Подготовка к сочинению ЕГЭ по теме « Человек на войне »
(задание 25)
11 класс
Автор работы: учитель русского языка и литературы МАОУ „Володарская СОШ“ Садчикова Ю.Н.
Цитаты о войне и про войну
Война будет повторяться до тех пор, пока вопрос о ней будет решаться не теми, кто умирает на полях сражений. А. Барбюс
Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин, но только с одних взимает кровь, а с других – слезы. У. Теккерей
Война — не настоящий подвиг, война — суррогат подвига. В основе подвига — богатство связей, которые он создает, задачи, которые он ставит, свершения, к которым побуждает. Простая игра в орла или решку не превратится в подвиг, даже если ставка в ней будет на жизнь или смерть. Война — это не подвиг. Война — болезнь. Вроде тифа. Антуан Де Сент Экзюпери.
Я не знаю каким оружием будут сражаться в 3-й мировой войне, но в 4-й мировой войне будут сражаться палками и камнями. А. Эйнштейн
Мир должен быть добыт победой, а не соглашением. Цицерон
Цитаты о войне и про войну
Солдату надлежит быть здорову храбру тверду решиму, правдиву благочестиву. Суворов А. В.
Памятники надо ставить тем, кто предотвратил войну, а не полководцам. Аркадий Давидович
Из всех войн, которые народы вели между собою огнем и мечом, религиозные были самыми кровопролитными. Э. Геккель
Расцвет военных наук возможен только в мирное время. Дон-Аминадо
Мир — это зеркало, которое показывает каждому человеку его собственное отражение. Т еккерей У.
Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном. Наполеон Бонапарт
Что побуждает человека к подвигу?
В. Быков – повесть «Сотников»
Тема истинного и ложного патриотизма, развенчивание понятия «Героизм» характерны для повести В. Быкова «Сотников». В произведении нет ни грандиозных танковых сражений, ни сцен впечатляющих боев. Все свое внимание писатель уделяет внутреннему миру человека на войне. Вспомним сюжет повести. Зимней ночью двое партизан, Рыбак и Сотников, отправляются в путь. Они должны достать продовольствие для своего отряда. Путь их оказывается очень опасным, так как нет в округе деревень, свободных от полицейских постов. Наконец удается им достать баранью тушу, но тут их обнаруживают полицаи. Партизаны отстреливаются, пытаясь оторваться от преследования, но из-за ранения Сотникова попадают к немцам. И здесь расходятся их пути: Сотников выбирает смерть, а Рыбак - предательство, благодаря чему ему сохраняют жизнь. Герой Быкова не обладает героической внешностью - Сотников в повести больной, хилый, казалось бы, он не готов совершить подвиг.
Что побуждает человека к подвигу?
В. Быков – повесть «Сотников»
Но на всю жизнь запомнил он суровый урок войны: «Сотников на всю жизнь запомнил, как летом в полевом штабе немцы допрашивали пожилого седого полковника, искалеченного в бою, с перебитыми кистями рук, едва живого. Этому полковнику, казалось, просто неведомо бьшо чувство страха, и он не говорил, а метал в гестаповского офицера гневные слова против Гитлера, фашизма и всей Германии ... Разумеется, полковника затем расстреляли, но те несколько минут перед расстрелом были его триумфом, его последним подвигом, наверно, не менее трудным, чем поле боя». Таким же подвигом становится и выбор самого героя
Что побуждает человека к подвигу?
Б. Полевой – « Повесть о настоящем человеке».
В этой повести писатель рассказывает о летчике Маресьеве, который смог спастись и выжить после крушения самолета. После этой катастрофы он лишился ног, однако смог вернуться к нормальной жизни на протезах. Также вернулся он и к своему любимому делу - вновь стал летать. Мужество и сила духа, воля человека - это то, что побуждает человека к подвигу, по мысли писателя.
Что побуждает человека к подвигу?
М. Алигер – поэма «Зоя».
В этой поэме поэтесса рассказывает о подвиге Зои Космодемьянской, девочки-партизанки, замученной и казненной фашистами. Любовь к Родине, душевная цельность, верность гражданскому долгу именно эти качества, по мысли автора, побуждают человека к подвигу.
К. Паустовский – рассказ «Робкое сердце» .
За робким сердцем, неброской внешностью часто стоит душевная стойкость, самоотверженность, готовность к подвигу. Такими героями в расска.зе являются фельдшерица Вера Яковлевна и ее племянник, летчик, совершивший в годы войны настоящий подвиг, бомбивший немцев, обосновавшихся в его родном городе. Он был захвачен в плен и публично казнен в родном городе.
Проблема предательства на войне
В. Быков – повесть «Сотников»
В произведении о Великой Отечественной войне нет ни грандиозных танковых сражений, ни сцен впечатляющих боев. Все свое внимание писатель уделяет внутреннему миру человека на войне. Вспомним сюжет повести. Зимней ночью двое партизан, Рыбак и Сотников, отправляются в путь. Они должны достать продовольствие для своего отряда. Путь их оказывается очень опасным, так как нет в округе деревень, свободных от полицейских постов. Наконец удается им достать баранью тушу, но тут их обнаруживают полицаи. Партизаны отстреливаются, пытаясь оторваться от преследования, но из-за ранения Сотникова попадают к немцам. И здесь расходятся их пути: Сотников выбирает смерть, а Рыбак - предательство, благодаря чему ему сохраняют ему жизнь. Герой Быкова не обладает героической внешностью - Сотников в повести больной. хилый, казалось бы, он не готов совершить подвиг.
Проблема предательства на войне
В. Быков – повесть «Сотников» (продолжение)
Но на всю жизнь запомнил он суровый урок войны: «Сотников на всю жизнь запомнил, как летом в полевом штабе немцы допрашивали пожилого седого полковника, искалеченного в бою, с перебитыми кистями рук, едва живого. Этому полковнику, казалось, просто неведомо было чувство страха, и он не говорил, а метал в гестаповского офицера гневные слова против Гитлера, фашизма и всей их Германии". Разумеется, полковника затем расстреляли, но те несколько минут перед расстрелом бьши его триумфом, его последним подвигом, наверно, не менее трудным, чем поле боя». Таким же подвигом становится и выбор самого героя.
Проблема предательства на войне
В. Распутин – повесть «Живи и помни».
В этом произведении писатель исследует психологию предательства. Оказавшись после тяжелого ранения неподалеку от родных мест, Андрей Гуськов решил заскочить домой, повидаться с женой.
Потом понял, что уже не может вернугься. В свой обман он вовлек жену Настену, которая оказалась в безвыходном положении. Ей пришлось врать и изворачиваться, скрывать от людей своего мужа. В финале Настена, ждущая ребенка, заканчивает жизнь самоубийством.
Проблема исторической памяти (Великая Отечественная война)
А.Т. Твардовский – стихотворение «Есть имена и есть такие даты ... ».
Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед погибшими героями. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом -судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может наслаждаться красотой природы, радоваться праздникам, трудиться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будуrnих поколений. И память о них вечна, бессмертна. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому обязаны жизнью. Погибшие герои не ушли бесследно, они будуг жить в наших потомках, в будущем. Тема исторической памяти звучит у Твардовского также в стихотворениях «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю: никакой моей вины...»
Проблема исторической памяти (Великая Отечественная война)
Е. Носов – рассказ «Живое пламя».
Сюжет рассказа несложен: рассказчик снимает жилье у пожилой женщины, тети Оли, потерявшей на войне единственного сына. Однажды он сажает у нее на клумбах маки. Но героиня явно не любит этих цветов: у маков яркая, но короткая жизнь. Вероятно, они напоминают ей о судьбе сына, погибшего в молодом возрасте. Но в финале отношение тети Оли к цветам изменилось: теперь на клумбе у нее полыхал целый ковер маков. «Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Образ мака в этом рассказе символичен. Это символ всего возвышенного, героического. И это героическое продолжает жить в нашем сознании, в нашей душе. Память питает корни «нравственного духа народа». Память вдохновляет нас на новые подвиги. Память о погибших героях всегда остается с нами. Именно это составляет одну из главных идей рассказа.
Проблема исторической памяти (Великая Отечественная война)
Б. Васильев – рассказ «Экспонат № ...»
В этом произведении автор ставит проблему исторической памяти и детской жестокости. Собирая реликвии для школьного музея, пионеры крадут у слепой пенсионерки Анны Федотовны два письма, полученные ею с фронта. Письма эти были очень дороги героине. Столкнувшись с неосознанной детской жестокостью, она потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Автор с горечью описывает чувства героини: «Но было глухо и пусто. Нет, письма,пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа». Письма же оказались в запаснике школьного музея. «Пионерам вынесли благодарность за активный поиск, но места для их находки так и не нашлось, и письма Игоря и сержанта Переплетчикова отложили про запас, то есть попросту сунули в долгий ящик. Они и сейчас там, эти два письма с аккуратной пометкой: «ЭКСПОНАТ № ... ». Лежат в ящике стола в красной папке с надписью: «ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».
Какой он – настоящий герой войны?
Л.Н. Толстой – роман-эпопея «Война и мир».
Толстой в своем романе противопоставляет истинный и ложный патриотизм. Карьеризму штабных офицеров, их мыслям о наградах противопоставляет писатель поведение простых русских людей. Таковы в романе капитан Тушин и капитан Тимохин, ротмистр Василий Денисов, крестьянин Тихон Щербатый, старостиха Василиса. Подлинный герой войны у Толстого – простой русский солдат. В грандиозной эпопее писатель обозначает национальные черты русского народа: смелость, находчивость, отвагу, душевную стойкость, отзывчивость.
Какой он – настоящий герой войны?
М. А. Шолохов – рассказ «Судьба человека» .
Простой русский солдат в центре сюжета рассказа Шолохова. И на войне, и в мирной жизни Андрей Соколов следует единому принципу: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Любовь к Родине, душевная стойкость и терпение, смекалка и находчивость, смелость и отвага, великодушие и благородство все эти черты свойственны герою Шолохова. В этом образе писатель воплотил русский национальный характер.
Какой она была – блокада Ленинграда?
О. Бергольц – поэма «Февральский дневник».
В этом произведении поэтесса воспроизводит быт и жизнь блокадного Ленинграда, рассказывает о смертях, о ленинградских вдовах, о красногвардейцах, защищающих город. Ее поэма – это письмо к другу, к сестре по гневу и печали.
В. Инбер – поэма «Пулковский меридиан» .
Поэма написана в стиле лирического дневника. Автор воспроизводит жизнь блокадного Ленинграда, его ночи и дни. Как ни велики страдания ленинградцев, город живет сознанием своего родства со всей страной. И это помогает ему выжить.
А.Б. Чаковский – роман «Блокада»
В этом произведении писатель анализирует причины Великой Отечественной войны, рассказывает о напряженных боях за Ленинград, о прорыве блокады в 1943 году, о создании Ладожской ледовой дороги, прозванной ленинградцами «дорогой жизни».
Проблема войны как бессмысленной, кровавой бойни. Проблема жестокости на войне
Л.Н. Толстой – роман-эпопея «Война и мир».
В этом романе мы видим изображение войны без прикрас, писатель создает картину суровых военных будней, несущих людям кровь, смерть, страдания. Таковы сцены пожара и сдачи Смоленска, картина похода перед Шенграбенским сражением, сцены отступления русских войск. Всюду – сломанные повозки, надрывающиеся лошади, грязь, раненые тела. Разумная, гармоничная природа противопоставлена у Толстого этим картинам военной жизни. Герои романа также постепенно начинают осознавать войну как жестокую, кровавую бойню. Так, Николай Ростов, князь Андрей преодолевают свои наивные представления о войне, Петя Ростов тяжело переживает первое совершенное им убийство француза. А затем и сам, совсем юный мальчик, он погибает. И это, по мысли писателя, несправедливо.
Проблема войны как бессмысленной, кровавой бойни. Проблема жестокости на войне
М.А. Шолохов – роман-эпопея «Тихий Дон »
В этом романе писатель осмысливает войну как беспощадное, суровое действо, несущее людям смерть, страдания, разорение. Мы видим, как конница топчет созревшие Хлеба, донская земля горит под ногами. Разоряются и страдают семьи, изменяется на войне человеческая душа. Так, писатель изображает душевный надлом Григория Мелехова. Тот тяжело переживает первое совершенное им убийство австрийца. А в финале в герое остается лишь душевная усталость, сердце его грубеет: «ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны». По мысли писателя, война не только несет смерть и несчастья, она еще и нравственно калечит людей.
Источники:
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/638/78638765_Forever_yours_2.jpg
http://toto.in.ua/index.php?id=122&Itemid=126&option=com_content&view=article
Амелина Е. В. Пишем сочинение на ЕГЭ (часть С)