ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ
Г.А. Баранова,
кандидат педагогических наук, доцент,
ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
Аннотация. В статье рассматривается вопрос подготовки педагога к реализации в образовательном процессе инклюзивной практики. Представлена программа коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, определены требования к содержанию программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Ключевые слова: процесс повышения квалификации педагога; дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); инклюзивное образование; коррекционно-педагогическая деятельность; психолого-педагогическое сопровождения детей с ОВЗ; программно-методическое обеспечение учебного процесса; программа коррекционной работы.
Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование. В ряде случаев состояние здоровья детей является фактором, препятствующим освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Эта группа школьников чрезвычайно неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, нарушениями речи, сочетанными недостатками развития. Вследствие этого необходима специальная подготовка педагогических кадров общеобразовательных учреждений, обеспечивающих инклюзивное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях разработки индивидуальных образовательных программ для обеспечения интеграции обучения и коррекции по всем разделам учебного плана, организации реабилитационного процесса для таких детей.
Одним из важных направлений подготовки педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является разработка программы коррекционной работы.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы может включать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общей группе (классе) по основной общеобразовательной программе или по (адаптированной) индивидуальной программе. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
В процессе разработки программы коррекционной работы нужно учитывать создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
К таким условиям относится[1]:
- осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого – медико - педагогической комиссии);
- организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые разными специалистами;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
- выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;
- преодоление затруднений в освоении общеобразовательной программы.
Концептуальные подходы к построению коррекционной работы:
- нейропсихологический, обеспечивающий выявление причин, лежащих в основе трудностей, возникающих у дошкольника при освоении общеобразовательной программы;
- комплексный, предусматривающий учет медико-психолого- педагогических знаний о ребенке с ОВЗ;
- интегрированный, позволяющий осуществлять совместную деятельность различных специалистов, сопровождающих развитие ребенка.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы[3]:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (группы).
Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого - медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграцию в образовательном учреждении.
Решение обозначенных целей и задач может быть связано с организацией системы коррекционной работы в рамках общеобразовательной программы.
В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ОВЗ. Рассмотрим особенности проектирования системы коррекционной работы.
Основу коррекционной работы составляют следующие принципиальные положения:
- коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения;
- содержание коррекционной работы - это психолого - медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в их физическом и (или) психическом развитии;
- коррекционную работу осуществляют все специалисты. Цель коррекционной работы - обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ и оказание им помощи в освоении общеобразовательной программы.
Задачи коррекционной работы:
- выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;
- преодоление затруднений в освоении общеобразовательной программы.
Направления коррекционной работы. Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого - медико - логопедической педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - детьми (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Список использованных источников:
1. Основы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. реком. / сост. М.А. Нугайбекова. – М., Берлин:
Директ-Медиа, 2020. – 141 с.
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=576768
2. Подольская О.А. Теория и практика инклюзивного образования : учеб. пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – М., Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 202 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494762
3. Специальная психология: учеб. для вузов / под ред. Л.М. Шипицыной. - М.: Юрайт, 2020. - 287 с. URL: http://biblio-online.ru/bcode/450766
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 5. Фуряева Т.В. Модели инклюзивного образования: учеб. пособие для вузов / Т.В. Фуряева. - М.: Юрайт, 2020. - 176 с. URL: http://biblio-online.ru/bcode/454537