, предложенная вам на уроке, сухой?
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Домашнее задание:
Написать сочинение-рассужение
на тему
«Сухая вода – необыкновенное вещество»