СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению ЕГЭ»

Сочинение на  ЕГЭ – 2022 год Учитель русского языка и литературы  Магомедова Разият Салимсолтановна

Сочинение на ЕГЭ – 2022 год

Учитель русского языка и литературы

Магомедова Разият Салимсолтановна

Композиция сочинения Вступление Проблема Комментарий к проблеме Позиция автора Отношении к позиции автора Обоснование отношения к позиции автора Заключение

Композиция сочинения

Вступление

Проблема

Комментарий к проблеме

Позиция автора

Отношении к позиции автора

Обоснование отношения к позиции автора

Заключение

Виды и формы вступления Проблемный вопрос. Самый простой и часто используемый способ зачина. Когда не хватает времени для развёрнутого вступления, начните с вопроса, формулирующего проблему текста. Что такое благородство и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет И. Ильин. Что лучше: тосковать о несбывшейся мечте или, преодолев трудности, достичь желаемого? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

Виды и формы вступления

  • Проблемный вопрос.

Самый простой и часто используемый способ зачина. Когда не хватает времени для развёрнутого вступления, начните с вопроса, формулирующего проблему текста.

Что такое благородство и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет И. Ильин.

Что лучше: тосковать о несбывшейся мечте или, преодолев трудности, достичь желаемого? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

Виды и формы вступления 2. Общие сведения о проблеме. Постепенно подводя читателя к формулировке проблемы, оттолкнитесь от типичных фактов, событий, в которых эта проблема проявляется (особенно в наши дни). Мы давно уже слышим сетования на то, что люди (особенно молодые) стали меньше читать, что телевидение и компьютер вытеснили книгу… Действительно ли это так? Какова роль книги в жизни современного человека? Этой проблеме посвящён текст А. Павловской.

Виды и формы вступления

2. Общие сведения о проблеме.

Постепенно подводя читателя к формулировке проблемы, оттолкнитесь от типичных фактов, событий, в которых эта проблема проявляется (особенно в наши дни).

Мы давно уже слышим сетования на то, что люди (особенно молодые) стали меньше читать, что телевидение и компьютер вытеснили книгу… Действительно ли это так? Какова роль книги в жизни современного человека? Этой проблеме посвящён текст А. Павловской.

Виды и формы вступления 3. Ссылка на авторитетное мнение. Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.

Виды и формы вступления

3. Ссылка на авторитетное мнение.

Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.

Виды и формы вступления 4. Создание определённого эмоционального настроя.  Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.  Помните, что эмоциональное вступление предполагает не менее яркое продолжение, так что постарайтесь выдержать и провести через всю работу определённый эмоциональный настрой.

Виды и формы вступления

4. Создание определённого эмоционального настроя.

Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.

Помните, что эмоциональное вступление предполагает не менее яркое продолжение, так что постарайтесь выдержать и провести через всю работу определённый эмоциональный настрой.

Виды и формы вступления 5. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста. Прочитав текст Ф. Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха… Сколько светлых детских воспоминаний хранит память каждого из нас! Почему же детство так много значит для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора. Разумеется, ваши мысли должны быть связаны с текстом, с его проблемой. Ни в коем случае не пишите что-нибудь вроде: Вот сижу я на экзамене, за окном светит солнце поют птички, а в тексте говорится о Великой Отечественной войне… Помните: девиз «Что вижу, то пою» подходит для поэта-импровизатора, но не для автора экзаменационного сочинения!

Виды и формы вступления

5. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.

Прочитав текст Ф. Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха… Сколько светлых детских воспоминаний хранит память каждого из нас! Почему же детство так много значит для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.

Разумеется, ваши мысли должны быть связаны с текстом, с его проблемой. Ни в коем случае не пишите что-нибудь вроде: Вот сижу я на экзамене, за окном светит солнце поют птички, а в тексте говорится о Великой Отечественной войне…

Помните: девиз «Что вижу, то пою» подходит для поэта-импровизатора, но не для автора экзаменационного сочинения!

Виды и формы вступления 6. Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.  « Можно ли представить современный мир, лишённый печатного знака?» - пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества. Старайтесь подобрать цитату, непосредственно связанную с проблемой текста!

Виды и формы вступления

6. Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.

« Можно ли представить современный мир, лишённый печатного знака?» - пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества. Старайтесь подобрать цитату, непосредственно связанную с проблемой текста!

Виды и формы вступления 7. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.  Вся жизнь Валентина Распутина связана с Сибирью. Он жил в небольшом посёлке недалеко от знаменитого озера Байкал. Не случайно одна из важнейших проблем, к которой часто обращался писатель, - проблема сохранения для потомков Байкала, сбережения его красоты и природных богатств России.

Виды и формы вступления

7. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.

Вся жизнь Валентина Распутина связана с Сибирью. Он жил в небольшом посёлке недалеко от знаменитого озера Байкал. Не случайно одна из важнейших проблем, к которой часто обращался писатель, - проблема сохранения для потомков Байкала, сбережения его красоты и природных богатств России.

Проблема текста и способы ее выявления Проблема текста – это вопрос, над которым рассуждает автор. Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. Ваша задача – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей , историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором. Факты, описываемые в тексте,- это иллюстрация, частный случай проявления какой либо общей идеи, которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой – о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей – об истончении озонового слоя… все эти тексты разные, однако они связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы. Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического текста, как правило, не вызывает затруднений.

Проблема текста и способы ее выявления

Проблема текста – это вопрос, над которым рассуждает автор.

Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. Ваша задача – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей , историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.

Факты, описываемые в тексте,- это иллюстрация, частный случай проявления какой либо общей идеи, которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой – о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей – об истончении озонового слоя… все эти тексты разные, однако они связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы.

Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического текста, как правило, не вызывает затруднений.

Типы проблем

Философские

Политические

Эстетические

Нравственные

Социальные

Экологические

Взаимодействие человека и окружающей среды

Восприятие человеком прекрасного

Устройство и жизнь общества

Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей

Самые общие вопросы развития общества, природы, человека

Деятельность государственной власти

  • эгоизм и гуманизм
  • доброта и жестокость
  • духовность и бездуховность
  • честь и бесчестье
  • интеллигентность и хамство
  • дружба и предательство
  • любовь и ревность
  • конфликт поколений (отцы и дети)
  • политика в жизни общества
  • гражданское общество
  • демократия
  • международные конфликты разоружение
  • терроризм
  • национализм
  • шовинизм
  • восприятие искусства
  • воспитание эстетического вкуса
  • духовность в искусстве
  • чтение, роль книги в жизни человека
  • массовая культура, телевидение, интернет
  • взаимосвязь человека и природы
  • глобальная экологическая катастрофа
  • потребительское отношение к природе
  • экология культуры
  • экология языка
  • социальная справедливость/несправедливость
  • создание правового государства
  • соблюдение прав человека
  • прогресс и общество
  • наука и общество
  • смысл жизни
  • познание и самопознание
  • свобода и ответственность
  • человек и история
  • человек и культура
Как сформулировать проблему? Существует несколько способов формулирования проблемы

Как сформулировать проблему?

Существует несколько способов формулирования проблемы

Способы формулирования проблемы

В том случае, если проблему можно сформулировать кратко – одним словом или словосочетанием, подойдет конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже». Например:

  • Автор поднимает проблему совести.
  • Автор предлагает нам задуматься над проблемой отцов и детей.
  • В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.

Сформулировать самостоятельно (своими словами)

Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений. например:

  • Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
  • Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чем опасность распространения жаргонных слов?

В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:

  • «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом начинает свой текст Д.С.Лихачев.

Процитировать

Указать номера предложений из текста

Если в текстах можно найти авторскую формулировку проблемы, то можно указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.

Внимание!  Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: в тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей. В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: как донести смысл публичного выступления до слушателей?

Внимание! Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: в тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей. В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: как донести смысл публичного выступления до слушателей?

Основной текст Текст  Публицистический  Художественный Проблема  очевидна Проанализируйте речь героев Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм) Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Основной текст

Текст

Публицистический

Художественный

Проблема очевидна

  • Проанализируйте речь героев
  • Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях
  • Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм)
  • Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова
Основной текст Выявите основную мысль текста Запишите ее в виде законченного предложения Определите, на какой вопрос отвечает это предложение Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

Основной текст

Выявите основную мысль текста

Запишите ее в виде законченного предложения

Определите, на какой вопрос отвечает это предложение

Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему… В центре внимания автора проблема… В тексте (ФИО автора в родительном падеже) поднимается проблема… Как (зачем, почему и т.д.)?... Именно эта проблема привлекла внимание автора. Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Эту проблему поднимает автор в тексте.

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы

  • В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему…
  • В центре внимания автора проблема…
  • В тексте (ФИО автора в родительном падеже) поднимается проблема…
  • Как (зачем, почему и т.д.)?... Именно эта проблема привлекла внимание автора.
  • Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Эту проблему поднимает автор в тексте.
Запомните !  Проблема (чего?) смысла жизни.  Вопрос (о чем?) о смысле жизни.

Запомните ! Проблема (чего?) смысла жизни. Вопрос (о чем?) о смысле жизни.

Советы Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи). Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.

Советы

  • Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
  • Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
  • Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Типичные ошибки при формулировании проблемы 1. Непонимание проблемы Непонимание проблемы связано с неправильной интерпретацией текста. Довольно часто ученики, игнорируя информацию текста, пытаются «подо­гнать» его под известные им проблемы, рассмотренные на уроках, или же усматривают в тексте такие вопросы, которые отдалённо связаны с пробле­матикой текста, однако находятся за пределами внимания автора. 2. Неумение сформулировать проблему Часто связано с бедностью речи и узостью кругозора автора сочинения. Попытайтесь использовать приведённые выше алгоритмы выявления про­блемы.

Типичные ошибки при формулировании проблемы

1. Непонимание проблемы

Непонимание проблемы связано с неправильной интерпретацией текста. Довольно часто ученики, игнорируя информацию текста, пытаются «подо­гнать» его под известные им проблемы, рассмотренные на уроках, или же усматривают в тексте такие вопросы, которые отдалённо связаны с пробле­матикой текста, однако находятся за пределами внимания автора.

2. Неумение сформулировать проблему

Часто связано с бедностью речи и узостью кругозора автора сочинения. Попытайтесь использовать приведённые выше алгоритмы выявления про­блемы.

Типичные ошибки при формулировании проблемы 3. Неоправданное расширение или сужение проблемы Чтобы избежать этой ошибки, необходимо внимательно перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Избегайте чересчур общих, «размытых» формулировок типа «проблема войны», «проблема труда», «проблема человеческих отношений» и т.п. Формулировка проблемы должна отражать тот аспект, который намечен автором. 4. Подмена проблемы авторской позицией Проблема — это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция ав­тора — это ответ на данный вопрос. Чтобы избежать подобных ошибок, используйте алгоритм формулирования проблемы от позиции автора. Часто в ошибочных формулировках используются конструкции «Проблема текста заключается в том, что...»,«Автор доказывает, что...»

Типичные ошибки при формулировании проблемы

3. Неоправданное расширение или сужение проблемы

Чтобы избежать этой ошибки, необходимо внимательно перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Избегайте чересчур общих, «размытых» формулировок типа «проблема войны», «проблема труда», «проблема человеческих отношений» и т.п. Формулировка проблемы должна отражать тот аспект, который намечен автором.

4. Подмена проблемы авторской позицией

Проблема — это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция ав­тора — это ответ на данный вопрос. Чтобы избежать подобных ошибок, используйте алгоритм формулирования проблемы от позиции автора. Часто в ошибочных формулировках используются конструкции «Проблема текста заключается в том, что...»,«Автор доказывает, что...»

Типичные ошибки при формулировании проблемы 5. Подмена формулировки проблемы пересказом Помните, что ни одна часть сочинения не предполагает простого пересказа  исходного текста!

Типичные ошибки при формулировании проблемы

5. Подмена формулировки проблемы пересказом

Помните, что ни одна часть сочинения не предполагает простого пересказа  исходного текста!

Рассмотрим типичные ошибки при формулировании проблемы на примере фрагментов сочинений учащихся, написанных по тексту Н.Самвеляна.

История человечества — это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество к целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия. (По Н. Самвеляну)

Типичные ошибки учащихся и комментарий эксперта к ним

Тип ошибки

Пример из сочинения

1. Непонимание проблемы

Комментарий эксперта

В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов.

2. Неумение сформулировать проблему

В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека.

Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста словосочетание ( история человечества ) и упоминание исторического лица ( Чингисхан ). Типичные причины подобной ошибки – невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной.

Ученик в целом понимает проблематику текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль. В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилии автора (правильно:  в тексте Н. Самвелян а ); речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости: « выдвигается проблема » (правильно:  поднимается, затрагивается проблема ); грамматическая ошибка – « проблема о значимости культуры» (правильно:  проблема значимости культуры  или  В чём значимость культуры… ).

Тип ошибки

Пример из сочинения

3. Неоправданное расширение или сужение проблемы

Комментарий эксперта

Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось. Стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна.

4. Подмена проблемы авторской позицией

Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста ( культура, покушение на культуру, уничтожение культуры ) и опираясь только на информацию последнего предложения.

Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его.

5. Подмена формулировки проблемы пересказом

Вместо формулирования проблемы ( проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества?; Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества? ) формулируется позиция автора.

Проблема текста в том, что история человечества – это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком.

Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений.

Внимание !  Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачеву поднимается проблема…» Лучше: «В тексте Д. Лихачева поднимается проблема…» или «Д. Лихачев поднимает проблему…»  Не забудьте!  Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

Внимание ! Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачеву поднимается проблема…» Лучше: «В тексте Д. Лихачева поднимается проблема…» или «Д. Лихачев поднимает проблему…» Не забудьте! Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

Комментарий к проблеме Комментарий к проблеме должен опираться на текст и включать два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по мнению автора сочинения, важны для понимания проблемы исходного текста. Необходимо также пояснить значение каждого примера и указать смысловую связь между ними. Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста. Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

Комментарий к проблеме

  • Комментарий к проблеме должен опираться на текст и включать два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по мнению автора сочинения, важны для понимания проблемы исходного текста. Необходимо также пояснить значение каждого примера и указать смысловую связь между ними.
  • Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста. Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.
Типы информации в тексте Фактуальная информация Сообщение о фактам, событиях, процессах, которые происходили, происходят ли будут происходить в действительности. Концептуальная информация Кто..?, Куда..?, Когда..?, Откуда..?, Как..?, Каким образом..? Субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями Почему..?, Зачем..?, По какой причине..?, Чем объясняется..?, В чем различие..?, Какая взаимосвязь..?

Типы информации в тексте

Фактуальная информация

Сообщение о фактам, событиях, процессах, которые происходили, происходят ли будут происходить в действительности.

Концептуальная информация

Кто..?, Куда..?, Когда..?, Откуда..?, Как..?, Каким образом..?

Субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями

Почему..?, Зачем..?, По какой причине..?, Чем объясняется..?, В чем различие..?, Какая взаимосвязь..?

Типы информации в тексте Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Более того, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется. Некоторые тексты потребуют от вас находить подтекстовую (скрытую) информацию , не обозначенную словами, а только подразумевающуюся. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.

Типы информации в тексте

Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Более того, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

Некоторые тексты потребуют от вас находить подтекстовую (скрытую) информацию , не обозначенную словами, а только подразумевающуюся. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.

Способы отсылки к тексту Обязательное требование к комментарию – опора на исходный текст и наличие в сочинении двух примеров из текста, важных для понимания проблемы.

Способы отсылки к тексту

Обязательное требование к комментарию – опора на исходный текст и наличие в сочинении двух примеров из текста, важных для понимания проблемы.

Способы отсылки к тексту

  • Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе
  • Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе
  • «Они (воспитанные люди) чистосердечны и боятся лжи, как огня», - пишет А. П. Чехов. Действительно, искренность и честность – важнейшие качества, без которых невозможно представить воспитанного человека.
  • «Они (воспитанные люди) чистосердечны и боятся лжи, как огня», - пишет А. П. Чехов. Действительно, искренность и честность – важнейшие качества, без которых невозможно представить воспитанного человека.
  • Мне кажутся особенно значимыми слова Ф.Искандера о том, что мать человека – это короткий праздник на земле. К сожалению, мы порой очень поздно понимаем, как дорога каждая минута, проведенная с нашими родителями, какую важную роль играет мама в жизни каждого из нас.
  • Мне кажутся особенно значимыми слова Ф.Искандера о том, что мать человека – это короткий праздник на земле. К сожалению, мы порой очень поздно понимаем, как дорога каждая минута, проведенная с нашими родителями, какую важную роль играет мама в жизни каждого из нас.
  • Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.
  • Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

Ссылка на номера предложений

Прямое цитирование

Косвенное цитирование

Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте

Типовые конструкции для комментирования проблемы

Публицистический текст

Примеры-иллюстрации

Художественный текст

  •   Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…
  • Автор неслучайно приводит слова (кого)…
  • Автор разделяет мнение (кого)…
  • Автор спорим (с кем)…
  •   Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…
  • Особого внимание заслуживает мнение автора о…

Примеры-иллюстрации

  •   Писатель изображает (кого, что)…
  • Герой говорит…
  • Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…
  • Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
  • Симпатии автора на стороне героя, который…

Пояснение к примерам

Пояснение к примерам

  • Писатель хочет сказать, что…
  •   Этот пример показывает, что…
  • Смысл этого высказывания в том, что…
  • Эти слова убедительно доказывает, что…
  • Я думаю, этим примером автор хотел показать…
  • Приведенные слова содержат глубокий смысл…
  • Автор неслучайно обращает внимание на…
  •   Поступок героя показывает, как…
  • Слова (мысли) героя позволяют увидеть…
  • Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
  • Эти события автор описывает, чтобы…

Связь между примерами

Противопоставление:  Автор противопоставляет приведенные примеры, чтобы показать…

Сравнение, сопоставление:  Сопоставляя различные точки зрения на …, автор подчеркивает…

Вывод, следствие:  Все сказанное приводит автора к закономерному выводу о том, что…

Причина:  Почему же герой так поступает? Ответ на этот вопрос мы находим далее.

Уступки:  Несмотря на кажущуюся очевидность этих доводов, автор все же не согласен с ними и приводит свои доводы в пользу…

Советы 1. Помните о том, что критерии оценивания и суть этой части сочинения изменились. Но по-прежнему вы приводите два примера-иллюстрации из текста. Обращаем ваше внимание на то, что примеры не должны быть случайными, наспех вырванными из текста предложениями. Вам придётся пояснить их, раскрыть их роль в авторском замысле и идее. Следовательно, примеры должны быть важны для понимания проблемы текста. 2. Затем вы комментируете (поясняете) каждый из двух приведённых вами примеров. Они ведь неслучайно называются примерами-иллюстрациями: их роль сводится к тому, чтобы проиллюстрировать (продемонстрировать) ваше понимание текста — проблемы, поставленной автором, и его позиции. Кроме того, примеры могут (и должны) подвести вас к формулировке вашего отношения к позиции автора. 3. Не забудьте о том, что между двумя приведёнными примерами вы должны установить смысловую связь. Это можно сделать после первого примера как мостик ко второму или же после обоих примеров.

Советы

  • 1. Помните о том, что критерии оценивания и суть этой части сочинения изменились. Но по-прежнему вы приводите два примера-иллюстрации из текста. Обращаем ваше внимание на то, что примеры не должны быть случайными, наспех вырванными из текста предложениями. Вам придётся пояснить их, раскрыть их роль в авторском замысле и идее. Следовательно, примеры должны быть важны для понимания проблемы текста.
  • 2. Затем вы комментируете (поясняете) каждый из двух приведённых вами примеров. Они ведь неслучайно называются примерами-иллюстрациями: их роль сводится к тому, чтобы проиллюстрировать (продемонстрировать) ваше понимание текста — проблемы, поставленной автором, и его позиции. Кроме того, примеры могут (и должны) подвести вас к формулировке вашего отношения к позиции автора.
  • 3. Не забудьте о том, что между двумя приведёнными примерами вы должны установить смысловую связь. Это можно сделать после первого примера как мостик ко второму или же после обоих примеров.
Введение цитат в текст сочинения В комментарии уместны цитаты, различные ссылки на текст. Важно не только найти хорошую цитату, но и правильно ее оформить.

Введение цитат в текст сочинения

В комментарии уместны цитаты, различные ссылки на текст. Важно не только найти хорошую цитату, но и правильно ее оформить.

Введение цитат в текст сочинения Способы оформления чужой речи Пример Прямая речь Косвенная речь А: «П». А: «П!» А: «П?» Вольтер однажды метко сказал: «Словарь — это Вселенная в алфавитном порядке». Предложение с вводной конструкцией Вольтер однажды сказал, что словарь — это Вселенная в алфавитном порядке. «П», — а. «П!» — а. «П?» — а. Цитата как часть предложения По словам Вольтера, «словарь — это Вселенная в алфавитном порядке». Не случайно Вольтер считал, что «словарь — это Вселенная в алфавитном порядке». «Словарь — это Вселенная в алфавитном порядке», — заметил Вольтер. «П,— а,— п». «Словарь, — однажды заметил Вольтер, — это Вселенная в алфавитном порядке». «П,— а.— П». «Пользуйтесь, но не злоупотребляйте — таково правило мудрости, — сказал Вольтер. — Ни воздержание, ни излишества не дают счастья».

Введение цитат в текст сочинения

Способы оформления чужой речи

Пример

Прямая речь

Косвенная речь

А: «П». А: «П!» А: «П?»

Вольтер однажды метко сказал: «Словарь — это Вселенная в алфавитном порядке».

Предложение с вводной конструкцией

Вольтер однажды сказал, что словарь — это Вселенная в алфавитном порядке.

«П», — а. «П!» — а. «П?» — а.

Цитата как часть предложения

По словам Вольтера, «словарь — это Вселенная в алфавитном порядке».

Не случайно Вольтер считал, что «словарь — это Вселенная в алфавитном порядке».

«Словарь — это Вселенная в алфавитном порядке», — заметил Вольтер.

«П,— а,— п».

«Словарь, — однажды заметил Вольтер, — это Вселенная в алфавитном порядке».

«П,— а.— П».

«Пользуйтесь, но не злоупотребляйте — таково правило мудрости, — сказал Вольтер. — Ни воздержание, ни излишества не дают счастья».

Типичные ошибки при комментировании проблемы

Комментарий

отсутствует

Обычно эта ошибка связана с незнанием структуры сочинения и критериев его оценивания. Поскольку эта часть сочинения оценивается отдельно, вы должны знать требования, предъявляемые к комментарию.

Комментарий не опирается на текст

Опора на исходный текст — основное требование к комментированию. Комментарий без опоры на текст оценивается 0 баллов

В комментарии отсутствуют примеры из текста

Включайте в комментарий небольшие цитаты, косвенную речь, анализ поступков героев и т. д. Помните, что в сочинении нужны не только примеры из текста, но и ваши пояснения к ним.

Отсутствуют пояснения к приведённым примерам

Объясняйте смысл приведённых цитат, значение упомянутых слов, мыслей, поступков героев и т.п., связывая эту информацию с проблемой. Помните, что приведённые примеры должны раскрывать ту или иную сторону комментируемой проблемы.

Не выявлена смысловая связь между примерами

Продумывайте смысловую связь между примерами-иллюстрациями: это могут быть отношения противопоставления, причины, условия, следствия

Комментарий подменяется пересказом

Не пересказывайте, а анализируйте текст. Покажите, как автор раскрывает проблему, какие примерыприводит, как аргументирует свои мысли. Пишите не о том, что делают герои, а о том, что думает об этом автор.

Комментарий подменяется цитированием текста или его фрагмента

Не увлекайтесь цитированием. Помните, что цитата должна подтверждать вашу мысль, а не заменять её. Всегда комментируйте, объясняйте цитаты.

Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулированная

Следите за логикой развития мысли. Включайте в комментарий только ту информацию исходного текста, которая непосредственно связана с выделенной вами проблемой.

Прочитаем текст Ю. Лотмана и фрагмент сочинения по тексту Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови. Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману )

Прочитаем текст Ю. Лотмана и фрагмент сочинения по тексту

Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови. Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману )

Тип ошибки

Пример из сочинения

1. Отсутствие комментария

Комментарий эксперта

В тексте поднимается актуальная проблема — это проблема национальной розни. Юрий Лотман обращает внимание на вражду между человеческими расами, которая сейчас существует в мире.

2. Отсутствие опоры на текст

Позиция автора такова: каждая нация имеет право на существование.

После формулирования проблемы ученик сразу переходит к авторской позиции. Комментарий отсутствует.

В тексте Ю. Лотмана поднимается актуальная проблема межнациональных конфликтов. Действительно, с каждым днём всё больше и больше сообщений о преступлениях на почве национализма. Неужели мы начали забывать те преступления перед человечеством, которые повлекли за собой распространение идеологии нацизма? Неужели мы опять на пороге кровопролитной войны под популистскими лозунгами о том, что мы — это высшая нация, а все остальные должны быть уничтожены? Пора открыть глаза и взглянуть на всё это трезво.

3. Подмена

Проблема сформулирована верно, однако в комментарии отсутствует авторское видение проблемы.

комментария

Юрий Лотман участвовал в Великой Отечественной войне, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди его друзей были люди разных национальностей: и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и немцы. Теперь человек, прошедший большую войну, вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. Люди, ослеплённые этой злобой, не видят, что ими играют. В наше время мир един, и то, что происходит на одном полюсе, так или иначе отзовётся на другом. Столкнуться с этой проблемой придётся каждому.

пересказом

Ученик подробно пересказывает текст, вместо того чтобы комментировать мысли автора.

4. Подмена

комментария

Автор поднимает проблему ненависти по отношению к другим народам. Ю. Лотман пишет: «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови».

5. Несоответ-

ствие комментария заявленной проблеме

Текст Ю. Лотмана посвящён проблеме национальной розни.

6. Отсутствие пояснения к приведённым примерам

цитированием

Вместо комментария цитируется фрагмент текста.

Проблема, поднятая автором, очень актуальна. Да, это действительно так: ведь не каждый человек ценит то, что у него есть. Мир — это то, что нужно каждому из нас. Я говорю огромное спасибо людям, которые подарили мне жизнь в мирное время. Я знаю, что во время Великой Отечественной войны было много потерь, но, несмотря на это, люди готовы были отдать жизнь за свою родину. Я думаю, что наше поколение просто не понимает, что такое война.

Размышляя над проблемой межнациональных конфликтов, автор обращается к собственному жизненному опыту, вспоминая годы Великой Отечественной войны, когда он «исходил пешком и Россию, и Европу. Лотман жалеет людей, ослеплённых ненавистью, и осуждает тех, кто «разжигает кровавый туман» ненависти между народами.

7. Отсутствие смысловой связи между примерами

В начале сочинения заявлена проблема национальной розни, а в комментарии ученик пишет о ценности мирной жизни, о Великой Отечественной войне. Нарушена логика развития мысли. Комментарий не опирается на текст.

Юрий Лотман пишет о том, что среди его друзей «были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие». Этот пример показывает, что люди разных национальностей могут жить в мире и дружбе. «Колокол звонит по каждому из нас» — эта фраза должна заставить каждого задуматься о том, насколько хрупок мир на нашей планете, сотрясаемой многочисленными военными конфликтами.

Оба примера нуждаются в пояснении. Кроме того, автор сочинения не показывает связь между примерами.

Приведены два примера-иллюстрации, дано пояснение каждому примеру. Однако связь между примерами не показана. Перед цитатой необходимо хотя бы одно предложение, которое является связкой, переходом к новой мысли. (Например: Однако в настоящем автор видит вокруг себя только «клиническое безумие ненависти» и обращается к нам с предупреждением.)

Отражение позиции автора исходного текста Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Отражение позиции автора исходного текста

Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Средства выражения позиции автора

  • Авторская позиция может быть выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т. п.: Главное — научиться различать, что действительно красиво, а что подделка (В. Лакшин). Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев). Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В. Розов).
  • Авторская позиция может быть выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т. п.: Главное — научиться различать, что действительно красиво, а что подделка (В. Лакшин). Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев). Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В. Розов).
  • Оценочная лексика — слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный — положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный — отрицательная оценка. Например: Любящий человек — это великое благо (Е. Сикирич); Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию (Л. Матрос).
  • Оценочная лексика — слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный — положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный — отрицательная оценка. Например: Любящий человек — это великое благо (Е. Сикирич); Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию (Л. Матрос).
  • Отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д. Гранин). Как много во всём этом ума и чувства красоты! (Л. Андреев).
  • Отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д. Гранин). Как много во всём этом ума и чувства красоты! (Л. Андреев).

Слова-маркеры

Оценочная лексика

Средства выразительности

  • Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае затевающие ненужные ссоры, встречаются часто. К несчастью, так складывается жизнь, что всё чаще она возвращает нас к проблемам, связанным с нарушением прав человека. К счастью, есть предприятия, которые жёстко следят за качеством своей продукции. Ко всеобщей радости, проблемы в отношениях сотрудников вскоре разрешились.
  • Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае затевающие ненужные ссоры, встречаются часто. К несчастью, так складывается жизнь, что всё чаще она возвращает нас к проблемам, связанным с нарушением прав человека. К счастью, есть предприятия, которые жёстко следят за качеством своей продукции. Ко всеобщей радости, проблемы в отношениях сотрудников вскоре разрешились.
  • Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В. Пекелис).
  • Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В. Пекелис).

Средства выражения позиции автора

Вводные слова

Побудительные предложения

Авторская позиция в художественном тексте В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо. Читая такие тексты, как и при выявлении проблемы, обращайте внимание на речь, портрет и, самое главное, на поступки героя. Автор произведения придумывает эти поступки, выстраивает линию поведения героя, его взаимоотношения с другими персонажами. Итак, чтобы определить позицию автора художественного текста, ответьте на следующие вопросы: Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя? Как относятся к герою окружающие его персонажи? Как сказываются поступки героя на других персонажах произведения? Согласен автор с героем или нет? Автор осуждает или одобряет поведение героя? Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

Авторская позиция в художественном тексте

В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо. Читая такие тексты, как и при выявлении проблемы, обращайте внимание на речь, портрет и, самое главное, на поступки героя. Автор произведения придумывает эти поступки, выстраивает линию поведения героя, его взаимоотношения с другими персонажами.

Итак, чтобы определить позицию автора художественного текста, ответьте на следующие вопросы:

  • Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
  • Как относятся к герою окружающие его персонажи?
  • Как сказываются поступки героя на других персонажах произведения?
  • Согласен автор с героем или нет?
  • Автор осуждает или одобряет поведение героя?
  • Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?
Герой – пример положительных качеств человека Герой – пример отрицательных качеств человека Автор одобряет поведение героя Автор не согласен с героем Автор согласен с героем Автор осуждает поведение героя Позиция автора

Герой – пример положительных качеств человека

Герой – пример отрицательных качеств человека

Автор одобряет поведение героя

Автор не согласен с героем

Автор согласен с героем

Автор осуждает поведение героя

Позиция автора

ПОМНИТЕ:   даже если автор прямо не говорит о своём отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.

ПОМНИТЕ: даже если автор прямо не говорит о своём отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.

Автор и рассказчик Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, — это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.  ПОМНИТЕ: Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Автор и рассказчик

Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, — это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

ПОМНИТЕ:

Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции

Типовые конструкции

  • Автор считает, что... Автор подводит читателя к выводу о том, что... Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу... Позиция автора такова... Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом... Автор призывает нас (к чему)... Автор убеждает нас в том, что... Автор осуждает (кого/что, за что)... Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно. Основная цель автора заключается в том, что... Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что...
  • Автор считает, что...
  • Автор подводит читателя к выводу о том, что...
  • Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу...
  • Позиция автора такова...
  • Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом...
  • Автор призывает нас (к чему)...
  • Автор убеждает нас в том, что...
  • Автор осуждает (кого/что, за что)...
  • Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
  • Основная цель автора заключается в том, что...
  • Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что...

Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика)

Тип ошибки

Пример из сочинения

1. В сочинении отсутствует формулировка авторской позиции

Комментарий эксперта

В тексте поднимается проблема патриотизма. Я согласен с позицией автора и в доказательство могу привести следующее.

2. Позиция автора формулируется слишком широко и/или неточно

Таким образом, позиция автора выражена в том, что он с наслаждением описывает красоту летнего луга. Автор текста повествует, о любви человека и природы. И я полностью с ним согласен.

Автор сочинения сразу после формулирования проблемы переходит к изложению своей позиции или к аргументации.

3. Формулируется позиция автора по другой проблеме текста, не заявленной в сочинении

Расплывчатые фразы сочинения вряд ли могут претендовать на полноту освещения авторской позиции. Следует помнить о том, что формулировка позиции автора должна чётко соотноситься с заявленной проблемой.

В тексте автор поднимает проблему роли личности в истории Таким образом, автор приходит к выводу, что Барклай де Толли хороший полководец, недооценённый, не понятый современниками.

В начале сочинения ученик заявляет проблему роли личности в истории, позиция же автора связана с другой проблемой — проблемой объективной оценки исторических событий и лиц. В сочинении явно нарушена логика изложения мысли.

Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика) Тип ошибки Пример из сочинения 4. Позиция автора подменяется мнением героя- рассказчика Комментарий эксперта Автор убеждает нас в том, что самое важное — сохранить хорошие отношения между людьми. Но ведь в результате страдает невинное животное! Я не могу согласиться с автором.  (Из сочинения по приведённому выше тексту Г. Андреева.) 5. Позиция автора подменяется цитированием фрагмента текста Позиция автора, по моему мнению, заключается в том, что: «Когда я всматривался в гравюру „Блудный сын“ и писал о ней, в душе ожило чувство вины и раскаяния». Вместо позиции автора ученик изложил мнение героя-рассказчика, что привело к ошибке. Приведена неудачная цитата, не отражающая мнение автора, кроме того, в сочинении допущено смешение прямой и косвенной речи.

Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика)

Тип ошибки

Пример из сочинения

4. Позиция автора подменяется мнением героя- рассказчика

Комментарий эксперта

Автор убеждает нас в том, что самое важное — сохранить хорошие отношения между людьми. Но ведь в результате страдает невинное животное! Я не могу согласиться с автором.  (Из сочинения по приведённому выше тексту Г. Андреева.)

5. Позиция автора подменяется цитированием фрагмента текста

Позиция автора, по моему мнению, заключается в том, что: «Когда я всматривался в гравюру „Блудный сын“ и писал о ней, в душе ожило чувство вины и раскаяния».

Вместо позиции автора ученик изложил мнение героя-рассказчика, что привело к ошибке.

Приведена неудачная цитата, не отражающая мнение автора, кроме того, в сочинении допущено смешение прямой и косвенной речи.

Советы 1 . Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п. 2. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции. 3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения. 4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор. 5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)

Советы

1 . Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.

2. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.

3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.

4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.

5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)

Отношении к позиции автора по проблеме исходного текста Не согласен Согласен Частично согласен

Отношении к позиции автора по проблеме исходного текста

Не согласен

Согласен

Частично согласен

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста  Обоснование, или аргументация, — это способ доказательства истинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров.  Аргументы — это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

Обоснование, или аргументация, — это способ доказательства истинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров.

Аргументы — это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.

Для обоснования своей позиции можно использовать следующие виды аргументов: Виды аргументов примеры из жизни собственные наблюдения и выводы предположительные примеры ссылки на авторитет пословицы, поговорки, афоризмы примеры из кинофильмов примеры из художественной литературы примеры из публицистической литературы примеры из научной (научно-популярной) литературы примеры из жизни собственные наблюдения и выводы предположительные примеры ссылки на авторитет пословицы, поговорки, афоризмы примеры из кинофильмов примеры из художественной литературы примеры из публицистической литературы примеры из научной (научно-популярной) литературы

Для обоснования своей позиции можно использовать следующие виды аргументов:

Виды аргументов

  • примеры из жизни собственные наблюдения и выводы предположительные примеры ссылки на авторитет пословицы, поговорки, афоризмы примеры из кинофильмов примеры из художественной литературы примеры из публицистической литературы примеры из научной (научно-популярной) литературы
  • примеры из жизни
  • собственные наблюдения и выводы
  • предположительные примеры
  • ссылки на авторитет
  • пословицы, поговорки, афоризмы
  • примеры из кинофильмов
  • примеры из художественной литературы
  • примеры из публицистической литературы
  • примеры из научной (научно-популярной) литературы
Предположительные примеры представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях: Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и формирующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной. Пример из художественной литературы: О проблеме гуманизма очень эмоционально и выразительно написал М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко, герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повёл их, отчаявшихся и озлобленных, через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить путь к свободе, — потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к людям.

Предположительные примеры представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях:

Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и формирующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.

Пример из художественной литературы:

О проблеме гуманизма очень эмоционально и выразительно написал М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко, герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повёл их, отчаявшихся и озлобленных, через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить путь к свободе, — потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к людям.

Запомнить!   Будьте внимательны при обосновании своего отношения к позиции автора: если вы не помните названия произведения и фамилии автора, то лучше об этом вообще не писать.

Запомнить! Будьте внимательны при обосновании своего отношения к позиции автора: если вы не помните названия произведения и фамилии автора, то лучше об этом вообще не писать.

Структура аргумента Тезис Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства — будить в человеке чувство родины. Логический переход Неслучайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины — России. Аргумент А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С. А. Есенин, А. А. Блок — все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего — с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Микровывод Я скажу: «Не надо рая, Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными. Дайте родину мою».

Структура аргумента

Тезис

Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства — будить в человеке чувство родины.

Логический

переход

Неслучайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины — России.

Аргумент

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С. А. Есенин, А. А. Блок — все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего — с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина: Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Микровывод

Я скажу: «Не надо рая,

Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.

Дайте родину мою».

Виды заключений

Обобщение основных мыслей автора

Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к позициям автора, излагая её более широко и эмоционально.

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос

Итак, автор показал нам, что желание спасти боевого товарища, вера в победу помогают людям совершить невозможное, преодолеьб самого себя ради других – это и есть подвиг!

В конце сочинения такое предложение возвращает читателя к прблеме текста, подчеркивая её актуальность.

Призыв, обращение к читателю

Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого долга! Разве имеет правокто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

Особенно уместны в том случае, если сам автор нас к чему-либо призывает.

Использование

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы ходите быть - творцом своей жизни или просто зрителем?

цитат

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Возможно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста или цитаты из другого источника, точно отражающие позицию автора исходного текста.

Итак, текст К. Паустовского ещё раз заставил меня убедиться в том, что любая война приносит человечеству только беды и страдания. Как тут не вспомнить слова Л. Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие...»!

Типовые конструкции, используемые в заключении Таким образом, Следовательно, Итак, В заключение хочу подчеркнуть... В заключение важно отметить... Хотелось бы ещё раз подчеркнуть... Обобщая сказанное, можно сделать вывод... Таким образом, Следовательно, Итак, В заключение хочу подчеркнуть... В заключение важно отметить... Хотелось бы ещё раз подчеркнуть... Обобщая сказанное, можно сделать вывод...

Типовые конструкции, используемые в заключении

  • Таким образом, Следовательно, Итак, В заключение хочу подчеркнуть... В заключение важно отметить... Хотелось бы ещё раз подчеркнуть... Обобщая сказанное, можно сделать вывод...
  • Таким образом,
  • Следовательно,
  • Итак,
  • В заключение хочу подчеркнуть...
  • В заключение важно отметить...
  • Хотелось бы ещё раз подчеркнуть...
  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод...
Речевое оформление сочинения Типы ошибок Грамматические Речевые Логические Фактические

Речевое оформление сочинения

Типы ошибок

Грамматические

Речевые

Логические

Фактические

Грамматическая ошибка — нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Вид ошибки

1

Примеры

Ошибочное словообразование

2

Ошибочное образование формы существительного

Упрямость вместо упрямство,  над смехаться вместо насмехаться.

3

Опытные слесаря вместо слесари;  разводить курей  вместо разводить  кур  и др.

Ошибочное образование формы прилагательного

4

Ошибочное образование формы числительного

5

Более ярче  вместо более яркий,  самый важнейший  вместо важнейший (самый важный ).

С  семистами  рублями вместо с семьюстами, около шестиста вместо около  шестисот  и др.

Ошибочное образование формы местоимения

6

Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия

Ихней  помощи вместо их помощи и др.

7

8

Нарушение согласования

Заказует  вместо заказывает,  ездиют  вместо ездят,  накормящий  вместо кормящий или кормивший.

Нарушение управления

Я благодарен  людям воспитавших  в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе...).

9

Я хочу  привести к примеру  Петра I (правильно: привести в пример).

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Многие люди  не имеют своё мнение  (правильно: не имеют своего мнения).

Все,  кто совершают  подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает...).

Вид ошибки

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

11

Примеры

Ошибки в построении предложения с однородными членами

12

Все были рады, счастливы и  весёлые  (правильно: ... и веселы).

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Автор  не только  осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только..., но и...).

13

14

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Вернувшись домой мне вспомнилась  эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).

Ошибки в построении сложного предложения

15

Поставленная проблема автором  очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).

Смешение прямой и косвенной речи

16

Текст принадлежит перу Лихачёва,  в котором поднимается важная проблема...  (Правильно: В тексте Лихачёва поднимается важная проблема...)

Нарушение границ предложения

17

Не случайно герой говорит, что я  никогда не прячусь за чужими спинами. (Правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.)

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Автор, наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие качества  (высказывание должно быть оформлено как сложноподчинённое предложение).

Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом.  (Второе сказуемое следует поставить в форму прошедшего времени.)

Речевая ошибка — это нарушение лексических норм, т. е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова.

Вид ошибки

1

Примеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

2

Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти  происки  патриотизма ( вместо слова  происки  («интриги»)   следовало использовать существительное  примеры).

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

3

4

Неразличение синонимичных слов

Вряд ли это можно считать  эффектным  способом решения проблемы ( правильно:  эффективным).

Употребление слов иной стилевой окраски

5

В  конечном  предложении автор подводит итоги ( правильно:  в последнем).

Не следует слишком  зацикливаться  на своих проблемах.

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

6

Астафьев  то и дело  прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов

7

По  ящику  сейчас показывают одни  разборки .

Нарушение лексической сочетаемости

8

9

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Книги  занимают  очень важную  роль  в жизни человека ( правильно : играют важную роль  или  занимают важное место).

10

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

Сегодня  прейскурант цен   можно увидеть в любом кафе  ( слово  прейскурант означает  «справочник цен» ).

Писатель  мастерски  описывает  своего героя.

Неоправданное повторение слова

11

В своём  рассказе  автор  рассказывает  о событиях войны.

В прочитанном мною тексте  автором  поднимается проблема патриотизма.  Автор  очень ярко, точно и смело рассказывает о героизме солдат. Позиция  автора  мне близка и понятна.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

12

Когда началась война , его отправили на фронт.  Когда он оказался на фронте , он командовал ротой солдат.

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. В  нём  поднимается важная проблема.

Логические ошибки — это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли. № Вид ошибки 1 Примеры Подмена понятий 2 Нарушение причинно-следственных отношений Автор поднимает  проблему  патриотизма. Эта  тема  очень важна в наше время ( тема и проблема — это не одно и то же !). 3 Но вскоре пришла весна, так как морозы прекратились. Нарушение логики развёртывания мысли 4 Отсутствие связи между высказываниями Я согласен с автором: действительно, книга скоро изживёт себя. Но, пока книг издаётся всё больше и больше, они ещё долго будут радовать читателей. Автора возмущает человеческая жестокость. И действительно, сейчас многие родители уже не читают детям книги. Им легче включить мультики по телевизору.

Логические ошибки — это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли.

Вид ошибки

1

Примеры

Подмена понятий

2

Нарушение причинно-следственных отношений

Автор поднимает  проблему  патриотизма. Эта  тема  очень важна в наше время ( тема и проблема — это не одно и то же !).

3

Но вскоре пришла весна, так как морозы прекратились.

Нарушение логики развёртывания мысли

4

Отсутствие связи между высказываниями

Я согласен с автором: действительно, книга скоро изживёт себя. Но, пока книг издаётся всё больше и больше, они ещё долго будут радовать читателей.

Автора возмущает человеческая жестокость. И действительно, сейчас многие родители уже не читают детям книги. Им легче включить мультики по телевизору.

Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

Вид ошибки

1

Примеры

Подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими; искажение фактов, содержащихся в тексте.

2

Неверная характеристика примера, явления, о котором идёт речь в тексте.

В тексте приводятся некоторые факты из биографии  писателя  Дюрера.  (Альбрехт Дюрер — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса.)

3

В тесте рассказывается о событиях Великой Отечественной войны, когда Германия напала на  Россию   (Германия напала на СССР, или Советский Союз).

Неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство упоминаемых в сочинении произведений и т.п.).

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам.

У известного писателя Лихачёва есть множество статей, в которых осуждается национализм.

Хотелось бы напомнить, что Пушкин был горячей личностью. Он мог заехать на коне на второй этаж и спокойно пойти пить чай.

Удачи на экзамене!

Удачи на экзамене!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!