Попова Галина Валентиновна, преподаватель
ГБПОУ АО «Котласский педагогический колледж им. А.М. Меркушева»
город Котлас Архангельской области
ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Содержание образования меняется, и от преподавателей физической культуры требуются новые подходы к преподаванию своего учебного предмета.
Физическая культура — это феномен единения физического и духовного в человеке, формирование культуры движений, это образ жизни и способ развития личности. Сегодняшнее образование нацеливает выпускника школы не только на то, чтобы он вышел в жизнь достаточно физически подготовленным, но и с развитым функциональным и двигательным потенциалом применительно к конкретным видам трудовой деятельности.
П.Ф.Лесгафт, вводя физическое образование в школу, имел в виду «достижение искусства в ремесле, профессии средствами физической культуры». В системе физического воспитания одним из основополагающих должен быть принцип связи физической культуры с практической жизнью общества. Следовательно, решая конкретные задачи физического воспитания, нужно отдавать предпочтение тем средствам, которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки прикладного характера. Обучающимся необходимо приобрести, возможно, больше разнообразных двигательных умений и навыков и получить разностороннее развитие физических способностей. Надо формировать активную жизненную позицию личности, а основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.
В то же время профессионально-прикладная физическая подготовка не может быть изолированной, оторванной от общей физической подготовки. Наоборот, ее эффективность возможна лишь на базе ОФП, только их тесная взаимосвязь и позволит осуществлять разностороннее физическое воспитание школьников.
Думающий современный преподаватель обогащает годовой тематический план различными комплексами физических упражнений профессионально - прикладного характера, методическими приемами для подготовки обучающихся к будущей трудовой деятельности. Однако освоить профессию и совершенствоваться в ней можно только при условии, что совершенствуются именно те физические качества, что наиболее существенны для освоения конкретной специальности.
В настоящее время особенно актуальны интенсификация производства, резкое повышение качества подготовки специалистов к конкретным видам деятельности: операторов дистанционных пультов управления, операторов технологических установок, машинистов башенных кранов, токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, сварщиков, станочников, монтажников, каменщиков, работников строительных профессий.
Таким образом, в школе необходимо создать базу высокой функциональной и двигательной подготовленности обучающихся, которая позволит быстро адаптироваться в условиях производства и успешно осваивать выбранную профессию.
На теоретических занятиях, и на практикумах рекомендуется прививать обучающимся на всех занятиях навыки по саморегуляции, учить их психологической готовности к действиям в любых опасных и трудных ситуациях, повышать функциональную устойчивость организма к необычным и экстремальным условиям.
Прикладная физическая подготовка — это оптимальное развитие основных физических качеств: выносливости (как общей, так и специальной), силы, координации движений. Но в каждом занятии, кроме развития основных физических качеств, рекомендуем планировать развитие и специальных качеств: устойчивости к гипоксии, укачиванию, перегрузкам, вестибулярной устойчивости.
При проведении тематических семинаров рекомендуется применять специальные формы работы с классными руководителями, родителями учащихся, учителями-предметниками: циклы лекций и бесед по профессиональной ориентации с учетом диагностики уровня физического здоровья и физического развития школьников; анкетирование «Кем я хочу стать»; изложения и сочинения на тему «Кем я хочу стать»; экскурсии на промышленные предприятия; встречи с новаторами производства; конференции «Как я готовлю себя к будущей профессии?»; выставки различных поделок «Город мастеров».
Интеграция учебных предметов, межпредметные связи позволяют решать задачи образовательной направленности каждого предмета, формировать специальные знания и ориентировать школьников на выбор профессии. Особенно актуальна задача - научить учеников добывать необходимые знания, ценить полученные информации о здоровом образе жизни, умении быть здоровым и исходя из этого нацелено выбирать будущую профессию.
Таким образом, преподаватель может помочь обучающимся выбрать будущую профессию не только по её романтическому ореолу или престижности, а по соответствию физическому развитию, подготовленности, психическому складу обучающегося. Учитель должен создать базу высокой функциональной и двигательной подготовленности обучающихся, которая позволит им быстро адаптироваться в условиях современного производства и успешно осваивать выбранную профессию.
1